Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить сущность и провести анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Задачи курсовой работы: изучить бюджетное устройство и основы организации бюджетного процесса, провести детальный анализ доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации. Для написания курсовой работы была использована экономическая литература, нормативно-правовые документы и статистические данные.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность бюджетной системы РФ………………………………4
Бюджетная система РФ…………………………………………………...4
Цели, задачи и роль бюджетной системы РФ…………………………...6
Бюджетное устройство……………………………………………………6
Бюджетное планирование в РФ………………………………………………..12
Основы организации бюджетного планирования в РФ……………….12
Характеристика показателей отдельных звеньев бюджетной системы………………………………………………………………………13
Доходы бюджета. Планирование доходов бюджета РФ…………………………………………………………………………17
Расходы бюджета. Планирование расходов бюджета РФ…………….27
Межбюджетные отношении. Современная ситуация. Проблемы и пути их решения………………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………...40
Приложение 1Структура бюджетной системы РФ
Приложение 2 Структура консолидированного бюджета Забайкальского края
Приложение 3 Схема доходов и расходов государственного бюджета РФ

Файлы: 1 файл

Byudzhet_kursovaya.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Забайкальский  государственный университет»

    (ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

Факультет экономики  и управления

Кафедра государственного, муниципального управления и политики

 

 

 

 

 

Социологическое исследование

по дисциплине: Муниципальные служащие управления

на тему: «Бюджетный процесс»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ГМУ-09-1

Проверил: преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и сущность бюджетной системы РФ………………………………4
    1. Бюджетная система РФ…………………………………………………...4
    2. Цели, задачи и роль бюджетной системы РФ…………………………...6
    3. Бюджетное устройство……………………………………………………6
  2. Бюджетное планирование в РФ………………………………………………..12
    1. Основы организации бюджетного планирования в РФ……………….12
    2. Характеристика показателей отдельных звеньев бюджетной        системы………………………………………………………………………13
    3. Доходы бюджета.  Планирование доходов бюджета РФ…………………………………………………………………………17
    4. Расходы бюджета. Планирование расходов бюджета РФ…………….27
  3. Межбюджетные отношении. Современная ситуация. Проблемы и пути их решения………………………………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………………………39

Список использованных источников……………………………………………...40

Приложение 1Структура бюджетной системы РФ

Приложение 2 Структура консолидированного бюджета Забайкальского края

Приложение 3 Схема доходов и расходов государственного бюджета РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.  

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Цель курсовой работы: определить сущность и провести анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Задачи курсовой работы: изучить бюджетное устройство и основы организации бюджетного процесса, провести детальный анализ доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации.

Для написания курсовой работы была использована экономическая  литература, нормативно-правовые документы и статистические данные.

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РФ

 

1.1 Бюджетная система РФ

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет. Бюджет  - как экономический  термин имеет двоякий смысл: с  одной стороны совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, государство, территория, предприятие, с другой стороны бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта за определенный промежуток времени, обычно за год. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной  системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

        Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: образование бюджетного фонда (бюджетные доходы); использование бюджетного фонда (бюджетные расходы); контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – получение в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента собственников земли; ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных  доходов непостоянна, она зависит  от конкретных экономических условий  развития данной страны. Изменение  структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета  принадлежит конкретным целевым  бюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных  расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Контрольная функция  бюджета предполагает создание условий  для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

 

1.2 Цели задачи и  роль бюджетной системы РФ

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями.

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в  распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

1.3 Бюджетное устройство  РФ

        Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной системы, принципы её построения. Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

        Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

        Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объёме.

         Реальность бюджета основывается на достоверности прогноза социально-экономического развития, других показателей, используемых при составлении бюджета, и принципах исполнения бюджета, обеспечивающих финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

         Принцип гласности требует публикации утверждённых бюджетов, а также отчётов об их исполнении, сводного отчёта консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий, а также Бюджетного послания Президента РФ; открытости всех процедур принятия бюджетов для общества и средств массовой информации.

         Самостоятельность бюджетов обеспечивается: правом самостоятельно составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение; запретом на изъятие свободных остатков бюджетных средств, образовавшихся в результате увеличения поступлений доходов или экономии расходов; наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования; правом самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ закреплять регулирующие доходы и полномочия по формированию доходов соответствующих бюджетов; правом определять источники финансирования дефицитов бюджетов.

           К собственным источникам доходов  относятся: закреплённые законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления. Общее покрытие расходов заключается в обеспечении полной сбалансированности расходов и доходов бюджета. Сумма доходов и средств от источников финансирования дефицита должна равняться общей сумме затрат бюджета.

          Принцип  эффективности использования бюджетных  средств заключается в необходимой  экономии ресурсов при достижении  заданных результатов с использованием наименьшего объема затрат или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетного объема средств. Адресность предусматривает целевой характер использования бюджетных средств, который должен обеспечиваться бюджетополучателями.

          Межбюджетные отношения между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также отношения между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления основываются на принципах бюджетного федерализма.

     Бюджетный  федерализм предполагает: распределение и закрепление расходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы; распределение и закрепление доходов за определенными уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ; перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, связанных с проживанием на определенной территории, направленных на уменьшение степени региональных различий в уровне социально-экономического развития на территории РФ; равенство всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

       Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод республиканского бюджета РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (приложение 1).

       В  соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закреплённых и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов (приложение 2).

Информация о работе Бюджетный процесс