Cоциальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, показателей и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всего общества.

Коллективная  социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического  ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Социальная зашита населения представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями, по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан [12, с.105].

В социальной защите человек  нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может  обеспечить себе основных жизненных  потребностей. Наиболее социально незащищенными, как показал анализ величин доходов  и уровня жизни различных социально-демографических групп населения, являются:

  • многодетные и неполные семьи;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;
  • одинокие пенсионеры и инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • дети из неполных и многодетных семей;
  • безработные;

Объектами социальной защиты выступают:

а) уровень потребления  материальных благ (доходы);

б) минимальный уровень  охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;

в) жилищные условия;

Функционирование системы  социальной защиты предполагает наличие  определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Социальная защита может  осуществляться в виде социального  обеспечения и минимальных социальных гарантий.

Социальное обеспечение  обычно включает социальное страхование  и социальную помощь.

Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.

Социальный риск - наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается  в состоянии избежать социального  риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые  из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход  на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью  наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности  граждан.

Экономическим источником страховых  взносов выступают средства, необходимые  для воспроизводства рабочей  силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых  взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

в) пособия по безработице;

Социальное страхование  осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:

а) страховые взносы застрахованных;

б) страховые взносы предпринимателей;

в) субсидии государства;

Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется  в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и  категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных  и внебюджетных фондов, а также  кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии - важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная поддержка  включает наличие соответствующих  гарантий, которые выступают как  обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные  права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо  выделим гарантии суверенитета потребителя  и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права  члена общества.

Выполняя данную социальную функцию, государство:

а) законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;

б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);

в) устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий; [10, с. 185]

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной зашиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Главными принципами, которые  лежат в основе политики социальной защиты, являются:

  • гуманность;
  • дифференцированный подход к социально-демографическим слоям или группам населения;
  • адресность защиты;
  • гибкость системы;
  • интеграция различных частей в единую систему;
  • надежность ресурсного обеспечения проводимых мер; [8, с.183]

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.

Основными методами, используемыми  для социальной защиты, являются социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных  либо льготных условиях при трудном  материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и  т. д.), социальное страхование как  система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного  или добровольного порядка и  в зависимости от их размера и социальная поддержка - это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др. [9, с. 210]

Для стран с социально  ориентированной экономикой рыночного  типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степени проявляется в системе социальной защиты - в ее адресности, гибкости и надежности, т. е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе.

Впервые понятие социальная защита было введено в 1995 году в Конвенции международной организации труда №102 [11, с. 5]

Модель социальной политики - это теоретическое обоснование ее целей, приоритетов, структуры (направлений и элементов) и индикаторов (показателей), средств достижения целей и оценка эффективности (результативности). [13, с. 7]

В мире сложилось две основные модели социальной защиты:

1. Социал-демократическая модель с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления (Швеция, Австрия).

2. Либеральная модель, предполагающая частичную собственность, поощрение предпринимательства, приоритет госрегулирования макропроцессов, государственную поддержку малообеспеченных слоев населения за счет частичного перераспределения национального дохода, значительную дифференциацию доходов, субсидиарный (разделительный) принцип социальной политики (США, Англия).

Изучение социально ориентированных  хозяйств в разных странах позволяет  отметить ряд общих элементов, характерных  для любых моделей и предопределяющих их социальную ориентированность.

Таким образом, каждое государство  независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области  социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в  предусмотренных законодательством  случаях в момент наступления  форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  КАПИТАЛА

 

Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии  – дальнейшее повышение уровня и  качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать  усиление роли заработной платы как  главного фактора, стимулирующего экономическое  развитие и повышение эффективности  экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения  жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение  чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения  в регионах и по отраслям экономики.

В качестве ориентиров государственной  политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются  [14, с. 268]:

    • рост реальных денежных доходов – 149–156 процентов;
    • повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников –152–158 процентов;
    • снижение уровня малообеспеченности в два раза;
    • совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
    • дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

Государственная политика в  области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в  надежный источник доходов, повышение  ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут  расширяться права субъектов  хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

Важнейшей функцией государства  останется обеспечение государственных  минимальных социальных гарантий в  области оплаты труда. В бюджетном  секторе будет сохранено государственное  регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого  разряда и совершенствования  Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Основные задачи государственной  политики в области трудовых отношений  и занятости населения – повышение  эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

На рынке труда предусматривается  реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения  занятости населения, преодолению  дефицита рабочих мест путем повышения  инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности  и поддержанию стабильности в  сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся  структурой рабочих мест, удержанию  регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

В области социальной защиты населения предполагается повышение  ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных  социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных  слоев населения.

Информация о работе Cоциальная политика