Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 06:49, контрольная работа
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента  его составления до момента утверждения  отчёта об его исполнении, порядок  и последовательность вступления в  бюджетные правоотношения различных  субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы  бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности их расходования.
Вышеуказанные принципы разграничения полномочий нуждаются в соответствующем правовом закреплении.
Государственная целостность 
федеративного государства и 
обеспечение его суверенитета в 
значительной мере зависят от создания 
согласованных и гласных 
Бюджетный федерализм, как 
финансово-правовая категория, есть отношения, 
возникающие на основе сочетания 
принципов централизма и 
Бюджетный федерализм, являющийся, частным случаем общего понятия федерализма, кроме того, представляет собой также верхний уровень межбюджетных отношений. Соответственно принципами бюджетного федерализма являются как принципы федерализма, закрепленные в Конституции Российской Федерации, так и принципы межбюджетных отношений, установленные Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ.
2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Для большого федеративного государства - России - обязателен и бюджетный федерализм, система которого утверждена Бюджетным кодексом. Она включает в себя три самостоятельных уровня:
1. Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
2. Бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные фонды;
3. Местные бюджеты районные (городов, городских округов, муниципальных районов) и поселенческие.
Основы принципиально новой системы межбюджетных отношений заложены в утвержденной Правительством в 2001 году Программе развития бюджетного федерализма (на период до 2005 года). Документ разграничивает расходные и доходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с “Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года” совершенствование межбюджетных отношений в РФ проводилось по следующим направлениям:
1. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
2. Разграничение расходных полномочий;
3. Разграничение налоговых 
полномочий и доходных 
4. Совершенствование механизма 
финансовой помощи другим 
5. Улучшение управления 
общественными финансами на 
Необходимость упорядочения 
бюджетного устройства субъектов РФ 
связано с существованием муниципальных 
образований различных уровней, 
размытостью круга вопросов местного 
значения, неупорядоченностью территориального 
организации муниципальных 
В сфере совершенствования 
разграничения расходных 
В области разграничения 
налоговых полномочий планировалось 
существенно повысить роль собственных 
доходов региональных и местных 
бюджетов, уменьшив роль расщепления 
налоговых доходов между 
Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам было направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих.
Приоритеты регионального 
развития (2006-2008 годы) определены в Программе 
среднесрочного развития России. В 
апреле Правительство одобрило Концепцию 
повышения эффективности 
Уже принятые федеральные законы - об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти регионов, местного самоуправления, поправки в Бюджетный кодекс — создали правовую базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней. Принципиально важное здесь: разграничение расходных полномочий между органами разных уровней власти, налоговых полномочий и доходных источников между ними, перечень форм и механизмов финансовой поддержки бюджетов одних уровней другими.
Бюджетный кодекс устанавливает, 
что расходы бюджетов формируются 
в соответствии с расходными обязательствами, 
предусмотренными законодательством 
о разграничении полномочий между 
органами власти всех уровней. Эти обязательства 
должны исполняться за счет собственных 
доходов и источников покрытия дефицита. 
При делегировании своих 
Если расходные полномочия 
в основном уже упорядочены, то вопросы 
эффективности использования 
Чтобы исполнять установленные обязательства, орган любой власти должен иметь достаточные и тоже закрепленные за ним средства. Более того, проблемы разграничения налоговых полномочий и доходных источников приоритетны по сравнению с проблемами разграничения расходных полномочий между центром, регионами, муниципалитетами. Поэтому в Бюджетном кодексе, а не в законах о годовом федеральном бюджете прописаны единые для бюджетов разных уровней нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов и специальных налогов. Кодекс предусматривает “нормы одноканального направления” (“один налог — один бюджет”) и права регионов устанавливать размеры дополнительных отчислений от отдельных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации и местные. Но документ обязывает региональные власти передавать в муниципальные бюджеты не менее 10 процентов консолидированных сборов от налога на доходы физических лиц. Эти меры повышают стабильность налоговых поступлений, финансовую самостоятельность региональных и местных властей, их заинтересованность в эффективном использовании средств.
К сожалению, пока еще не 
приходится говорить о полной самостоятельности 
бюджетов. Основные налоговые доходы, 
как и прежде, концентрируются 
на федеральном уровне, поэтому неизбежно 
их перераспределение. Более 80 процентов 
налоговых поступлений в 
Сохраняется жесткая зависимость доходов регионов и муниципалитетов от отчислений от федеральных налогов и сборов. Значительный рост обязательств территорий даже обострил “ножницы” между их расходами и доходами. Серьезные бюджетные проблемы возникли при проведении муниципальной реформы, начатой в соответствии с Законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”. Местные бюджеты оказались не сбалансированы — новые расходные обязательства не в полной мере подкреплены источниками доходов. Расходы муниципалитетов на осуществление переданных им государственных полномочий в этом году возрастают примерно на треть. Так, в Республике Карелия финансовые ресурсы городских поселений в 1,5 раза меньше, чем необходимо, сельских — в 5 раз. Нередко средств в казне хватает лишь на зарплату работникам местной бюджетной сферы. По информации региональных контрольно-счетных органов, всего 2 процента муниципальных образований России являются самодостаточными, расходы остальных в среднем вдвое превышают их доходы. Безусловно, это ненормальная ситуация.
Самостоятельность бюджета органа власти любого уровня может быть обеспечена при условии: имеются достаточные источники доходов и есть право свободно распоряжаться ими в соответствии с полномочиями. Власть соответственно должна нести установленную законом ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств. Совершенствование распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы государства будет способствовать и разрешению конфликтов конституционно-правового характера.
В последние годы усиливается 
централизация доходов на федеральном 
уровне, что обусловлено необходимостью 
решения крупных 
Главная цель межбюджетных 
отношений - выравнивание финансовой обеспеченности 
субъектов Федерации. Они не направлены 
на стимулирование экономического роста 
территорий. Но без повышения 
Концепция и Бюджетное 
послание Президента предусматривают 
реформирование межбюджетных отношений. 
В документах, в частности, подчеркивается 
необходимость 
В Концепции также прописан комплекс мер, направленных на улучшение управления государственными и муниципальными финансами. Например, предусматривается создание Федерального фонда софинансирования расходов, связанных с выполнением регионами приоритетных для страны полномочий. Чтобы получить помощь из этого фонда, власти субъектов Федерации будут обязаны выделить и свою долю средств...
Развитие и совершенствование бюджетного федерализма зависят от решения неизбежно возникающих проблем. Поэтому крайне важно выработать эффективные механизмы их законодательного регулирования.
Совершенствование правового 
регулирования межбюджетных отношений 
связано с реализацией 
Также главными направлениями совершенствования системы финансовой поддержки субъектов Федерации являются уточнение индексов бюджетных расходов на основе нормативного расчета бюджетных потребностей и внедрение принципиально новых механизмов расчета налогового потенциала регионов. На основе этого подхода будет решена проблема распределения средств федерального Фонда поддержки регионов в целях обеспечения гарантированного минимума государственных услуг посредством более полного учета природно-климатических особенностей субъектов РФ и их дифференциации в социально - экономическом положении, определяющих состояние и специфику расходно-доходной частей соответствующих бюджетов. В перспективе региональная экономика должна становиться все менее зависимой от природно-климатических факторов.