Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:45, шпаргалка

Описание работы

1.Социология как наука: предмет и парадигмы. Основные функции социологии.
2. Основные категории социологии. Понятие "социальное".
3. Социальные системы и социальные структуры.
4. Общество как социокультурная система. Основные признаки современного общества.
5. Современные концепции развития общества.

Файлы: 1 файл

gek-sociology.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Соц. процессы выступают  как «относительно однородные серии  явлений, связанных взаимными причинными или структурно функциональными зависимостями». Процесс органически сочетает изменчивость и устойчивость, прерывность и непрерывность. В соц-х процессах проявляется способность систем и их элементов менять свои специфические черты (различия) под влиянием внешних и внутренних факторов. Поэтому социолог, приступая к изучению определенного социального процесса, должен выяснить, в каких условиях осуществляются изменения, какова их причина и направленность.

Следует подчеркнуть всеобщность соц-х процессов. Жизнедеятельность общества происходит в различной форме соц-х процессов, характеризующих субъективно-объектные связи во всех сферах чел-х отношений. Сам соц-й процесс есть не что иное как развертывание потенциала лич-ти, утверждение роли и статуса соц-х групп, классов, слоев, организаций.

Классифицировать соц. процессы можно различными способами. Внутренняя природа социальных процессов  и характер изменений, к кот. они приводят, раскрываются специальными социологич. теориями или же в рамках социолог-х отраслей. На уровне общей социолог-й теории можно лишь наметить некоторые узловые проблемы, образуемые сложным переплетением соц-х процессов, и определить некоторые общие принципы их типологии (иногда лишь по внешним, формальным признакам).

Начать можно с классификации, предлагаемой Я. Щепаньским, в основе кот.- количественные критерии и сложность  социального взаимодействия:

внутриличностные процессы, происходящие в личности человека (например, процесс самообразования);

  • процессы, происходящие в отношении между двумя индивидами;
  • процессы, про исходящие в отношениях между индивидом и группой;
  • процессы, изменяющие организацию и внутреннюю структуру общности;
  • процессы, изменяющие отношения между двумя общностями (группами);
  • процессы, изменяющие структуру и организацию глобального общества (социума).

Это - формальная классификация, по признанию самого Я. Щепаньского, ничего не говорящая ни о внутренней природе процесса, ни о характере  вызванных им изменений. Поэтому  социологи различных

направлений неоднократно предпринимали попытки классификации,

принимая за основу не масштабы системы, в которой процесс  происходит, а само содержание вызываемых изменений.

Одним из фундаментальных  принципов классификации является деление социальных процессов на процессы дифференциации и процессы интеграции. Оба вида процессов закономерны и универсальны. Дифференциация знаменует собой деление, разъединение, разобщение, усложнение социальных связей, возникновение новых социальных единиц.

Интеграция, напротив, означает процесс объединения социальных единиц, укрепление социальных связей. Эти два вида процессов соответствуют природным процессам ассоциации (соединения) и диссоциации(разложения каких-либо веществ).

Социальные процессы делят также на регулируемые и нерегулируемые (стихийные). Деление это в значительной мере условно. Социальный процесс протекает в конкретных социальных условиях, всегда имеет своего конкретного носителя, который придает содержанию процесса свою специфику. Носители (субъекты) социальных процессов разнообразны. Это могут быть компактные группы или организации - тогда процессы в наибольшей степени поддаются регуляции. Однако на различных уровнях социальных процессов довольно ощутимо дает о себе знать стихийное начало в общественной жизни. Это и понятно. Ведь здесь мы имеем дело не только с деятельностью сознательно организованных групп, но и с массовыми явлениями, то есть с переплетением бесчисленного множества взаимодействующих воль, в итоге образующих сложный, непредсказуемый процесс. Многообразие факторов (объективных и субъективных), которые невозможно полностью предвидеть и проконтролировать не только в их совокупности, но и каждый в отдельности, обусловливает неопределенность протекания процесса в целом.

Процессы можно классифицировать и с учетом той сферы общественной жизнедеятельности, где они происходят. Поэтому часто говорят об экономических, политических, идеологических и иных видах процессов. Что касается такого критерия, как направленность движения, то обычно выделяют две формы: поступательную и вращательную. Поступательную форму часто отождествляют с понятием «развития» в самом общем виде, когда к изменениям можно приложить мерки «выше-ниже», «хуже - лучше». Типичным примером является так называемый «плоский эволюционизм» XIX века.

Теории «вращательного» (циклического) движения общества известны с древних времен. У словно их можно разделить на две группы. В первую можно включить теории исторического  круговорота, согласно которым любое  общество движется по замкнутому кругу с постоянными возвращениями вспять, к исходному состоянию, и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Общей формулой здесь может служить известное библейское изречение: «Что было, то и будет, и что делал ось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В другую группу следует  включить более поздние концепции, согласно которым история выглядит как цепочка независимых (или слабосвязанных) циклов, которые сменяют друг друга на протяжении тысячелетий. Это могут быть замкнутые и взаимно враждебные «культурно-исторические типы» (Н. Я. Данилевский), «Локальные культуры» (О. Шпенглер), региональные, несовместимые друг с другом «цивилизации» (А. Тойнби).

 

12.Институц. отношения и соц. институты.  Источники развития (или кризиса)  соц. института.

Социальная практика показывает, что для чел. Общ-ва жизненно необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными для членов опред. Общ-ва или опред. соц. группы. Это, прежде всего, относится к тем соц. отношениям, вступая в которые, члены соц. группы обеспечивают удовлетворение наиб. важных потребностей, необходимых для успешного функц-я группы как целостной социальной единицы. Практика закрепления отношений, напр-х на удовлетворение насущных потреб-й, заключ-ся в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде соц. институтов, кот. явл-ся наиболее сложными и важными для общ-ва видами социальных связей. Соц. институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, опред-т устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в соц-ии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед соц-ми.

В своей повседневной деят-ти люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это м.б. учеб. или науч. организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокуп-ть взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокуп-ю социальных норм, существующих в опред. области челов. Деят-ти, т.е. реализуемых на практике. Социальный институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой соц. институт возникает и функц-т, для удовлетворения той или иной социальной потребности. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Выделяют пять таких институтов в развитых обществах: это институты семейные, полит., эконом., образов. и религ. Итак, институт - это своеобразная форма человеч. деят-ти, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осущ-ся людьми, организ-ми в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потреб-ми данной соц. группы или общ-ва в целом. Институты, т.о., поддерживают соц. структуры и порядок в общ-ве.

Выделяют пять основных комплексов институтов:

  1. Экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;
  2. Политические институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление;
  3. Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;
  4. Институты родства, связанные с браком, семьей, социализацией молодежи;
  5. Институты культуры, связанные с образовательной, научной и религиозной деятельностью.

Соц. институты появляются в общ-ве как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления соц. норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, кот. способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше. При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  2. формирование общих целей;
  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"