Cоциальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, показателей и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Для того чтобы идти в  ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический  потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень  населения и сложившуюся систему  подготовки квалифицированных кадров; внешнеэкономические связи. [7]

 

Обеспечение справедливого  распределения доходов

Структура денежных доходов  населения Беларуси, согласно Балансу  расходов и доходов населения, включает:

  • оплату труда всех работающих;
  • социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);
  • доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);
  • доходы от предпринимательской деятельности и др; [2, c. 52]

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1628 утверждены следующие размеры  бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2008 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:

  • в среднем на душу населения - 223660 руб.;
  • для трудоспособного населения - 245270 руб.;
  • для пенсионеров - 195780 руб.;
  • для студентов - 233870 руб.;
  • для детей в возрасте от 3 до 16 лет - 265100 руб.;
  • для детей в возрасте до 3 лет - 191470 руб.;

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения  в ценах сентября 2008 года по статьям  расходов:

  • продукты питания - 53,3 %;
  • плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги-15,9 %;
  • предметы гардероба - 15,5 %;
  • бытовые и транспортные услуги - 6,9 %;
  • товары бытового и хозяйственного назначения - 3,2 %;
  • взносы и платежи - 3,0 %;
  • предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,0 %;

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2008 г. № 143 утверждены следующие размеры среднедушевых  минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2008 г. на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:

  • семьи из 4-х человек - 346190 руб.;
  • мужчины трудоспособного возраста - 416800 руб.;
  • женщины трудоспособного возраста - 420560 руб.;
  • молодой семьи с двумя детьми - 327200 руб.;
  • молодой семьи с одним ребенком - 365990 руб.;
  • семьи пенсионеров - 303080 руб.;
  • мужчины пенсионера - 341190 руб.;
  • женщины пенсионерки - 340790 руб.;
  • студента - 299360 руб.;
  • студентки - 302430 руб.;
  • девочки в возрасте до 3-х лет - 273440 руб.;
  • мальчика в возрасте до 3-х лет - 271270 руб.;
  • девочки в возрасте от 3-х до 6-ти лет - 332340 руб.;
  • мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет - 334950 руб.;
  • девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет - 352940 руб.;
  • мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет - 344220 руб.;
  • девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет - 396480 руб.;
  • юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет - 405130 руб.;

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи  из 4-х человек в ценах сентября 2008 года по статьям расходов:

  • продукты питания - 51,0 %;
  • одежда, белье, обувь - 18,5 %;
  • пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 11,1 %;
  • бытовые услуги, транспорт, связь - 7,3 %;
  • предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 6,2 %;
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых - 2,3 %;
  • взносы и платежи - 1,9 %;
  • предметы санитарии, гигиены, лекарства - 1,7 %; [5]

 

Реформирование систем здравоохранения и образования

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений. Численность населения Беларуси на 1 ноября 2008 года составила 9 млн. 674,9 тыс. человек. За январь-октябрь 2008 года в Беларусь прибыли 13 686 человек, выбыли 7 750. Миграционный прирост составил 5 936 человек. [1]

Кроме всего прочего наблюдается  неуклонный рост заболеваемости. Высокая  заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения является комплексной  проблемой, затрагивающей все аспекты  человеческой деятельности.

В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с  которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы  медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели. Согласно отчету Европейского банка реконструкции и развития "Доклад о процессе перехода за 2005 год" в Беларуси доля расходов на здравоохранение составила 4,9% ВВП. И если по количеству врачей на 100 тыс. населения мы находимся на одном  из первых мест в мире, то по расходам на здравоохранение -- на одном из последних. Так, в США на 100 тыс. населения приходится 276 врачей, или в 1,7 раза меньше, чем в Беларуси, тогда как расходы на здравоохранение примерно в 11 раз больше.

Инвестирование данной отрасли  позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному  удовлетворению потребностей населения  в данном виде услуг и через  определенное время окажет существенное влияние на качество здоровья населения.

Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и  качества жизни населения. Система  образования в республике развивается  довольно стабильно: уровень грамотности  взрослого населения в Беларуси составляет 99,7%. Для сравнения - в России 99,6%, в Казахстане - 99,4%, в Молдове - 99%.

Вместе с тем переход  ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего  совершенствования системы образования  Беларуси по линии дошкольное образование - общеобразовательная школа - ВУЗ.

Новая модель финансирования образования и культуры предполагает использование системы целевого сертификата, который будет отражать сумму всех расходов по обеспечению  государственного стандарта образования. Необходимо перевести обязательства  государства по образованию, здравоохранению  в государственные облигации, акции  специализированных фондов и социальные сертификаты.

 

Проведение пенсионной реформы

Проведение пенсионной реформы  является обязательным элементом социальной политики. Исходя из сложного демографического положения в Беларуси, резкого  уменьшения доходов и увеличения расходов государственного пенсионного  фонда проведение пенсионной реформы  является экономической и социальной необходимостью. Система пенсионного  обеспечения должна стимулировать  людей зарабатывать и делать сбережения.

Целями пенсионной реформы  являются:

    • обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы при усложняющейся демографической ситуации и негативной динамике на рынке труда;
    • повышение реального размера пенсий;
    • восстановление связи между размером пенсии и заработком;
    • повышение кредита доверия населения к национальной пенсионной системе;

 

Ликвидация бедности

Масштабы бедности напрямую зависят от состояния экономики  страны. Поэтому в странах с  переходной экономикой вследствие резкого  экономического спада на этапе формирования рыночных отношений значительно  увеличивается риск бедности. Наличие  бедности обусловлено нарастанием  кризисных явлений в экономике, низким эффектом экономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности в результатах труда у большинства работающих, сокращением экономического потенциала страны.

Особенности малообеспеченности в Беларуси:

* уровень бедности выше у сельского населения. Однако следует учитывать, что сельские жители располагают большими поступлениями от продажи сельскохозяйственной продукции и личного подсобного хозяйства, поэтому остронуждающихся семей на селе меньше;

* самый высокий уровень бедности наблюдается среди детей до 15 лет;

* уровень бедности среди мужчин и женщин сопоставим, хотя считается, что женщины более подвержены малообеспеченности; [2, c.77]

В настоящее время «ядро» бедных составляют безработные, семьи  с детьми, неполные семьи, беженцы. На уровень бедности существенное влияние  оказывает образование (у людей  с высшим образованием уровень малообеспеченности ниже).

В таких условиях особенно остро стоит проблема разработки эффективного механизма социальной защиты населения. Его важнейшей  задачей является защита нижней границы  потребления.

Стратегия преодоления малообеспеченности в Беларуси должна быть направлена:

  • на содействие росту занятости и развитию гибкого рынка труда, способствующего наиболее эффективному применению трудовых ресурсов;
  • формирование жизнеспособной пенсионной системы и других программ социального страхования;
  • обеспечение эффективной адресной социальной помощи;

 

На мой взгляд, что при  проведении конкретных реформ, при  принятии определённых мер и дальнейшей разработке соответствующих программ, социальная сфера Республики Беларусь начнёт функционировать более эффективно.

 

2.2 Основные направления реализации социальной политики

 

Для того чтобы жить и  продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования  всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о  том, что некоторые неблагоприятные  события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут  никогда не наступить. Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.

Есть и такие неблагоприятные  обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [10, с. 181]

В целом среди неблагополучных  событий такого рода выделим:

  • несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с детства и т. п.;
  • потерю работы;
  • необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;
  • старость, беспомощность и смерть;
  • потерю кормильца и др;

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

    • высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;
    • имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;
    • поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы;

Информация о работе Cоциальная политика