Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить сущность и провести анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Задачи курсовой работы: изучить бюджетное устройство и основы организации бюджетного процесса, провести детальный анализ доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации. Для написания курсовой работы была использована экономическая литература, нормативно-правовые документы и статистические данные.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность бюджетной системы РФ………………………………4
Бюджетная система РФ…………………………………………………...4
Цели, задачи и роль бюджетной системы РФ…………………………...6
Бюджетное устройство……………………………………………………6
Бюджетное планирование в РФ………………………………………………..12
Основы организации бюджетного планирования в РФ……………….12
Характеристика показателей отдельных звеньев бюджетной системы………………………………………………………………………13
Доходы бюджета. Планирование доходов бюджета РФ…………………………………………………………………………17
Расходы бюджета. Планирование расходов бюджета РФ…………….27
Межбюджетные отношении. Современная ситуация. Проблемы и пути их решения………………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………...40
Приложение 1Структура бюджетной системы РФ
Приложение 2 Структура консолидированного бюджета Забайкальского края
Приложение 3 Схема доходов и расходов государственного бюджета РФ

Файлы: 1 файл

Byudzhet_kursovaya.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

C 1 января 2012 года вступили в силу Федеральные законы №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 120-ФЗ от 20.08.12 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» (в редакции Федерального закона № 198-ФЗ от 27.12.12 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а также Федеральный закон № 199-ФЗ от 31.12.12 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Перечисленные  законы повлекли за собой ряд изменений в распределении расходных полномочий между федеральными и региональными органами власти, а также существенное перераспределение расходных обязательств и доходных источников между органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и между двумя уровнями местного самоуправления.

В 2012 году суммарные потери всех местных бюджетов в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом составили около 49,7 млрд.рублей или почти 10% всех налоговых доходов местных бюджетов. Это связано, в основном, с существенной централизацией доходов по налогу на прибыль предприятий, налогу на имущество организаций, акцизам, к минимальным нормативам отчислений от которых в местные бюджеты в 2012 году не предъявляется никаких требований. Если бы в 2011 году субъекты РФ закрепили за местными бюджетами налоговые доходы по нормативам 2011 года, по местные бюджеты дополнительно получили бы почти 50 млрд. руб. доходов (около 11% налоговых доходов местных бюджетов). В 2013 году ожидается некоторое снижение налоговых доходов местных бюджетов (на 0,3%) из-за изменения налогового и бюджетного законодательства. При этом, если субъекты РФ не будут дополнительно закреплять за местными бюджетами вообще никаких налоговых доходов (кроме установленных для местных бюджетов в Налоговом Кодексе РФ и Бюджетном Кодексе РФ), то суммарные потери местных бюджетов в условиях 2013 года могут составить около 58 млрд. руб. или около 13% налоговых доходов местных бюджетов. С другой стороны, положения «переходного» периода, позволяющие устанавливать «трансфертозамещающие» дифференцированные нормативы отчислений от любых налогов, наоборот, могут привести к некоторому росту налоговых доходов местных бюджетов в 2008 году. Оценка динамики поступлений налоговых доходов в местные бюджеты в 2006-2008 годах в разрезе субъектов РФ приводится в табл. 4.

Таблица 4 - Оценка изменений налоговых доходов местных бюджетов в 2011-2012 годах в сопоставимых ценах

Название субъекта РФ

2011 год к 2010 году 
в сопоставимых ценах 2011 года

2012 год к 2011 году 
в сопоставимых ценах 2012 года

Эффект изменений, тыс. руб.

Эффект изменений, 
%

Эффект изменений, тыс. руб.

Эффект изменений, 
%

Российская Федерация

-49 666 660

-9,9%

-1 514 950

-0,3%

Забайкальский край

13 476

3,3%

-2 796

-0,6%


 

В 2012 году за счет налоговых доходов и доходов от предпринимательской деятельности местным бюджетам удалось скомпенсировать свои значительные потери по налоговым доходам: суммарные доходы местных бюджетов снизились только на 15,0 млрд. руб. или 2,4%. Изменение поступлений в местные бюджеты по неналоговым доходам в 2013 году будет сильно зависеть от дальнейшего перераспределения прав собственности на имущество и землю, которое еще не завершено. В табл. 5 приводится оценка изменений всех доходов местных бюджетов в 2011-2012 годах в разрезе субъектов РФ.

