Э. Гидденс. Стратификация и классовая структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:36, контрольная работа

Описание работы

Стратификация — это определенным образом «ориентированный» состав населения. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

Содержание работы

Введение
Социальное неравенство и социальная стратификация
Социальная мобильность
Исторические типы стратификации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

  1. Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают  две его формы.

При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина ("говорящим орудием").

Античное  рабство в Древней Греции и  плантационное рабство в США  до 1865 г. ближе ко второй форме, а  холопство на Руси X—XII веков — к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным рабством. Третий источник — преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

  1. Кастовый строй - не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из своей касты  в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

В Индии  4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

  1. Сословия - предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной  системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в  неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации  являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X—XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и  обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в  сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность  кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог  стать рыцарем, купив у правителя  специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась  в современной Англии.

  1. Класс

Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В особенности  нужно было бы отметить четыре момента:

1. Классы  не создаются на основе правовых  и религиозных норм; членство  в них не основывается на  наследственном положении и обычаях.  Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации,  и границы между классами никогда  не бывают ясно очерченными.

2. Принадлежность  индивида к классу должна быть  «достигнута» им самим, а не  просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем  стратификации.

Социальная  мобильность – движение вверх  и вниз в классовой структуре  – значительно проще, чем в  других типах (в кастовой системе  индивидуальная мобильность, переход  из одной касты в другую невозможен).

3. Классы  зависят от экономических различий  между группами людей, связанных  с неравенством во владении  и контроле над материальными  ресурсами.

4. В других  типах стратификационных систем неравенство выражено прежде всего на уровне межличностных отношений, касающихся обязанностей между слугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст. Классовые системы, наоборот, осуществляют в основном связи внеличностного характера».

Классовая теория.

Наиболее  подробно теорию классового деления  разработал Карл Маркс. По Марксу, отличительными признаками класса является:

  • Общая позиция в экономическом способе производства
  • Специфический образ жизни
  • Конфликтные отношения с представителями других классов
  • Социальные отношения и общность, выходящие за местные и региональные границы
  • Классовое сознание
  • Политическая организация

Согласно  марксистской теории, для современного общества, находящегося на нынешнем этапе  экономического развития, можно выделить следующие классы и социальные группы:

  • Буржуазия (предприниматели)
  • Пролетариат (рабочие)
  • Интеллигенция (служащие)
  • Крестьянство

Первым  марксистское понимание классов  подверг критике Макс Вебер. Он предложил  другие основания для выделения  классов в структуре и стратификации  общества. По Веберу, класс есть совокупность людей, имеющих сходные жизненные  шансы, детерминируемые их властью, дающей возможность получить блага  и иметь доходы.

Согласно  веберовской методологии, в современном обществе можно выделить следующие классы:

  1. Рабочий класс, лишенный собственности (предлагает свои услуги, дифференцируется по уровню квалификации).
  2. Мелкая буржуазия — класс мелких предпринимателей и торговцев.
  3. "Белые воротнички" — лишенные собственности технические специалисты и интеллигенция.
  4. Администраторы — менеджеры
  5. Собственники — получающие доход от ренты, либо представители коммерческого класса — предприниматели

Предложенное  Вебером классовое деление положило основу теории стратификации, в последствии разработанную Питиримом Сорокиным, Уильямом Уокером, Дэвидом Лэнски и другими.

В современной  социологии различают классы как  элементы социальной структуры и  классы как элементы социальной стратификации.

Английской социолог Энтони Гидденс, анализируя классовую структуру современного обществе, выделил три основных класса:

  1. Высший класс - собственники
  2. Средний класс - управленцы
  3. Низший класс - рабочие

Согласно  Гидденсу, классы различаются:

  • Собственностью на сферу производства
  • Разделением труда
  • Иерархией позиций в рамках производственного коллектива.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие:

  1. В основе первого типа — физико-генетической стратификационной системы — лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости.

Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

2. Этакратическая система (от французского и греческого — «государственная власть»). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль.

Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

3. Социально-профессиональная система. Группы делятся по содержанию и условиям своего труда: ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система присвоения научных степеней и знаний и т. д.)

4. Культурно-символическая система. Дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать ее. Для доиндустриальных обществ характерно теократическое (от греч. teos – бог) манипулирование информацией, для индустриальных – партократическое (от лат. part – часть, партия), для постиндустриальных –технократическое (от греч. techne – мастерство, ремесло).

5. Культурно-нормативная система. Дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект и т.д.).

6. Социально-территориальная система формируется вследствие неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.

В реальности данные стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы.

 

 

Заключение

 

На сегодняшний  день проблемы социальной стратификации  очень актуальны, так как мы, имеем  возможность, каждый день наблюдать  за процессами перехода из одного социального  слоя в другой, изменениями социального  пространства индивида. В нашей жизни  главенствующую роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.

Социальная  стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей  и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат  дифференциации общества на различные  социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут  быть самыми разнообразными, притом как  объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие  во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей, средний  класс современного индустриального  общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс  – это, прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится  на стадии становления, и этот процесс  имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.

Информация о работе Э. Гидденс. Стратификация и классовая структура