Формирование миграционной политики муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать деятельность Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области и разработать рекомендации по ее оптимизации.
Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты данной темы: понятие, принципы, цели и задачи миграционной политики; основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации; формы и механизмы реализации государственной миграционной политики; анализ правового обеспечения миграционной политики и организация миграционного учета в Российской Федерации.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ………………………………………….-
РЕФЕРАТ …………………………………………………………………………...4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.………………………………………………….8
1.1. Понятие, принципы, цели и задачи миграционной политики ………………8
1.2. Основные направления государственной миграционной политики
Российской Федерации……………………………………………………………13
1.3. Формы и механизмы реализации государственной миграционной политики…………………………………………………………….………………21
1.4. Анализ правового обеспечения миграционной политики и организация миграционного учета в Российской Федерации………………………………..28
2. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННОГО УЧЁТА В МО г .ЕКАТЕРИНБУРГ………………………38
2.1. Анализ динамики въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………….38
2.2. Статус и функции Управления Федеральной миграционной службы
по Свердловской области………………………………………………………...52
2.3. Анализ административной практики по привлечению к ответственности нарушителей миграционного законодательства …………………………………59
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ИММИГРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В МО г.ЕКАТЕРИНБУРГ……………..70
3.1. Взаимодействие со СМИ по направлениям деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области………………..70
3.2. Проект по реорганизации процесса постановки на миграционный учет иностранных граждан в Управлении Федеральной миграционной службы города Екатеринбурга……………………………………………………………...72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..88
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………104

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2.3

 

В течение отчетного периода 2008 года на территории Свердловской области поставлено на миграционный учет по месту пребывания 286688 иностранных граждан и лиц без гражданства. В течение 2007 года было поставлено на миграционный учет 205106 иностранцев. Из общего числа поставленных на миграционный учет граждане стран СНГ составили 78,4% (224683 человек), в том числе: граждане Азербайджана – 16115, 5,6%; Армении – 7164, 2,5%; Беларуси – 1201, 0,4%; Грузии – 649, 0,2%; Казахстана – 22081, 7,7%; Кыргызстана – 33588, 11,7%; Молдовы – 3044, 1,0%; Таджикистана – 74613, 26,0%; Туркменистана – 413, 0,1%; Узбекистана – 58035, 20,2%; Украины – 7780, 2,7% (данные рис. 2.4).

 

Рис. 2.4

 

Цели прибытия иностранных  граждан в Свердловскую область  распределились следующим образом: Частная – 121250 человек, Деловая – 14442, Туризм – 18045, Учеба – 3551, Работа – 127583

Прочие –659 (данные рис. 2.5).

Рис. 2.5

 

Почтовыми отделениями  принято 52843 уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без  гражданства (АППГ – 29168, +81,2%). Возвращено в почтовые отделения в связи  с неправильностью заполнения уведомления – 13210. В ходе исполнения Федерального закона от 18.07.2006г. №109-«О Миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в российской Федерации», возник ряд проблемных вопросов, связанных с направлением уведомлений через отделения связи (неразборчивое заполнение, отсутствие данных, неправильно указанные сроки). Для организации взаимодействия руководству ФГУП «Почта России» предоставлены все необходимые образцы, документы и адреса территориальных структурных подразделений УФМС, памятки по порядку постановки на учет, которые размещены на информационных стендах большинства отделений почтовой связи, проводятся рабочие встречи с начальниками почтовых отделений. Сотрудники отделений почтовой связи консультаций по порядку заполнения бланков уведомлений не оказывают, что приводит к получению УФМС России по Свердловской области большого числа уведомлений с ошибками, некачественно заполненных  уведомлений.

УФМС России по Свердловской области в течение 2008 года оформлена 13551 виза иностранным гражданам для выезда за пределы Российской Федерации (АППГ - 10462, +29,5%), 24105 приглашений на въезд в Российскую Федерацию (АППГ-35101, -31,3%). На учете в УФМС России по Свердловской области на 01.01.2009 года состоит 370 организаций, оформляющих приглашения на въезд в Россию иностранных граждан.

За 12 месяцев 2008 года УФМС России по Свердловской области оформлено  и выдано 9462 разрешения на временное  проживание иностранным гражданам (АППГ – 5550, +70,5%), 258 видов на жительство (АППГ – 241, +7,1%).

По разрешениям на временное проживание по состоянию  на 1 января 2009 года проживает 9345 человек (АППГ – 6665, +40,2%), по виду на жительство – 619 (АППГ – 687, -9,9%). Тенденция основной доли граждан из государств-участников СНГ, в числе временно проживающих, сохраняется (92,5%, 8640 человек), в числе проживающих по видам на жительство число таких граждан составляет 64,6%, 400 человек.

