Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 06:49, контрольная работа

Описание работы

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.

Файлы: 1 файл

бюдж.система рф..docx

— 53.77 Кб (Скачать файл)
  1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

 

    1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

 

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента  его составления до момента утверждения  отчёта об его исполнении, порядок  и последовательность вступления в  бюджетные правоотношения различных  субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы  бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности их расходования.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный  год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период - это время, в течении которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Ежегодно изменяются потребности  в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в  зависимости от того, как будет  развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем  году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

Законодательные органы - федеральное  собрание, представительные органы власти субъектов РФ, а также местные  органы самоуправления рассматривают  и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль. Формируют и устанавливают статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов.

 

Составление проекта бюджета  и его исполнение, предоставление бюджета на утверждение в законодательных  органах - это функции исполнительных органов. Организация, методическая и  практическая работа по составлению  и исполнению бюджета возлагается  на Минфин РФ. Министерство по налоговым  сборам осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и др. платежей, установленных законодательством.

Правовые основы организации  бюджетного процесса подразумевают  раскрытие таких понятий как, понятие и принципы бюджетного процесса, порядок составления проектов бюджетов, стадии бюджетного процесса, распределение  компетенции между органами государственной  власти (органами местного самоуправления) по осуществлению стадий бюджетного процесса и закреплены в Бюджетном  кодексе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ, ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

 

Участники бюджетного процесса – органы обладающие бюджетными полномочиями а так же бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Российской Федерации;

2. Высшее должностное  лицо субъекта Российской Федерации,  глава муниципального образования;

3.  Законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного самоуправления;

4.  Исполнительные органы  государственной власти (исполнительно-распорядительные  органы муниципальных образований);

5.  ЦБ РФ;

6.  Органы государственного (муниципального) финансового контроля;

7. Органы управления государственными внебюджетными фондами;

8.  Главные распорядители  (распорядители) бюджетных средств;

9.  Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

10. Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

11. Получатели бюджетных  средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной  власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным  Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации.

Право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной  власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным  Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации.

Право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом.

 Бюджетные полномочия - права и обязанности органов  государственной власти и местного  самоуправления в отношении принятия  правовых актов в области бюджетных  отношений, а также осуществления  бюджетного процесса на всех его стадиях.

 Органы законодательной  власти рассматривают и утверждают  соответствующие бюджеты и отчеты  об их исполнении, осуществляют  последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.

 Органы исполнительной  власти обеспечивают составление  проекта бюджета, вносят его  с необходимыми документами и  материалами на утверждение законодательных  (представительных) органов, разрабатывают  и утверждают методики распределения  и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК.

ЦБ РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет  функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому  обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации в  соответствии с БК РФ.

 Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора вправе проводить проверки  бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

 Органы государственного  контроля контролируют исполнение  бюджетов и государственных внебюджетных  фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

 Главный распорядитель  бюджетных средств распределяет  бюджетные средства по получателям  и распорядителям; утверждает сметы  доходов и расходов; составляет; контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат; представляет сводный отчет об исполнении бюджета; выступает в суде от имени казны РФ. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

 Распорядитель бюджетных  средств распределяет средства  по подведомственным получателям,  составляет бюджетную роспись,  утверждает сметы доходов и  расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

 Главный администратор  доходов бюджета представляет сведения, необходимые для:

1. Составления проекта бюджета;

2.  Составления и ведения  кассового плана, а также формирует  и представляет бюджетную отчетность  главного администратора доходов бюджета.

 Администратор доходов  бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, а также о зачете платежей в бюджеты РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

 Главный администратор  источников финансирования дефицита  бюджета осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и  выплат по источникам финансирования  дефицита бюджета, обеспечивает  адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источникам финансирования дефицита бюджета, а также распределяет эти ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность; осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ

 

Основными этапами бюджетного процесса являются:

1. Составление проектов бюджетов;

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов;

3. Исполнение бюджетов;

4. Составление, внешняя  проверка, рассмотрение и утверждение  бюджетной отчетности;

5. Контроль за исполнением бюджетов.

Проект федерального бюджета  и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты  территориальных государственных  внебюджетных фондов (проекты местных  бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной  финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации  не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году. В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства  Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Информация о работе Бюджетный процесс