Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:23, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет социологии и ее функции в обществе.
2. Метод социологии и уровни социологического знания.
3. Способы сбора социологической информации.
4. Предпосылки зарождения социологии.
5. Этапы развития социологической мысли.

Файлы: 1 файл

ekzamen_sotsiologia.docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)

- достигаемые статусы:  территориальные (выбор места  жительства), образовательный, профессиональный, семейный.

- вражденно-достигаемые: религия.

Совокупность статусов занимаемых одним индивидом, называется статусным  набором.

В нем принято выделять главный статус, наиболее ярко характеризующий  обладателя.

Престиж статуса формируется  обществом при помощи системы  моральных и материальных стимулов.

 

26. Социальная роль  и ролевой конфликт.

Социальная роль – определенная линия поведения и последовательность ожидаемых действий связанных со статусом.

Совокупность ролей в  рамках одного статуса – это ролевой  набор.

Ролевые конфликты – в  случае несовпадения ролей, могут возникать:

- работающая женщина. Которая делает карьеру и имеет семью.

- конфликт между убеждением человека и его социальным статусом.

- человек в 2-х лицах  одновременно (староста).

 

27. Социальная культура, культурные различия и универсалии.

Социальная культура –  это совокупность норм, ценностей, символов и институтов, которые регулируют социальные отношения в различных  сферах.

Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

К таким универсальным  компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементы общества:

• язык, как символику  и смыслы действий (знаки и значения);

• ценностную систему как  совокупность жизненных целей и  средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

• символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

• типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);

• образцы и эталоны  поведения.

С позиций фрейдизма в  свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два  непременных элемента:

1) правила брачных отношений,  отражающих сложившуюся социальную  культуру воспроизводства;

2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма  выплеска агрессии.

А главное, было обнаружено, что культура – самопроизводящаяся и самовоспроизводящаяся система, она сохраняет себя и развивается, проникает в подготовленные, а иногда и «случайные» души, захватывает, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Наши физические жизни, наполненные культурным смыслом, становятся значительными, а некоторых творческих людей, «вошедших в культуру» и постигших гармонии устройства мира, она делает бессмертными.

 

28. Основные элементы  и формы культуры.

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они  содержатся главным образом в  языке и помогают людям организовать  и упорядочить свой опыт. Мы  все воспринимаем мир через  формы, цвет и вкус предметов,  но разные культуры организуют  свой мир по-разному. Изучение  слов определенного языка, таким  образом, дает человеку средства  для ориентировки в окружающем  мире путем усвоения, накопления  и организации своего" опыта. 

2. Отношения. Культура  в действительности не только  описывает при помощи понятий  то, из чего состоит мир, но  и содержит определенные представления,  как эти составные части связаны  друг с другом в пространстве  и времени, по значению (черное  противоположив белому) и каузально  (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется  своими взглядами на взаимоотношения  между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент  культуры представляет собой  разделяемые всеми убеждения  относительно целей, к которым  следует стремиться. Они лежат  в основе моральных доктрин.  И хотя разные культуры могут  полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство  делает свой выбор - что считать  ценностью, а что нет.

В большинстве современных  обществ культура существует в

следующих основных формах:        

1)   высокая, или элитарная  культура - изящное искусство,

классическая музыка и  литература, создаваемая и потребляемая элитой;  

2)   народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,

обычаи;        

3)   массовая культура - культура, сложившаяся с развитием  средств

массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.   

 

29. Социокультурная  среда и культурная традиция.

Социокультурная среда –  конкретное, непосредственно данное каждому ребенку, социальное пространство, посредством которого он активно  включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и  микро-) условий его жизнедеятельности  и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и  глубинные взаимодействия с другими  людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть  социума.

Культурные традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и  воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах  в течении длительного времени.

 

30. Культура и  идеология.

На первый взгляд, идеология - лишь одно из проявлений культуры. Идеология, как и культура, регулирует социальные отношения; идеология, как и культура, представляет собой систему образцов мышления и деятельности; в идеологии, как и в культуре, значительное место занимают знаковые структуры.

Идеология - систематизированная  совокупность идей, связанных прежде всего с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования. Идеология предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности. Этот термин впервые был использован в конце XVIII - начале XIX века французским философом и экономистом Д. де Траси для обозначения "науки об идеях". Первоначально в идеологии реализовывались критическая направленность ума энциклопедистов, их желание развенчать философские иллюзии и религиозные предрассудки.

 

31. Социальный институт  и процесс институализации.

Социальный институт –  это коллективная форма деятельности, требующая совместных организованных усилий, для удовлетворения социальных потребностей.

Понятие социальные институты  ввел Спенсер при описании социального  организма.

Институализация – это процесс формирования социального института.

Этапы институализации:

1) появление потребностей  реализации которых требует совместных усилий.

2) формирование цели, реализация  которой может удовлетворить  потребности.

