Этапы, формы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:12, доклад

Описание работы

Исторические предпосылки социальной работы. Современное общество выработало специфический механизм, который — наряду с семьей, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, — обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времен древности как на Востоке, так и на Западе.

Файлы: 1 файл

история соц.работы.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

 Меры, предпринимаемые  правительствами западноевропейских  стран по реформе «государства  благосостояния», направлены на  установление более жесткого  контроля за расходованием государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Предоставляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах проводится проверка нуждаемости претендентов на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста. Государственные стипендии во многих случаях заменяются займами.

 Безусловно, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства благосостояния»: слишком укоренилось в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся, и слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левоцентристского толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.

 Когда речь идет  об использовании тех или иных  моделей социального развития, нужно  иметь в виду, что в реальной  практике сегодняшнего дня они  не существуют в чистом виде. В странах Европы, как правило,  применяются смешанные модели, ориентированные  на собственные национальные  особенности, уровень экономического  развития, политическую ориентацию, культуру, традиции. Но все же  в каждом случае социальная  практика основывается на одной  из трех названных моделей.  Анализ социального развития  стран Западной Европы позволяет  отметить чрезвычайно важную  для них тенденцию: целеустремленно  и сознательно осуществляя идею  единой Европы, ломая государственные  границы, сближая экономические  и политические структуры, эти  страны будут с неизбежностью  создавать универсальную социальную  модель, объединяющую всю социальную  жизнь Западной Европы.

 На наш взгляд, для  России особенно интересен опыт  функционирования социальной системы  Германии.

 Во-первых, страны похожи  в рамках общеевропейской цивилизации.  Во-вторых, Россию и Германию связывают  давние исторические корни. В-третьих,  в настоящее время у этих  стран наиболее тесные экономические  и социальные связи.

 Германия, наряду с  государствами Северной Европы, обладает образцовой системой  социального обеспечения. Основа  этой системы была заложена  во времена Бисмарка: страхование  от несчастного случая, страхование  по болезни, пенсионное страхование.  В 1919 г. было введено страхование  по безработице.

 Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и на части Франции. В основе этих принципов:

  • самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
  • индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;
  • привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

 

Со временем приемы и формы  работы изменились, но главным принципом  социальной работы остается оказание социальной помощи.

 Страной, где в Конституции  встречается термин «социальное  государство», является ФРГ: в  Основном законе, принятом 23 мая  1949 г., в п. 1 ст. 120 зафиксировано, что  Германия является демократическим  и социальным федеративным государством.

 Социальная помощь — это главная часть системы социальных гарантий в Германии, служащая для выхода из затруднительного в социальном плане положения отдельных лиц, и имеющая для этих целей необходимые учреждения и службы.

 Социальной помощью  также называют социальные услуги, которые оказываются вне системы  социального обеспечения. Это  услуги общего характера: выдача  денег в качестве дотации государства  на жилье, в многодетных семьях  — на детей, малоимущим — на образование.

 В зависимости от  серьезности вопроса, степени  заболевания и потребностей, клиенты  служб ФРГ могут обратиться  за помощью как в обычные, так и в специализированные учреждения. В Германии это арбитражная система со следующей структурой:

  1. Социально-педагогические учреждения (интернаты, жилищные сообщества, находящиеся под контролем социальных работников, консультации по вопросам воспитания, учреждения для отдыха и т. д.), а также социальные педагоги, специализирующие по вопросам семьи.
  2. Группы самопомощи (инвалидов, больных, маргиналов).
  3. Государственные, ведомственные, общественные, частные учреждения для бездомных (дома для женщин-бомжей, одиноких бездомных мужчин, ночлежки, сборные пункты для наркоманов и т. д.).
  4. Медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники, реабилитационные центры, консультационные пункты по вопросам планирования семьи и др.).
  5. Психиатрические, диагностико-психологические и психотерапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, детские и взрослые психиатрические пункты, школьные психиатрические службы, медицинские пункты по терапии семьи и брака и т. д.).
  6. Психотерапевты, медики-консультанты по семейным вопросам, психиатры, врачи, медицинские сестры, консультирующие по вопросам материнства.
  7. Службы по уходу за попавшими в затруднительное положение (медицинские сестры общин, службы по уходу на дому, выездная служба Красного Креста и т. д.).
  8. Добровольные социальные службы (службы раздачи питания, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родственников инвалидов и т. д.).
  9. Церкви и религиозные общины, пастыри, церковные консультационные центры, группы добровольных помощников церкви).
  10. Школы, интернаты, учреждения для помощи учащимся, профессионально-технические училища, центры по профессиональной ориентации.
  11. Социальные образовательные учреждения для взрослых (родительские университеты, центры общения, центры по подготовке вспомогательного персонала и т. д.).
  12. Детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, службы заботы о детях.
  13. Посреднические службы (по вопросам жилья, работы, найма обслуживающего персонала, дотаций детям и т. д.).
  14. Юридические консультации (по общим и специальным вопросам, например, по вопросам для работников наемного труда, женщин, квартиросъемщиков, иностранцев, инвалидов, пациентов и т. д.).
  15. Адвокатура.
  16. Полиция.
  17. Управленцы и администраторы в социальной сфере, в области здравоохранения и образования.

 

Особенно важны для  молодых малоимущих и неимущих такие  услуги, как получение образования, ибо это способствует в дальнейшем профессиональному росту и карьере. Решение проблем образования  полностью отдано в руки властей  федеральных земель. Каждая федеральная  земля решает их по-своему в рамках федерального законодательства. По социальному  законодательству Германии каждый учащийся, обладающий склонностями, способностями, с хорошими результатами в учебе  имеет право на индивидуальную поддержку  в деле своего образования, хотя ему  может и не хватать для этого  необходимых средств.

 Представляет интерес  и система социальной защиты  в ведущей капиталистической  стране — США.

 Как и в западноевропейских  странах, система социальной защиты  в США реформируется, приспосабливаясь  к современным условиям, но опираясь  на прочные материальные ресурсы  и сложившуюся систему ценностей.  Национальная система социальной  защиты была заложена в 30-е  гг и берет свое начало с момента подписания президентом Франклином Рузвельтом Акта о социальной безопасности в августе 1935 г. В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи.

 Американская система  социальной защиты имеет четко  выраженные два направления: систему  социального страхования и систему  социальной помощи.

 Программы социального  страхования обладают высоким  статусом социальной респектабельности,  поскольку все живущие на зарплату  регулярно платят налоги в  соответствующие фонды. Системой  социального страхования в основном  пользуются средние и высшие  слои общества. Эта система ограждает  экономически активно занятое  население от основных социально-экономических  рисков: старость, потеря кормильца,  инвалидность, болезни, производственный  травматизм, безработица.

 В статье социальных  расходов бюджета США на этот  раздел социальной защиты приходится  около 75%. Размеры пенсий по  социальному страхованию в 2,5 раза выше денежных пособий  по бедности.

 Необходимо отметить, что как социальное страхование,  так и социальная помощь в  США не носят абстрактного  характера, а имеют ряд основных  и вспомогательных программ.

 Одна из важнейших  программ — основа пенсионной  системы — Общая федеральная  программа (ОФП). Для получения  полной пенсии необходимо достичь  65 лет и иметь трудовой стаж  не менее 3 месяцев за каждый  год в период с 21 до 65 лет.  С уменьшением стажа пенсия  снижается, минимально необходимый  стаж составляет 10 лет.

 Налог в Пенсионный  фонд (включая часть медицинского  обслуживания по программе «Медикор») составляет 15,3% от доходов, причем половину платит работодатель, а другую половину — работник. Расходование средств фонда строго регламентировано: из каждого доллара, поступающего в фонд, 69 центов идут в трастовые фонды, выплачивающие ежемесячные пенсии по старости застрахованным, членам их семей, вдовам; 19 центов идут в трастовые фонды, оплачивающие счета застрахованных по программе «Медикор»; 12 центов в трастовые фонды выплаты пенсий инвалидам и членам их семей; и 1 цент расходуется на административные расходы.

 В США размер полной  пенсии строго дифференцирован  и зависит от взносов в страховой  фонд и от уровня доходов  (от 58% от заработной платы для низкооплачиваемых; до 29% — для высокооплачиваемых). Американцам, чей доход выше предельного (в 1995 г. — 61 200 долларов в год), пенсия вообще не начисляется.

 При всем том, что  американцы критикуют свою пенсионную  систему, ныне среди неимущего  населения пропорционально меньше  всего стариков.

 Важнейшим компонентом  системы социального страхования  является программа медицинского  обслуживания пенсионеров «Медикор», которая создана в 1965 г., охватывает более 30 млн американцев и имеет важнейшее социальное значение в жизни страны. Страховка делится на основную и дополнительную. По основной оплачивается лечение в общестационарных условиях, дополнительное лечение и медицинские услуги на дому. Дополнительная страховка предусматривает добровольное страхование с выплатой страховой премии, а также оплату услуг врачей и обслуживание в поликлиниках. Программа «Медикор» предусматривает страхование здоровья людей в возрасте от 65 лет и старше и некоторых других групп населения.

 Схожую с системой  социального страхования компенсационную  функцию выполняет федерально-штатная  система страхования по безработице,  введенная в середине 30-х гг. Система  страхования по безработице компенсируется  за счет налога на предпринимателей, наемные работники выплат на  эти цели не делают.

 Вторым направлением  системы социальной защиты в  США является социальная помощь.

 В отличие от социального  страхования программы социальной  помощи неимущим не пользуются  авторитетом и поддержкой в  американском обществе, ибо бедняки  не платят социальных налогов  и представляют значительно меньшую  часть населения.

 Собственно система  помощи в США включает несколько  крупных и множество мелких  программ. По каналам этих программ  лица, живущие в бедности, получают  денежные пособия, продовольственную  помощь, субсидируемое жилье, помощь  для получения образования, профессиональной  подготовки и т. д. Право  на получение социальной помощи  по различным программам имеют  те, кто живет ниже официально  установленного уровня бедности. Таковых в Америке насчитывается  порядка 12—15% населения. При этом  необходимо учитывать своеобразие  содержания понятия бедности  по-американски. Так, по статистике, 38% семей, официально признаваемых  бедными, владеют собственными  домами средней стоимостью около  40 тыс. долл.; 14% бедных семей владеют  двумя или более автомобилями, хотя и не обязательно новыми  или дорогими.

 Уровень бедности определяется  исходя из стоимости утроенной  минимальной диеты для стандартной  семьи:

 родители и двое  несовершеннолетних детей. Эта  норма вошла практически во  все федеральные и штатные  законы, касающиеся социальной помощи  неимущим.

 В начале 90-х гг. стоимость  ежегодной помощи, предоставляемой  по различным программам, составила  около 190 млрд долл. (около 4% ВНП). Примерно 40% средств идет на медицинскую помощь, почти 50% — на денежные выплаты, продовольственную помощь и жилье. Примерно 8% приходится на образование, профподготовку и т. д.

 Одной из основных  федерально-штатных программ социальной  помощи является программа помощи  семьям с зависимыми детьми (ПСЗД).

 Финансирование данной  программы осуществляется федеральным  правительством на паритетных  началах со штатами, примерно 50 на 50. В рамках ПСЗД получают  пособие матери-одиночки либо  родственники, воспитывающие детей.  Помощь семье носит комплексный  характер. Такая семья, кроме денежного  пособия имеет право на получение  продовольственных талонов (Программа  продовольственных талонов), дети школьного возраста получают бесплатное питание (Программа школьных завтраков), семья получает медицинскую помощь по программе «Медикейд». Примерно четверть семей, получающих пособие на детей, пользуются субсидированным жильем.

 В то же время начиная с 1981 г. вводится требование о необходимости работы на безвозмездной основе для получения пособия по крупным федеральным социальным программам. Две программы требуют этого в качестве обязательного условия для получения социальной помощи на федеральном уровне: Программа помощи семьям с зависимыми детьми и Программа продовольственных талонов.

 Программа «Медикейд», созданная в 1965 г., предоставляет медицинские услуги лицам, живущим ниже черты бедности. По ней помощь получают около 23 млн человек, она оплачивается полностью из бюджета федеральным правительством совместно с властями штатов. В американской системе социальной помощи особая роль принадлежит детским учреждениям, их структура включает детские сады (дневные и круглосуточные), группы продленного дня в школах, детские дома, центры программ «Хелп» и «Хедстарт», а также учреждения специального типа — приюты для «трудных» детей и подростков, школы для инвалидов и умственно отсталых, исправительные заведения. Программа «Хелп» рассчитана на матерей до 20 лет. Для тех из них, кто по каким-то причинам не имеет возможности проживать с родителями, создаются специальные приюты. Детям обеспечивают уход в объеме, принятом в детских садах. Поэтому матери имеют возможность днем пополнять образование или получать специальность. Программа «Хедстарт» направлена на помощь детям из бедных семей, отстающих в своем развитии. На стационарной основе функционируют приюты для детей и подростков, испытавших эмоциональный срыв.

Информация о работе Этапы, формы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы