Формы и методы социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социальная сущность семьи и ее типологии 4
2. Социальные проблемы современной семьи ……………………...………8
3. Формы и методы социальной работы с семьей……..……..........…..…...10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Реферат по соц.работе.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.  Социальная сущность семьи и ее типологии  4

2.  Социальные проблемы современной семьи ……………………...………8

3. Формы и  методы социальной работы с  семьей……..……..........…..…...10

Заключение…………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общеизвестны  особая роль и место семьи в  обществе. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье  растет ребенок, и с первых лет  своей жизни он усваивает нормы  общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей  семье все то, что было в семье  его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Свои  специфические особенности присущи  каждой семье. В любой семье они  отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся  под постоянным влиянием различных  факторов социума. В свою очередь, как  нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи, влияют на отношения  членов семьи с другими социальными  группами

Поэтому социальная работа в качестве приоритетной сферы деятельности выделяет семью. Необходимость познания закономерностей образования и функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, и социальной работы, предполагает более пристальное внимание социальных работников к проблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение и учет на практике.

Сегодня на фоне общего снижения "жизненного потенциала" российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее психологического и социального  здоровья.

Семья является базисной (исходной) сферой социализации, которую социальная работа рассматривает  как первичную ячейку общества, как  социальный институт. Возникающие в  практике социальной работы в России совершенно новые задачи неизбежно  требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе.

 

 

 

1.  Социальная сущность семьи и ее типологии.

Для семьи  как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые  изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи  способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для  преодоления трудностей, проявлять  терпимость и снисходительность, зависят  благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая  согласованность, социально - ролевая  адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит  свое содержательное выражение в  выполняемых ее функциях.

Функции семьи в различных средах деятельности:сфера семейной деятельности (Общественные функции, индивидуальные функции); Репродуктивная (Биологическое воспроизводство общества,у довлетворение потребности в детях); Воспитательная (Социализация молодого поколения, удовлетворение потребности в родительстве); Хозяйственно – бытовая (Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми, получение хозяйственно - бытовых услуг одними членами семьи от других); Экономическая (Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, получение материальных средств одними членами семьи от других); Сфера первичного социального контроля (Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье); Сфера духовного общения (Развитие личности членов семьи, духовное взаимообщенние членов семьи); Социально – статусная (Предоставление определенного статуса членам семьи, удовлетворение потребностей в социальном продвижении); Досуговая (Организация рационального досуга, удовлетворение потребностей в современном проведении досуга); Эмоциональная (Эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия, получение индивидами психологической защиты); Сексуальная (Сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей). 

На основании  анализа семейного уклада, а также  других характеристик семьи можно  выделить различные типы семей.

Существует  множество типологий семьи, но деятельности социального педагога отвечает следующая  комплексная типология, которая  предусматривает выделение четырех  категорий семей, располагающихся  по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, от низкого  к крайне низкому: благополучные семьи, семьи «группы риска», неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Эта типология предоставляется нам полезной, так как с учетом ее можно определенным образом строить работу с отдельными типами семей, делая акценты на наиболее значимые для каждого вида проблемы.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются  в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем  им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи «группы  риска» характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и  т.п. и снижающего адаптивные способности  этих семей. Они справляются с  задачами воспитания ребенка с большим  напряжением своих сил, поэтому  социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучная семья, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности  или нескольких одновременно, не справляются  с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходимы активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и  состояние некоторых нуждается  в коренных изменениях. В этих случаях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно - бытовые условия не отвечают элементарным санитарно - гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Можно так  же выделить наиболее актуальные для  социальной работы типы семей: многодетные  семьи, семьи, имеющие в своем  составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные  семьи, неполные семьи и т.д.

Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния  и развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Социальные проблемы  современной семьи.

 

Комплекс  проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи  в современном мире. Возникнув, как  основная форма жизнеустройства, семья  первоначально сосредоточила в  себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку  семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими  социальными: институтами; в последнее  время трудно выделить специфический  вид деятельности, присущий только семье.

Все множество  проблем, связанных с современной  семьей, можно разделить на следующие  группы:

1. Социально  - экономические проблемы: К этой  группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни  семьи, ее бюджетом (в том числе  потребительским бюджетом средней  семьи), удельным весом в структуре  общества малообеспеченных семей  и семей, живущих ниже черты  бедности, со специфическими потребностями  многодетных и молодых семей,  государственной системы материальной  помощи.

2. Социально  - бытовые проблемы: по смысловому  содержанию сходны с социально  - экономическими проблемами. К данной  группе относятся проблемы, связанные  с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так  же потребительским бюджетом  средней семьи и т.д.

3. Социально  - психологические проблемы: Эта  группа включает самый широкий  спектр проблем: они связаны  со знакомством, выбором брачного  партнера и далее - брачно-семейной  адаптацией, согласованием семейных  и внутрисемейных ролей, личностной  автономией и самоутверждением  в семье. Кроме того, к ним  относятся и проблемы супружеской  совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой  группы, насилия в семье.

4. Проблемы  стабильности современной семьи:  Данную проблематику составляют  состояние и динамика семейных  разводов, их социально - типологические  и региональные аспекты, причины  разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

5. Проблемы  семейного воспитания: В данной  группе проблем могут рассматриваться  состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка  в семье, условия эффективности  и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы  семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально - экономический, медико-санитарный, социально - демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев Холостова Е. И.

Итак, современная  российская семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем  более семьи с двумя и более  детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели  к насущной потребности профессионального  вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института - семьи.

 

 

 

 

 

3. Формы и методы социальной работы с семьей.

 

 Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой  помощи нуждаются неполные и многодетные  семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую  (изучение особенностей семьи,  выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение  ее социальных гарантий, создание  условий для реализации ее  прав и свобод);

Информация о работе Формы и методы социальной работы с семьей