Формы и методы социальной поддержки безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Содержание работы

Введение
1. Формы безработицы
2. Социальная поддержка безработицы
3. Социальные гарантии поддержки безработных
4. Занятость в Новокузнецке
5. Гарантии поддержки безработных
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ииииии.docx

— 39.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Сибирский государственный  индустриальный университет

Институт экономики и  менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа

По дисциплине

Рынок труда

На тему

Формы и методы социальной поддержки безработицы

Выполнил ст. гр. ЭЭТ-092

Красинская К.А.

Проверил:

ст. пр. Баскакова Т.В.

Новокузнецк 2011

Содержание:

Введение

1. Формы безработицы

2. Социальная поддержка безработицы

3. Социальные гарантии поддержки  безработных

4. Занятость в Новокузнецке

5. Гарантии поддержки безработных

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Полная занятость - цель, к которой  необходимо стремиться. Она достигается  тогда, когда спрос на рабочую  силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое  постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры  производства. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Экономисты изучают безработицу  для определения ее причин, а также  для совершенствования мер государственной  политики, влияющих на занятость. Некоторые  из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность  их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования  по безработице, смягчают отдельные  экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый  ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов  считает, что законы, предусматривающие  высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной  политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом  политических дискуссии.

1. Формы безработицы

Безработица может быть обусловлена  множеством причин, а значит, принимает  множество форм. Обычно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица связана  с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Это безработица  среди лиц, которые ищут работу, соответствующую  их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной  безработицы характеризуются краткосрочным  периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место  жительства, с увольнением по собственному желанию из-за изменений профессиональных предпочтений. Фрикционная безработица  имеет преимущественно добровольный характер и отличается непродолжительностью, поскольку у данной категории  безработных есть навыки к работе, которые можно продать на рынке  труда. Фрикционная безработица  существует практически всегда и  везде и является неотъемлемым элементом  любой экономики. Фрикционная безработица  считается неизбежной и в какой-то мере желательной, так как многие рабочие переходят с низкооплачиваемой  малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение  и использование трудовых ресурсов.

Структурная безработица возникает  вследствие каких-либо структурных  экономических сдвигов или внедрения  в производство достижений НТП. Структурная  безработица -- это безработица среди  лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными  из-за научно-технического прогресса. Структурная безработица может  быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, текстильной и др.). Работники  таких отраслей попадают в тяжелое  положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие  низкую квалификацию и небольшой  производственный опыт. Структурная  безработица носит вынужденный  характер и отличается большей продолжительностью по сравнению с фрикционной, так  как получение новой работы для  этой категории безработных будет  сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места  жительства.

Структурная безработица в определенном смысле также присуща экономике, как и фрикционная. В этой связи  возникает понятие естественного  уровня безработицы, представляющего  собой сумму фрикционной и  структурной безработицы. Естественная безработица имеет место в  том случае, когда численность  людей, занятых поиском работы, совпадает  с количеством свободные рабочих  мест, т. е. существует возможность трудоустроиться. Естественный уровень безработицы  предполагает наличие резерва рабочей  силы, которая может быстро перемещаться в экономике, занимая свободные  места. Естественный уровень безработицы  характеризует величину оптимального резерва рабочей силы, способной  перемешаться в экономике из одной  сферы в другую в ответ на изменение  потребности в трудовых ресурсах. Без этого резерва экономическая  система функционировать не может. Естественный уровень безработицы  для разных стран различен: для Великобритании и Франции -- 5%. Швеции и Японии -- 1.5--2%, Канады -- 8%, США -- 5--6%. Экономисты склоняются к мнению, что естественный уровень безработицы должен составлять в среднем 4--6%. В определенных условиях реальная безработица может оказаться даже ниже естественного уровня, например в условиях войны. Если существующая безработица количественно соответствует уровню естественной безработицы, то считается, что экономика функционирует в условиях полной занятости, когда производится полный объем производства, т. е. фактически производимый ВВП равен своему потенциально возможному значению. Итак, полная занятость не означает 100%-ной занятости населения.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта  разница получила название циклической  безработицы, так как чаше всего  она возникает в фазах спада  или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая  безработица дополняет фрикционную  и структурную, в периоды циклического подъема рассматриваемая форма  безработицы обычно отсутствует.

Выделяют и другие формы безработицы.

Добровольная безработица возникает  при наличии некоторого количества трудоспособных лиц, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым  трудом.

Вынужденная безработица имеет  место в том случае, если государство  законодательно фиксирует минимальную  оплату труда на уровне, превышающем  равновесный; в результате будет  наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке  труда, приводящий к возникновению  излишков рабочей силы, т. е. вынужденной  безработицы.

