Шпаргалка по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Форма подачи материала позволяет усвоить за короткое время большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.

Файлы: 1 файл

Социология. Полный курс. Шпаргалка_Ритерман Т.П_2009 -128с.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

Термин «социология» впервые появился в 1839 г. – в названии 6-го тома «Курса позитивной философии» Огюста Конта. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых прежде всего для оптимизации отношений между людьми.

В своих работах Конт утверждал  принцип «порядка и прогресса», который  он понимал как симметричность и  уравновешенность всех структурных  элементов общества. Специфика социального учитывалась в рамках позитивного синтеза – своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит классификация наук. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной (положительной) как минимум в двух смыслах: опираться на положительные, т. е. достоверные, факты и приносить некоторые положительные результаты, т. е. служить благоустройству общества, его организации, а не дезорганизации.

Первоначально социология называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая из двух частей: социальной статики и социальной динамики. Новая наука должна была описывать объективные (т. е. не зависящие от человеческих представлений о них) закономерности общественной жизни, используя методы, подобные методам естественных наук.

Основной закон социальной динамики – «закон трех стадий», согласно которому в основе общественного развития лежит развитие человеческого сознания, обязательно проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадию. Теологическая стадия – это время господства мифологических и религиозных представлений. Метафизическая стадия – время преобладания абстрактных ненаучных философских теорий. Позитивная стадия, наступившая в Европе после Французской революции, предполагает возможность точной оценки внешней реальности; этой стадии соответствует индустриальное демократическое общество.

Предметом социальной статики является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма.

По мнению Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.

 

Классические  социологические теории

Социология как наука об обществе ведет свое происхождение с середины XIX века. Классические теории социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны.

Марксизм

Многие идеи Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими в социологии. Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, согласно Марксу, является частная собственность. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру.

Структурный функционализм

В направлении структурно-функционального  анализа в социологии заметный след оставил Герберт Спенсер (1820–1903). Спенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования; универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений, и функциональная необходимость. Общество, с его точки зрения, – это эволюционирующий живой организм. Общества могут организовывать и контролировать процессы адаптации, тогда они развиваются в милитаристские режимы; адаптация также может быть свободной и пластичной – и тогда общества превращаются в промышленно развитые государства.

Сопиал-дарвинизм

Основными представителями социал-дарвинизма считаются А. Гумплович, Л. Смолл и У. Самнер. Согласно этой доктрине, в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны.

Албион Смолл  (1854–1926) утверждал, что социальная жизнь – это результат взаимодействия естественных интересов людей.

Людвиг Гумплович  (1838–1909) рассматривал историю как «естественный процесс», а социальные законы – как разновидность законов природы. Основными причинами социальных конфликтов он считал экономические мотивы, стремление людей к удовлетворению материальных потребностей.

Уильям Самнер (1840–1910) исходил из двух основных принципов: 1) естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение в развитии общества, поэтому социальное неравенство – нормальное состояние; 2) социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.

Психологизм

Психологизм – совокупность социологических  концепций, строящихся на признании  первичности роли индивидуальной психики  в развитии социальных процессов. Основные представители психологизма – Г. Тард, Л. Уорд и Ф. Гиддингс.

Франклин Гиддингс (1855–1931) рассматривал общество как физико-психический организм, обладающий «социальным разумом».

ЛестерУорд  (1841–1913) выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, в первую очередь волевых импульсов.

Габриэль Тард (1843–1904) сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму он считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний. Согласно Тарду, общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего – всемирное повторение, принимающее форму волнообразного движения в неорганической природе, наследственности – в мире органическом и подражания – в жизни общества.

«Социологизм» Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858–1917), основатель французской социологической школы, считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление. Социальные факты Дюркгейм подразделял на морфологические (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.) и духовные (коллективные представления, составляющие в совокупности коллективное сознание).

«Понимающая социология» Вебера

С именем Макса Вебера (1864–1920) связывается создание методологии социального познания. Одним из основных положений теории Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует систему взаимоотношений между людьми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

Эмпиризм

Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных  на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик  и техники социологического исследования. Эмпирически ориентированные школы  складываются в 1920—1960-е гг. Среди них в первую очередь выделяется Чикагская школа (Ф. Знанецкий, Р. Парк), в рамках которой сложился подход, называемый символическим интеракционизмом.

Флориан Знанецкий  (1882–1958) выдвинул требование учета социологом «человеческого коэффициента» – требование принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание ситуации, а также рассматривать социальные явления как результат сознательной деятельности людей.

Роберт Парк (1864–1944) полагал, что социология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического феномена». По Парку, общество имеет помимо социального (культурного) уровня биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития является конкуренция.

 

 

 

Современные социологические  теории

В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу  социальных структур: объективистский  и субъективистский.

Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта.

Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы.

Концепция социального  обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Наряду с Хомансом одним из создателей концепции социального обмена считается Питер Блау (р. 1918). В своих работах Блау привносит в эту концепцию категории структурного функционализма и теории конфликта. В межличностных отношениях Блау придает решающую роль экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе) и ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена «мерджентные свойства» социальной структуры: ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций.

Социологические теории социального конфликта

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами.

2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;

3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Субъективистский подход к анализу социальных структур Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов.

Феноменологическая  социология. Создателем феноменологической социологии считается Альфред Шюц (1899–1959). Применительно к области социального знания Шюц пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире.

Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической.

 

Русская социологическая  мысль XIX – начала XX века

Хотя социология проникла в Россию с Запада, русская социологическая  мысль быстро стала принимать  собственные оригинальные формы  и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская  социология прошла несколько этапов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интеграции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.

Идеология большей части первых русских социологов – мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали, открыто исходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку капитализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социологии в России составила ее отличительную черту, – пишет Н. Новиков, – по сравнению с западноевропейской социологией того времени».

Информация о работе Шпаргалка по социологии