Этапы, формы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:12, доклад

Описание работы

Исторические предпосылки социальной работы. Современное общество выработало специфический механизм, который — наряду с семьей, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, — обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времен древности как на Востоке, так и на Западе.

Файлы: 1 файл

история соц.работы.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

 «Конечно». Этот случайный  пассажир своими словами выразил  глубокую мысль о том, что  чувство милосердия и сострадания  выше для нас, чем какие-либо  обиды. Большинство простых россиян,  сами живя скромно, готовы вновь  и вновь протянуть руку помощи, не задумываясь при этом о  том, действительно ли нуждающемуся они помогают».

 Одной из тенденций  современного развития социальной  работы и милосердия является  то, что процесс возрождения благотворительности  развивается медленно и противоречиво.  Благотворительность еще не стала  внутренней потребностью большинства  состоятельных людей России. В  определенной мере это объясняется  и полукриминальным характером  нынешней экономики, когда отдельные  предприниматели используют благотворительность  ради выгоды, а не из внутренних  побуждений, порывая по сути дела  с ментальными особенностями  своего народа. Не в полной  мере соответствует потребностям  основных категорий нуждающихся  и приоритетная направленность  российской благотворительности.  Так, по данным середины 1990-х  гг., из средств, тратившихся в  нашей стране на благотворительность,  лишь 2% было израсходовано на  программы поддержки материнства  и детства, 9% — на ветеранов  и инвалидов, а 70% — на программы  поддержки культуры, искусства, церкви  и профессионального спорта.

 Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость  благотворительности, далеко не  всегда оказывают необходимую  поддержку благотворительной деятельности. Это прежде всего касается налоговых и иных льгот как на местном Уровне, так и на предусмотренных федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» муниципалитеты вправе освобождать благотворительные организации от уплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, что в реальной жизни не всегда делается. Не получила распространения во многих регионах страны практика финансирования местной властью конкурсных программ, разрабатываемых благотворительными организациями. Такая же ситуация и с конкурсным размещением местной властью социальных заказов. На все это, вероятно, следовало бы в обязательном порядке закладывать в местных бюджетах определенные средства.

 Печальной тенденцией  функционирования системы социальной  помощи, социальной работы да и всей социальной сферы России в XX в. являлся остаточный принцип их финансирования. В условиях царизма аграрное перенаселение большинства губерний Центральной России обесценивало рабочую силу, предопределяя соответствующее отношение власти к социальным вопросам. Однако слабую социальную политику царизма в некоторой мере компенсировала хорошо поставленная организация благотворительности, меценатства и общественного презрения.

 Остаточный принцип  развития социальной сферы сохранялся  не только в советской, но  и в новой либеральной России. Более того, в условиях смутного  времени конца 80—90-х гг. социальное  неблагополучие в стране усилилось.  В частности, заметно сократилось  душевое потребление населением  важнейших продуктов питания,  продолжала обостряться экологическая  ситуация, катастрофически снизился  уровень здоровья людей, сократилась  ожидаемая продолжительность жизни,  усилилась социальная дифференциация  общества. К концу 90-х гг. на 70% населения страны, являвшейся низкооплачиваемым,  приходилось 0,2% сверхбогатых людей, владевших более чем половиной всех доходов. Соотношение между минимальной и максимальной заработной платой составляло тогда более чем один к двадцати шести. Такое соотношение характерно для социально нестабильных стран.

 Ситуацию общего социального  неблагополучия российская власть  пыталась частично компенсировать  повышениями размеров пенсий  и зарплат работникам бюджетной  сферы, введением некоторых дотаций  для малоимущих граждан. Однако  инфляционные процессы быстро  обесценивали эти меры. В целом  правительству так и не удалось  обеспечить перелом к лучшему  в социальной сфере, в деле  социальной защиты нуждающихся  граждан. Хотя недостатка в  принятых различных социальных  законах, постановлениях и программах  не было. В большинстве случаев  они не были обеспечены надлежащим  финансированием, а некоторые  из них носили явно декларативный  характер.

 Формировавшаяся в  Российской Федерации в 90-е  гг. система профессиональной социальной  работы в значительной мере  сдерживала вал социального неблагополучия, образно говоря, заслоняя собой  многие категории обездоленного  и нуждающегося в социальной  помощи населения. В тяжелейший  период, когда люди месяцами не  получали пенсии и зарплаты, многие  социальные работники, обслуживавшие  граждан пожилого возраста и  инвалидов, сами недоедая, в буквальном  смысле слова делились куском  хлеба со своими подопечными.

 В сложных социально-экономических  условиях в нашей стране все  же удалось создать целую сеть  новых социальных учреждений, где  на профессиональном уровне нуждающиеся  граждане могут получить необходимую  помощь, совет, поддержку. К числу  таких учреждений относятся центры  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов,  комплексные центры социального  обслуживания населения, центры  психолого-педагогической помощи  населению, геронтологические центры, социально-реабилитационные центры  для несовершеннолетних, социальные  приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной  помощи семье и детям и др.

 


Информация о работе Этапы, формы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы