Этапы, формы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:12, доклад

Описание работы

Исторические предпосылки социальной работы. Современное общество выработало специфический механизм, который — наряду с семьей, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, — обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времен древности как на Востоке, так и на Западе.

Файлы: 1 файл

история соц.работы.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

Зарубежный опыт социальной работы. Появление в нашей стране современных форм социальной работы поставило перед российской социальной теорией и практикой ряд вопросов: «Возможно ли применение опыта стран Запада для строительства системы социальной защиты населения в России?», «Если возможно, то социальную модель какой страны брать как базовую и в каких пределах ее использовать?», «Какие факторы ограничивают возможности применения такого опыта? ». Найти ответы на эти вопросы поможет изучение моделей социальной поддержки населения, действующих в странах развитой рыночной экономики. И прежде всего надо выяснить: какие общецивилизационные истоки стали предтечей современных моделей социальной теории и практики; почему именно XX в. стал веком феномена социальной работы?

 Когда возникновение  социальной работы датируют концом XIX — началом XX в., а в России даже 1990 г., то, скорее всего, имеют в виду утверждение ее профессионального статуса. Такие качества, как взаимопомощь, стремление помочь друг другу, всегда были присущи цивилизованному человеческому обществу. Конечно же, в разные периоды они осуществлялись разными средствами, касались далеко не всех слоев населения и по-разному оценивались обществом и его различными институтами. Сначала речь идет о естественном порыве души: помочь ближнему своему, ибо только во взаимопомощи и мог выжить человек. В каждом государстве характер поддержки, оказываемой «сирым и убогим», несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, уровня экономического развития и многих других факторов. При рассмотрении благотворительности как предвестника современных социальных институтов для нас важен следующий вывод: стремление к взаимопомощи имманентно присуще человеку.

 Со временем эти  ценностные ориентации становятся  в той или иной форме постулатами  всех мировых религий. И религиозные  институты выступают не только  ярыми проповедниками помощи  убогим, но и сами зачастую  оказывают эту помощь. Эта деятельность  стала традиционно находиться  под патронажем церкви. Отсюда  второй вывод: религия с ее  постулатами помощи ближнему  своему (а иногда и ответственности  за него) определила многие нынешние  формы социальной поддержки.

 Но религиозные нормы  со временем становятся образом  жизни, частью культуры, традиций, общественной морали и поведения  для отдельных наций и народов.  Появляются люди, которые не от  случая к случаю, а постоянно  занимаются благотворительностью. И причем бескорыстно. На этой  основе возникают всевозможные  благотворительные общества, которые  и поныне пронизывают всю систему  социальной защиты западного  мира. Усиливающееся, с одной стороны,  единство в понимании общечеловеческой  цели — помочь ближнему своему, с другой — различие в культуре, образе жизни, традициях и т.  д., предопределили многообразие  моделей и форм социальных  теорий и действий. И это третий  вывод.

 Наконец, нельзя не  заметить, что как общественный  прогресс, особенно в экономической  сфере, так и крупные исторические  факты и события, определили  контуры социальной жизни XX столетия.

XX в. стал веком разрушения традиционных каналов социальной помощи: общины, семьи. Связи внутри общины рвутся под напором происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни. Семья переживает период нуклеаризации (распада), что ограничивает возможности взаимопомощи. В связи с этим в первой половине XX столетия происходит перераспределение ролей: одним из главных гарантов социальной защищенности человека становится государство.

 Интенсивное развитие  капитализма, характеризующее этот  период, сопровождалось включением  женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым  обнищанием работников наемного  труда и, как следствие, РОСТОМ  революционных выступлений трудящихся.

 Нарастание социального  неравенства и отсутствие государственных  механизмов социальной защиты  способствовало социальным взрывам,  потрясшим мир в первые Десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «Великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, проводить активную социальную политику.

 Для данного этапа  развития европейской и американской  цивилизации характерно то, что  наряду с репрессиями включается  и механизм социального маневрирования  через принятие социального законодательства  и основание социальных учреждений, направленных на создание системы  социальной поддержки наемных  рабочих и членов их семей.

 В XIX в. начался поиск  теоретических решений нарастающих  социальных проблем, появляются  первые социальные теории, социальные  доктрины, которые и поныне определяют  социальную политику государств.

Выработалось три подхода к решению социальных проблем.

 Первый — революционно-преобразовательный. Марксистское направление, суть которого — решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. На практике, как мы знаем, такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в XX в.

 Второй — реформистский, представители которого причины социальных невзгод также искали в обществе, но выход видели в постепенном реформировании общества. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом скандинавские страны.

 Третий — антропологический. Сторонники данного подхода считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения — Мэри Ричмонд, автор ставшей классикой для теории социальной работы книги «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г. Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, как неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

 Возвращаясь к социальной  практике, необходимо отметить, что  постепенно происходило отделение  социальной помощи от церковной  благотворительности. В начале XX в. благотворительные общественные организации пополнялись уже профессиональными кадрами социальных работников, которых стали готовить многие высшие и средние учебные заведения.

 Но основным игроком  на социальном поле, безусловно, становится государство. Во все  большей степени государство  начинает осознавать необходимость  вмешательства в социальную сферу,  а значит, и иметь на государственной службе профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. практически все развитые государства проводят активную экспансию в социальную сферу: выстраивают социальную политику, создают правовую базу, разрабатывают модели и системы социальной поддержки населения. В своей основе они действуют и по сей день. В это же время вырисовываются и различия в моделях социальной поддержки населения в различных странах Запада.

Основные модели социальной поддержки населения  в современном мире

Системы государственной  социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и  однотипность решаемых задач, имеют  различия в подходах, методах и  организационном оформлении.

 Эти различия особенно  заметны при сравнении европейской  и американской моделей. Развитие  системы социального обеспечения  на европейском континенте имеет  более длительную историю. Она  формировалась по мере того, как  прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально. Уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на 2 формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения, особенно до периода Великого кризиса 1928—1933 гг., была относительно невелика.

 Социальное законодательство  европейских стран отличается  от американского более высокой  степенью участия государства  в определении направлений, планировании, финансировании и проведении  в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть  значительную роль в предоставлении  социальных услуг местных органов  самоуправления, и, наконец, больший  охват населения различными социальными  услугами и видами помощи.

 Европейская модель  социальной защиты в послевоенные  годы и вплоть до наших дней  базируется на теории государства  всеобщего благосостояния. В ее  основе лежит концепция «естественных  прав» человека.

 К этому времени  европейские страны накопили  достаточный экономический потенциал,  чтобы обеспечить прожиточный  минимум населения. Государство,  в соответствии с кейнсианской моделью активного вмешательства в экономику, проводит интервенцию и в социальной сфере, базируясь на идеях государства всеобщего благосостояния. Основные постулаты данной теории: создать примерно одинаковые стартовые возможности для реализации жизненных планов, обеспечить достойный уровень жизни, стремиться к нарастанию социального равенства и справедливости, Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг.

 Понятие «государство  всеобщего благосостояния» вошло  в обиход после второй мировой  войны. Конечно же, модели такого  государства в каждой стране  свои и отличаются как способом, так и результатом решения  проблем достижения всеобщего  благоденствия. Но всеобщим для  данных стран является процесс  перераспределения ответственности  за жизненный путь личности  с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций  на институты государства.

 Для того чтобы осуществлять  подобную политику, государство  должно иметь немалые материальные  ресурсы, с помощью которых  происходит выравнивание стартовых  возможностей человека. Материальные ресурсы, как результат страховой и налоговой политики, накапливаются в основном за счет более богатых слоев населения, а распределяются в интересах бедных.

 Вслед за очередным  экономическим кризисом западных  стран в конце 70-х — начале 80-х гг. сама теория «государства  всеобщего благосостояния» подвергается  критике. Исследования последних  лет показывают, что многие принятые  ранее формулировки должны быть  пересмотрены. Концепции и формы  социальной политики различных  стран претерпевают изменения,  причем модификации социальных  программ являются адаптивными  к изменившимся социально-экономическим  условиям и потребностям людей,  социальных групп и населения  в целом. Сегодня ясно, что решающим  является вопрос не о том,  должно ли существовать государство  всеобщего благосостояния, а скорее, какой тип социальной политики  необходим.

 Ко второй половине 80-х гг., по мнению ведущих экспертов  развитых стран и крупнейших  международных организаций, система  социального обеспечения в западных  странах выполнила поставленные  перед ней в послевоенный период  задачи по обеспечению охвата  населения различными социальными  выплатами, а также адекватных  размеров этих выплат. На первый  план в 90-е гг. выдвигается задача  приспособления системы социального  обеспечения к изменившимся условиям  экономического развития, росту  ограниченности ресурсов, высокому  уровню безработицы.

 Среди факторов, определяющих  приоритеты системы социального  обеспечения в странах Запада  в 90-е гг.,— быстрый процесс  старения населения (в результате  снижения рождаемости и увеличения  продолжительности жизни), рост количества  неполных семей, увеличение численности  безработных и бедняков.

 Не только экономические  трудности, переживаемые западноевропейскими  странами в начале 90-х гг. стали причиной кризиса «государства благосостояния», свертывания ряда государственных социальных программ. Экономический спад, растущий дефицит бюджетов и государственный долг (в 1996 г. дефицит бюджета Германии достигает порядка 90 млрд долл.; государственный долг Бельгии и Италии превышает их ВВП), постарение населения, удорожание медицинской техники и другие факторы способствовали изменениям в государственной социальной политике.

 Однако эти изменения  имеют и более глубокую основу, связанную с тем, что, по  мнению западных экспертов, идеалы  «государства благосостояния» в  определенной мере устарели, придя  в противоречие с действительностью.

 Экономический кризис 70—80-х гг. показал, что абсолютизация  идеи «государства всеобщего  благоденствия» (впрочем — как  и абсолютизация любой социальной  идеи) приводит многие, даже самые  развитые страны Запада, к экономической  стагнации и социальному застою.

 В конце XX в. модель  «государства всеобщего благоденствия»  подвергается коренной реконструкции  на базе теории неоконсерватизма, самые ярые сторонники которой  — Р. Рейган и М. Тэтчер, не  без основания полагали, что постоянный  бюджетный дефицит приводит к  экономической катастрофе и предлагали  существенно сократить государственное  финансирование социальной сферы.  В начале 90-х гг. правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.

Информация о работе Этапы, формы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы