Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:23, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет социологии и ее функции в обществе.
2. Метод социологии и уровни социологического знания.
3. Способы сбора социологической информации.
4. Предпосылки зарождения социологии.
5. Этапы развития социологической мысли.

Файлы: 1 файл

ekzamen_sotsiologia.docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)

3) евразийство. Россия  объединяет. Она как мост между  востоком и западом.

Особенности российской общественной жизни:

1)моноцентризм – общественные  государственные системы.

2) безальтернативность действующей  власти

3) развитие по траектории  маятника (между востоком и западом).

4)  мессианская роль  в Российской истории

5) первосимвол Российского  общества – балансирование на  краю пропасти и реализация  сверх задач.

 

50. Процесс глобализации  и «открытое» общество.

Общество - группа людей, формально  не организованная, но имеющая общие  интересы и ценности. Общество открытое и закрытое - понятия, введённые К.Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных  для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся  статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые  им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся  динамичной социальной структурой, высокой  мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и  демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется  возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно  к специализации, а открытое - к  творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь  и заботится преимущественно  о себе, при этом в обществе уважается  право на частную собственность  и личное достоинство. В закрытом обществе `святой долг` - заботиться о  других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Примечания:

-Вышеприведённые рассуждения  о типах закрытого и открытого  общества могут быть справедливы  лишь для обществ в размере  государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.

 

51. Основные этапы  социологического исследования.

- Выбор исследуемой проблемы

- Обзор литературы

- Построение гипотезы (выработка  формулировки, определяющей взаимосвязь  между переменными, и приведение  их к единому основанию, доступному  для измерений)

- Выбор программы исследований

- Сбор данных (сбор и  регистрация данных в соответствии  с особенностями исследовательского  проекта)

- Анализ результатов (поиск  ответов на поставленные в  проблеме вопросы на основе  значимых связей между фактами,  выявившимися в ходе исследований)

- Выводы (определение результатов  исследования, выявление более широкого  смысла работы и наметка направлений  будущих исследований)

 

52. Виды социологического  исследования.

- Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество  респондентов и сжатый инструментарий.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

- Описательное исследование: более глубокий вид исследования  с более большой общностью  людей. Применяется машинная обработка.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении, его структурных  элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться  в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.

- Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный  характер, охватывает большое количество  респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления.

Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать  структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

 

53. Методы выборочного исследования.

   Выборочный метод  позволяет не только сократить  временные и материальные затраты  на проведения исследования, но  и повысить достоверность результатов  исследования. Это утверждение может  вызвать недоумение: как можно  получить более достоверные данные, обследовав менее половины генеральной  совокупности. Как когда-то сказал  Джордж Гэллап: «Если хорошо помешать  суп, повар возьмёт на пробу  одну ложку и скажет, какой  вкус у всего горшка!»[10]. То  есть можно сказать, что достоверность  полученной информации может  быть не только не ниже, чем  при сплошном обследовании, но  и выше вследствие возможности  привлечения персонала более  высокого класса и применения  различных процедур контроля  качества получаемой информации.

     Кроме того, выборочный метод имеет широкую  область применения. Широта области  применения выборочного метода  объясняется тем, что небольшой  (по сравнению с генеральной  совокупностью) объем выборки  позволяет использовать более  сложные методы обследования, включая  использование различных технических  средств (например, видео- и аудиоаппаратуры).

 

54. Количественные  и качественные методы исследования.

Количественные исследования подразумевают проведение различных  опросов, основанных на использовании  структурированных вопросов закрытого  типа, на которые отвечает большое  число респондентов. Главной задачей  количественных исследований является получение численной оценки состояния  рынка или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные  данные

Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение  мнений. В качественных методах для  того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия, используются не цифры, а слова. Другими словами, они отвечают не на вопрос «сколько», а не «что», «как» и «почему».

 

55. Разработка программы  исследования.

Любое исследование начинается с составления его программы. Программа исследований — это  комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и  условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Очень близким к этому  понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Но часто  видят различие в назначении и  практическом использовании как программы, так и плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как организующий фактор последовательного движения к цели.

Программа разрабатывается  на основе определения и осознания  целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и  пр.), определения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигающих развитие к цели кратчайшим путем. Программа  должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследовать и какими средствами и методами. Она должна содержать  обоснование актуальности и важности проблемы как предмета исследования, раскрывать ее общее содержание и  роль относительно других проблем, необходимые  условия для успешного решения  проблемы (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные  ограничения и пр.).

Программа, как правило, состоит  из следующих разделов: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма  и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение  исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), предполагаемый результат и эффективность исследования.

 

56. Разделение труда  и «человеческий фактор» в  постиндустриальном обществе.

Главные отличительные черты  постиндустриального общества от индустриального  — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий  сектор инновационной экономики  с высокими технологиями и венчурным  бизнесом. И высокая стоимость  и производительность высококачественного  национального человеческого капитала, генерирующего избыток инноваций, вызывающих конкуренцию между собой.

Сущность постиндустриального  общества заключается в росте  качества жизни населения и развитии инновационной экономики, включая  индустрию знаний.

Концепция развития постиндустриального  общества сводится к приоритетности инвестиций в человеческий капитал, повышению его качества, включая  качество жизни, к повышению качества и конкурентоспособности инновационной  экономики.

Высокая производительность труда, эффективность инновационной  системы, человеческого капитала и  всей экономики, систем управления, высокая  конкуренция во всех видах деятельности насыщают рынки промышленной продукцией, удовлетворяют спрос потребителей всех типов и видов, включая экономических  агентов и население.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал —  профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической  инновационной деятельности.

Важная черта постиндустриального  общества — усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура  трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного  высококвалифицированного и творческого  труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы  на обучение и образование, повышение  квалификации и переквалификации работников.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"