На территории Свердловской области на 1 января 2009 года временно проживает: граждан Азербайджана – 1341 человек; Армении – 1157; Беларуси – 44; Грузии – 230; Казахстана – 119; Кыргызстана – 11; Молдовы – 193; Таджикистана – 3621; Туркменистана – 28; Узбекистана – 1278; Украины – 618; стран Балтии – 12; Китая – 535; Вьетнама – 61; прочих стран – 97 (данные рис. 2.6).

Рис. 2.6

 

По видам на жительство проживает: граждан Азербайджана – 25 человек; Армении – 33; Беларуси – 8; Грузии – 36; Казахстана – 93; Кыргызстана – 8; Молдовы – 11; Таджикистана – 21; Туркменистана – 2; Узбекистана – 56; Украины – 107; стран Балтии – 31; Китая – 54; Вьетнама – 19; прочие– 115 (данные рис. 2.7).

Рис. 2.7

В течение 12 месяцев 2008 года приобрели гражданство Российской Федерации 10012 человек (АППГ –10596, -5,5%), в том числе: в упрощенном порядке - 6166 (АППГ – 5979, +3,1%), в соответствии с международными соглашениями  – 3846 (АППГ – 4614, -16,6%).

Тенденции к получению  гражданства России в основном гражданами государств СНГ сохраняются и  здесь. Несмотря на снижение показателей по оформлению гражданства, большое количество заявлений поступило в конце декабря 2008 года ввиду ожидаемого окончания сроков приема документов в упрощенном порядке.

Как  видно на рис. 2.8 показатели внешней трудовой миграции выглядят следующим образом: в течение 2008 года выдано разрешительных документов: 482 разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (АППГ - 335, +43,8%), 99812 разрешений на работу (АППГ – 94350, +5,8%), гражданам, прибывшим из стран-участников СНГ– 82894 (83,1% от общего числа).

Рис. 2.8

Рис. 2.9

Страны - экспортеры иностранных работников в Российской Федерации в 2008 году отражены в рис.2.9. Особое внимание уделяется реализации миграционной политики в условиях миграционного законодательства. УФМС России по Свердловской области, Министерство экономики и труда Свердловской области, Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области проводит масштабную разъяснительную работу с работодателями и представителями администраций муниципальных образований по законодательству, регламентирующему вопросы трудовой миграции. Всего в отчетном периоде работало 109167 иностранных граждан (+34,4 к АППГ). По состоянию на 01.01.2009 года от работодателей, заключивших трудовые договоры с иностранными гражданами в порядке не требующими получения визы, поступило 45918 уведомлений (АППГ – 35792, +28,3%). Рост поступаемых уведомлений обусловлен работой, проводимой сотрудниками УФМС России по информированию работодателей, в том числе представителей некоммерческих организаций, торговых компаний, крупных строительных организаций, национально-культурных объединений о миграционном законодательстве.

На рис. 2.10 отражены основные сферы применения иностранных работников в 2008 году: строительство – 43,5%; оптовая и розничная торговля  - 21,2%; обрабатывающие производства – 14,0%; транспорт и связь – 7,6%; предоставление прочих коммунальных, социальных услуг – 4,0%; сельское хозяйство  -  1,5%; финансовая деятельность – 0,2%; иные виды экономической деятельности– 8,0%

 

Рис. 2.10

 

Прошедшие изменения  миграционной политики году в 2008 году встретили позитивную оценку со стороны всех участников процесса трудовой миграции. Интерес работодателей различных сфер деятельности к привлечению иностранной рабочей силы остается на достаточно высоком уровне. В последнее время отмечается стабильный тренд на привлечение граждан дальнего зарубежья вместо граждан из стран СНГ.

В качестве характерного примера в  этом случае можно обратить внимание  на проект, осуществляемый впервые со времен Советского союза, при поддержке дипломатической миссии Социалистической республики Вьетнам. В рамках данного проекта прошел целенаправленный набор работников из Вьетнама на завод «Щитмонтаж», производящий электрооборудование на территории Свердловской области. Данное предприятие является ведущим производителем в Урало-Сибирском регионе в сфере проектирования, изготовления, комплектации, монтажа электрощитов и корпусов к ним, а также осуществляет деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Руководство предприятия  уже привлекало ранее в качестве рабочей силы граждан из стран  СНГ и 10 граждан КНР. Опыт использования  таких работников оказался плодотворным. Осуществляемый проект курируется Правительством СРВ и будет первым пилотным проектом такого рода в Свердловской области. Также в 2008 году граждане Китая, получив разрешение на работу, принялись осваивать и развивать сельское хозяйство. Силами китайских граждан ремонтируются заброшенные теплицы, и активно развивается овощеводство.

Процессы трудовой миграции в 2008 году выявили новую тенденцию: граждане дальнего зарубежья стали вытеснять с некоторых мест граждан ближнего зарубежья. В основном, это стало происходить при привлечении к неквалифицированному труду на должностях, не требующих знания русского языка.

На территории Свердловской области  работали иностранные граждане из 66 стран мира, в том числе из 10 государств - участников СНГ. Главными экспортерами иностранной рабочей силы по-прежнему являются страны СНГ (около  75,5%), из них: Таджикистан – 33,4%; Узбекистан – 22,0%; Кыргызстан -  13,2 %; Азербайджан – 2,3%; Армения – 1,9%; Китай – 14,7%;

Турция – 4,9%; Корея (КНДР) – 2,0%.

Половозрастной состав и возрастная структура иностранной рабочей силы на территории Свердловской области представлен на  рис.2.11 и 2.12.

 

Рис. 2.11

 

Рис. 2.12

В течение 2008 года было аннулировано 16485 разрешений на работу (АППГ – 22551, -26,9%). Разрешения на привлечение иностранной  рабочей силы не аннулировались (АППГ – 17, -100%).

В связи с обстоятельствами проведения в Екатеринбурге мероприятий  в рамках ШОС, большее количество иностранных работников занято в  сфере строительства, которые являются незаменимым дополнением к постоянному  трудоспособному населению области, так как к 2009 году инфраструктура Свердловской области должна соответствовать высоким международным стандартам, предъявляемым к территориям, на которых проводятся международные встречи на высшем уровне. Это создаст необходимые условия для прохождения через Средний Урал транснационального транспортного коридора, связывающего страны Западной Европы с Азиатско-тихоокеанским регионом.

За время существования  миграционной службы произошли большие  изменения, так миграционные процессы стали более регулируемыми. Если еще несколько лет назад, иностранцу было проще осуществлять трудовую деятельность незаконно, даже не смотря на что, что это ограничивало его передвижение. Сейчас в связи с изменениями законодательства (упрощение процедуры оформления разрешений на работу, увеличение штрафов за административные правонарушения) и активной работой, проводимой УФМС России по Свердловской области по информированию населения (изготовление памяток для иностранцев, в том числе и с переводом на их родной язык, и участие в огромном количестве обучающих семинаров для работодателей) произошли позитивные изменения.

Но также можно отметить тот факт, что в отношении мигрантов  до сих пор проявляется дискриминация  в оплате труда, они по-прежнему считаются  «дешевой рабочей силой». Строгий запрет дискриминации должен предусматриваться и в международных, и в российских законодательных актах.

Потоки  въехавших  в город Екатеринбург иностранных  граждан  и лиц  без  гражданства  возрастает. УФМС России  по Свердловской  области  «захлебывается» в работе. Постоянные очереди – это проблема, требующая незамедлительных решений.

Необходимо спланировать  деятельность  организации эффективной  системы  постановки  на миграционный  учет  иностранных  граждан; спланировать ресурсы, необходимые для реализации данной деятельности; определить исполнителей конкретных задач, т.е. оптимизировать деятельность Управления Федеральной Миграционной Службы города Екатеринбурга.

 

2.2 Статус и функции  Управления  Федеральной миграционной  службы по  Свердловской  области

 

Управление  Федеральной  Миграционной Службы по  Свердловской  области  было создано для осуществления  правоприменительных функций, функций  по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере  миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы.

Управление Федеральной  миграционной службы по Свердловской области - орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные  функции, функции  по  контролю, надзору  и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории области.

Территориальный орган  является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной Миграционной Службы России.

В Свердловской области вопросами миграции до 1994 года занималось Управление по делам миграции населения при Свердлоблисполкоме, в 1994 году была образована Миграционная служба, которая являлась территориальным органом Федеральной Миграционной службы России (ФМС России). В своей деятельности она подчинялась ФМС России и администрации Свердловской области. Миграционная служба являлась органом государственного управления и реализовывала политику государства в области миграции населения на территории Свердловской области. Основными задачами Миграционной службы были следующие: организация разработки и реализация миграционных программ области; организация и проведение работы по учету беженцев и вынужденных переселенцев, оказание им помощи и содействия в обустройстве на территории области; признание в соответствии с законодательством правового статуса лиц, ищущих убежища на территории Свердловской области; организация практической работы иммиграционного контроля совместно с компетентными органами Свердловской области; реализация мер в области внешней трудовой миграции населения граждан России; осуществление мер по привлечению и использованию иностранной рабочей силы и специалистов на территории Свердловской области; распределение финансовых средств и материальных ресурсов на решение проблем миграции и контроль за их использованием. Служба руководила деятельностью городских, межрайонных, районных миграционных служб, а также подведомственных ей учреждений, организаций и предприятий (пункт первичного приема, который находился в здании службы). Возглавлялась Миграционная служба руководителем, а ее сотрудники являлись государственными служащими. Руководителем Миграционной службы Свердловской области был Б.И. Перевощиков.

Информация о работе Формирование миграционной политики муниципального образования