Таблица 5 - Оценка изменений всех доходов (без безвозмездных перечислений) местных бюджетов в 2011-2012 годах в сопоставимых ценах

Название субъекта РФ

2011 год к 2010 году 
в сопоставимых ценах 2011 года

2012 год к 2011 году 
в сопоставимых ценах 2012 года

Эффект изменений, тыс. руб.

Эффект изменений, 
%

Эффект изменений, тыс. руб.

Эффект изменений, 
%

Российская Федерация

-15 240 889

-2,4%

-1 514 950

-0,2%

Забайкальский край

4 052

0,8%

-2 796

-0,5%


 

Распределение доходов  местных бюджетов между различными типами муниципальных образований (бюджетами городских округов, бюджетами муниципальных районов, бюджетами поселений и прочими местными бюджетами) приводится в табл. 6.

Таблица 6 - Распределение доходов (без безвозмездных перечислений) местных бюджетов в 2012 году по типам муниципальных образований

Название субъекта РФ

Городские округа

Муници-пальные районы

Поселения

Другие местные

в % к сумме всех местных бюджетов

Российская Федерация

62,9%

23,2%

4,3%

9,6%

Забайкальский край

57,5%

27,4%

15,1%

0,0%


 

Как видно из табл. 6, на долю городских округов (без городов Москвы и Санкт-Петербург) приходится 62,9% доходов всех местных бюджетов. В 10 субъектах РФ на долю городских округов приходится более 80% всех доходов. На долю муниципальных районов приходится 23,2% доходов всех местных бюджетов, лишь в 5 субъектах РФ доля доходов муниципальных районов составляет более 50%, а в 18 субъектах – на доля муниципальных районов приходится менее 20% доходов. На долю поселений в среднем по РФ приходится всего 4,3% доходов всех местных бюджетов, и лишь в 12 субъектах РФ доля доходов поселений превышает 10%.

Необходимо также отметить, что в 7 субъектах РФ доходы не распределяются по типам муниципальных образований, а проходят по графе «Другие местные бюджеты».

Результаты оценки сбалансированности местных бюджетов субъектов РФ (без учета безвозмездных перечислений) в 2010-2012 годах представлены в табл. 7. В 2011 году расчетный дефицит местных бюджетов составлял около 43,3% от расходов, а в 2012 году он, по оценкам, снизился до 36,4%. Это, в первую очередь, связано с перераспределением расходных обязательств между региональными и местными бюджетами, а также с вынужденным сокращением собственных расходов местных бюджетов. Необходимо отметить, что в 2011 году местные бюджеты всех субъектов РФ имели расчетный дефицит, минимальное значение которого по всем субъектам РФ составляло около 20%. В 2012 году в 5 субъектах РФ местные бюджеты по оценкам уже являются расчетно профицитными, максимальные значения показывают Агинский Бурятский АО (39,5%) и Волгоградская область (34,4%).

        В последнее время в связи с переходом на рыночные основы хозяйствования несколько увеличилось поступление от неналоговых источников.

      1. Расходы бюджета. Планирование расходов бюджета РФ

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Правительство ведет  интенсивную работу по реализации концепции  совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

    • сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
    • определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
    • создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач  реализуется уже сейчас. Одним  из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Следует отметить, что  в соответствии с действующим законодательством экономическую основу регионов составляет их собственность, например, экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля,  недра и так далее.

Сложившаяся в нашей  стране экономическая, в том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

Следует помнить, что  расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

   Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и тому подобное. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

   Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

   В первую очередь  расходы бюджета подразделяются  по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

 Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации  расходов бюджета – предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: расходы по обслуживанию государственного долга; финансирование промышленного производства; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; прочие расходы и выплаты.

Информация о работе Бюджетный процесс