Институциональная безработица связана  с деятельностью государства  и его институтов. Она может  быть вызвана институциональными факторами, влияющими на спрос и предложение  труда. Например, государство устанавливает  достаточно высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства. Другой вариант -- в экономике существует достаточно высокий уровень налога на доходы физических лиц, и многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе.

Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, соответственно, неодинаковыми уровнями безработицы. Региональная безработица формируется  под воздействием исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью  одних только средств экономической  политики.

Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью  занятий, живущих на случайные заработки. Некоторые экономисты выделяют технологическую  безработицу, которая вызывается внедрением малолюдной или безлюдной технологии производства, основанной в современных  условиях на электронной технике.

Для плановых и переходных экономик характерна скрытая безработица. В  случае плановой экономики отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это говорит  о том, что одно рабочее место  лишнее и фактически второй человек  должен оказаться без работы. В  случае переходной экономики скрытую  безработицу представляют люди, которые  трудятся неполный рабочий день или  неделю, находящиеся в вынужденных  отпусках.

2. Социальная поддержка безработицы

Под социальной поддержкой безработных  следует понимать систему мер, принимаемых  государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в  преодолении трудной жизненной  ситуации, вызванной отсутствием  работы.

По своему характеру эти меры могут быть двух видов:

- направленные на предоставление  работы;

- направленные на предоставление  средств, необходимых для существования  безработного и находящихся на  его иждивении нетрудоспособных  членов его семьи.

К мерам первого вида относятся  помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также  содействие безработному в организации  собственного дела.

Второй вид мер составляют выплата  пособия по безработице и стипендии  в период обучения по направлению  учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения  детей безработных граждан, компенсации  расходов в связи с переездом  по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости  под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в  качестве дополнительной социальной поддержки  граждан, ищущих работу.

Общественные работы преследуют три  цели:

1) удовлетворение экономических  потребностей территорий и организаций  в выполнении работ временного  или сезонного характера, а  также работ по выполнению  федеральных целевых и региональных  программ социально-экономического  развития;

2) предоставление безработным гражданам  материальной поддержки в виде  временного заработка;

3) сохранения у лиц, длительно  не работающих или не имеющих  опыта работы, мотивации к труду.

Эти цели определяют и принципы, на которых должна строиться организация  общественных работ. С этой точки  зрения общественные работы должны быть:

а) экономически целесообразны, т.е. полезны  и не убыточны для организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных  работ;

б) доступны, т.е. не требовать от их участников предварительной специальной  подготовки;

в) социально ориентированы, т.е. в  структуре расходов на эти работы должна преобладать оплата труда, а  сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект;

г) добровольными, т.е. привлечение  к этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.

На основе данных принципов в  Положении об организации общественных работ приводится их примерный перечень (п. 6):

- строительство автомобильных  дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых,  канализационных и других коммуникаций;

- проведение сельскохозяйственных  мелиоративных (ирригационных) работ,  работ в лесном хозяйстве;

- заготовка, переработка и хранение  сельскохозяйственной продукции;

- строительство жилья, реконструкция  жилого фонда, объектов социально-культурного  назначения, восстановление историко-архитектурных  памятников, комплексов, заповедных  зон;

- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи; эксплуатация  жилищно-коммунального хозяйства  и бытовое обслуживание населения;

- озеленение и благоустройство  территорий, развитие лесопаркового  хозяйства, зон отдыха и туризма;

- уход за престарелыми, инвалидами  и больными;

- обеспечение оздоровления и  отдыха детей в период каникул,  обслуживание санитарно-курортных  зон;

- организация сбора и переработки  вторичного сырья и отходов;  проведение мероприятий общественно-культурного  назначения (перепись населения,  спортивные соревнования, фестивали  и т.д.); другие направления трудовой  деятельности.

К общественным работам не относится  деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий  аварий, стихийных бедствий, катастроф  и других чрезвычайных ситуаций и  требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных  и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Организация общественных работ отнесена к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

С лицами, желающими участвовать  в общественных работах, заключается  срочный трудовой договор, который  может быть расторгнут ими досрочно при устройстве на постоянную или  временную работу.

В период участия безработных граждан  в общественных работах за ними сохраняется  право на получение пособия по безработице (кроме граждан, для  которых общественные работы считаются  подходящей работой).

Выплата пособий по безработице. Для  лиц, потерявших работу и не имеющих  возможности ее получить, пособие  по безработице зачастую становится единственным источником средств к  существованию. Это обстоятельство учитывается законодателем при  определении сроков выплаты пособия  и его размеров.

Можно выделить два варианта определения  размера пособия:

1) в процентном отношении к  среднему заработку гражданина  за последние три месяца работы;

2) в кратном отношении к минимальной  величине пособия по безработице.

Информация о работе Формы и методы социальной поддержки безработицы