Cоциальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, показателей и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

Это будет достигаться  путем:

− оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим  доходы ниже установленного гарантированного минимума;

− социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;

− повышения эффективности  социальной помощи малообеспеченным гражданам  и лицам, находящимся в трудной  жизненной ситуации, на основе принципов  адресности и индивидуального подхода;

− совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

− решения социальных проблем  одиноких пожилых граждан, проживающих  в отдаленных сельских населенных пунктах.

Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение  уровня жизни граждан пенсионного  возраста и нетрудоспособных на основании  сочетания обязательного и дополнительного  добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных  механизмов финансирования.

Для улучшения демографической  ситуации предусматриваются мероприятия  по обеспечению охраны материнства  и детства, повышению рождаемости  и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости  на основе совершенствования системы  выплаты пособий гражданам, имеющим  детей, государственной поддержки  молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

Развитие системы образования  предусматривает приведение ее в  соответствие с современными потребностями  личности, общества и государства, повышение  качества подготовки высококвалифицированных  специалистов для перехода к информационному  обществу, опережающему развитию новых  наукоемких технологий.

Ее основными направлениями  станут:

    • развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и, прежде всего на селе;
    • расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;
    • создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями – заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.

Будет проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и  содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения  во всех его звеньях, материально-технической  и учебной базы, внедрению новых  информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается  обеспечение широкого выбора образовательных  программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.

В стране будет проводиться  дальнейшая работа по приведению объемов  и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным  и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики.

В области здравоохранения  предусматривается повышение доступности  и качества медицинской помощи для  широких слоев населения на основе:

    • внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
    • реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
    • совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
    • расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
    • совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

Планируется разработать  и внедрить систему стандартов для  медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с  широкой компьютеризацией медицинских  организаций, созданием в них  локальных вычислительных систем, введением  в действие электронных версий медицинских  карт пациентов.

Целью государственной политики развития национальной культуры будет  сохранение историко-культурного наследия, создание условий для всестороннего  развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повысит  роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества.

Для достижения этой цели предусматриваются:

    • обеспечение доступности культурных ценностей и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села с целью приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания отдаленных сел;
    • реализация программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристический оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;
    • разработка и внедрение рациональной схемы размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах;
    • повышение конкурентоспособности профессиональных творческих коллективов и исполнителей на внутреннем и внешнем рынках;
    • обеспечение реализации кадровой политики по подготовке и переподготовке специалистов культуры и искусства на основе внедрения новых образовательных технологий;
    • создание при средних специальных учебных заведениях культуры и искусства в областных городах консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе одаренных детей и талантливой молодежи.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение  благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных  государственных стандартов, предусматривающих  снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности  и ее идеологической платформы, гуманистической  по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового  вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального  успеха личности и государства.

Таким образом, проводимая государством экономическая политика позволила сохранить на протяжении последних лет положительную динамику основных микроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, заработной платы, пенсий и других доходов, сохранив этим социальную стабильность общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы мне хотелось бы привести несколько  основных выводов:

  • Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
  • Важнейшими целями социальной политики государства являются:
  • перераспределение средств бюджета в пользу наиболее нуждающихся;
  • обеспечение доступности жилищно-коммунальных, транспортных, образовательных, медицинских услуг, а также базовых продовольственных и промышленных товаров для наиболее социально незащищенных слоев населения;
  • создание эффективной системы профессиональной переподготовки кадров, расширение условий для занятости;
  • создание общедоступной системы информации о вакантных рабочих местах внутри страны и за рубежом, по обучающим программам, ценовой динамике, конъюнктуре рынка, по справочно-аналитическим источникам;
  • Самыми главными и наиболее точно определяющими показателями эффективной социальной политики являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.
  • План по повышению эффективности социальной политики Республики Беларусь должен предусматривать решение следующих ключевых проблем:
  • повышение уровня оплаты труда;
  • государственное регулирование занятости;
  • обеспечение справедливого распределения доходов;
  • реформирование систем здравоохранения и образования;
  • проведение пенсионной реформы;
  • ликвидация бедности;
  • Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий.
  • Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной зашиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

В заключение данной  работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним  из важных вопросов, без решения  которого невозможно создать гармоничную  рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая  не может оказаться ущемлённой в  плане внимания, финансирования и  т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование  процессов в социальной сфере  сильно затруднено и часто государство  пренебрегает интересами населения  ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены  привыкать к новым  условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики Беларуси и успешного  создания эффективного социально-защитного  механизма можно выделить следующие  конкретные шаги:

  • незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;
  • оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.

Беларусь активно проводит широкомасштабную социальную политику, направленную на повышение благосостояния народа, минимизацию  негативных последствий рыночных преобразований. Выделение из государственного бюджета  значительных средств на социальные нужды позволяет стабильно повышать и выплачивать зарплаты, пенсии, стипендии и пособия. Сохранены масштабное жилищное строительство, бесплатная медицина и образование.

Белорусская модель экономического развития исключает возможность формирования в стране олигархических кланов, прорыв к власти криминала, массовую безработицу  и социальную поляризацию населения.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ :

 

  1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php. Дата доступа: 20.11.2010.
  2. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие/Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146с.
  3. Макроэкономика: учебное пособие для студ. экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с. - Библиогр. в конце глав. - В кн. авт.: А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др.
  4. Лутохина Э.А. Социально ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. - Мн: Академ. управление при Президенте РБ. 2002.
  5. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/trud/norm2. Дата доступа: 22.11.2010.
  6. «Ежегодный отчёт о развитии человеческого потенциала» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.by/en/news/item/11720-ircp.html - Дата доступа: 18.11.2010
  7. Зайченок Н.П. и др. Основные положения национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. //Белорусский экономический журнал. - 2004. №3.
  8. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. - Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 204 с.
  9. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. - 400 с.
  10. Лемешевский, И. М. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ – Мн.:ООО “ФУАинформ”, 2004. – 576 с.
  11. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. - Мн.: ИСПИ, 2004. - 220 с.
  12. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.
  13. Ноздрин-Плотницкий М.И., Ожигина В.В. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков// Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. - 2006. - №2. - с. 5 - 10.
  14. Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 461 с.
  15.   Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. / Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2002. – 428 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Cоциальная политика