3) стихийное появление,  норм, правил и процедур, ведущих  к достижению цели.

4) собственно институализация,  т.е. принятие норм, правил и  процедур в качестве обязательных.

5) формирование системы  санкций для нарушителей норм, правил и процедур.

6) появление системы добровольных  статусов и ролей.

 

32. Типы и признаки  социальных институтов.

Существуют так называемые традиционные социальные институты:

1) семья – самый древнейший  социальный институт

2) государство

3) экономика: бизнес.

4) религия: культура.

5) образование.

Модерные социальные институты:

1) научно-информационный

2) СМИ

Признаки социальных институтов:

1) культурный символ

2) кодексы поведения (устные  или письменные).

3) наличие собственной  идеологии.

 

33. Функции социальных  институтов.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют  как общие, так и отдельные  функции, соответствующие специфике  института.

Общие функции:

- Функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов  общества за счет своих правил, норм поведения.

- Регулятивная функция  обеспечивает регулирование взаимоотношений  между членами общества путем  выработки шаблонов поведения,  регламентации их действий.

- Интегративная функция  включает в себя процесс взаимозависимости  и взаимоответственности членов  социальных групп.

- Транслирующая функция  (социализация). Ее содержанием является  передача социального опыта, приобщение  к ценностям, нормам, ролям данного  общества.

Отдельные функции:

- Социальный институт  брака и семьи реализует функцию  воспроизводства членов общества  совместно с соответствующими  подразделениями государства и  частными предприятиями (женские  консультации, родильные дома, сеть  детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления  семьи и др.).

- Социальный институт  здоровья ответственен за поддержание  здоровья населения (поликлиники,  госпитали и другие лечебные  учреждения, а также органы государства,  организующие процесс поддержания  и укрепления здоровья).

- Социальный институт  производства средств существования,  выполняющий важнейшую созидательную  функцию.

- Политические институты,  ведающие организацией политической  жизни.

- Социальный институт  права, выполняющий функцию разработки  правовых документов и ведающий  соблюдением законов и правовых  норм.

- Социальный институт  образования и норм с соответствующей  функцией образования, социализации  членов общества, приобщения к  его ценностям, нормам, законам.

- Социальный институт  религии, помогающий людям в  решении духовных проблем.

 

34. Семья, как  важнейший социальный институт.

Семья – один из важнейших  и специфичных соц. институтов, с  помощью которого обществом и  государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и  значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

Типология семьи и брака.

Существует множество  типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). С т. зр численности типология семьи:

- расширенная семья —  вместе проживают несколько поколений,  или несколько семей сестер  и братьев (в России таких  мало);

- полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);

- неполная семья, в которой  отсутствует либо один родитель, либо дети.

Существует типология  с т. зр количества детей — малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей по которому судят о том, к какому типу относится семья социология временем меняется (1-2—малодетная, 3-4—средне, 5 и более — многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия — 1ж и 1м, полигамия — 1м и много ж (у мусульман), полиандрия — 1ж и много мужчин (в Гималаях).

По распределению ролей  в семье типология:

- патриархальная семья,

- матриархальная,

- эгалитарная (равенство),

- партнерская (где совместно  решают),

- автономная (где каждый решает автономно).

Кроме того семья как объект может быть классифицирована по:

типам поселения — городская и сельская;

социальному положению родителей  — семьи крестьян, рабочих, служащих;

этапам жизненного цикла  — молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;

степени формализации — фактическая, юридическая;

однородности социального  положения супругов — гомогенная и гетерогенная.

 

35. Социальная стратификация  и проблема равенства.

Не в одном обществе невозможно полное равенство.

Джордж Оруэл «Даже если все равны, некоторые равнее всех».

Возможные виды равенства:

- формальное (легальное равенство), все равны перед законом.

- равенство возможностей  или предоставление всем членам  общества одинаковых жизненных  шансов.

Левая идея советского общества, чем проще происхождение, тем  легче занять хорошее место.

- равенство результатов  (или принудительное ограничение «потолка достижений» общества (выравнивание)) – либо перед законом равенство, либо защитить человека слабого.

Социальная стратификация  от латинского «страто» - слой – это  разделение общества, в вертикальном порядке на социальные группы (расслоение).

Основные признаки, в соответствии с которыми происходит стратификация, называются шкалами.

Запад: Богатство, власть, образование, престиж.

Россия: власть, богатство, престиж, образование.

По имущественному положению  и количественному показателю «среднего  класса» можно выделить три типа общества: элита, средний класс (выше 50%), андеркласс.

Средний класс – люди имеют  свое жилье, могут позволить образование, и имеют автомобиль.

 

36. Типы стратификационных  систем.

1) физико-генетическая система.

Расслоение в обществе связано с врожденными признаками и особенностями. С другой стороны  критической физической силы. В современном  мире она в шоу бизнесе.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"