Античные мыслители об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:32, доклад

Описание работы

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как возникает общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии, каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология. Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим, обеспечивалась духовная связь поколений

Файлы: 1 файл

Античные мыслители об обществе.docx

— 17.31 Кб (Скачать файл)

Античные мыслители об обществе.

 

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как возникает общество? Как оно  развивается? Куда оно идет в своем  развитии, каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем  развития конкретного общества. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология. Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое  связывалось с настоящим, обеспечивалась духовная связь поколений. В древних  мифах о происхождении мира и  людей часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом –  Богом, великим колдуном и т.д.) и  идея развития ( мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния – хаоса, воды или из яйца…). Наряду с мифологией и религией свои ответы на вечные вопросы происхождения мира и людей искала и возникшая позднее философия. Большой вклад в развитие представлений о происхождении общества внесли философы античности. Давайте рассмотрим более подробно представления об обществе двух древнегреческих мыслителей - Платона и Аристотеля.

 

«Идеальное государство  Платона».

 

Платон Афинский, настоящее  имя Аристокл, родился в Афинах 27 мая 427 года до н.э. Платон сначала был поэтом, а позже под влиянием Сократа стал одним из самых выдающихся философов античности, много путешествовал. Умер в 347 году.

Вопросам устройства общества посвятил два своих произведения: «Закон» и «Государство».

Государство, по Платону, возникает потому, что человек  сам не может обеспечить удовлетворение своих потребностей. Для этого  ему необходимо государство. Платон, в духе того времени, не делал различия между обществом и государством. Согласно Платону, государство –  это человек в гораздо более  крупном масштабе. Его высшая задача – воспитание граждан в духе добродетели. Политическая цель государства –  совершенный человек идеального государства.

Идеальное государство  возникает как общество трех неравных между собой социальных групп:

  • Правители (философы), которые управляют государством и определяют законодательство. Это люди с разумной душой. В своих поступках руководствуются только логикой, разумом.
  • Стратеги (воины), беспрекословно выполняющие свой долг, охраняющие устои государства. Люди с благородной душой. Этими людьми управляют прежде всего благородство и чувство долга. Стратеги защищают общество.
  • Производители (крестьяне и ремесленники), которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества. Эти люди обладают чувственной душой, ими управляют эмоции и страсти, поэтому они не могут разумно управлять, как Правители, и храбро сражаться, как Стратеги. Производители должны работать и обеспечивать остальным членам общества пропитание.

Помимо социальной структуры, Платон рассматривал также наиболее приемлемые для идеального государства  формы правления. Все возможные  формы правления Платон делил  на две категории – прогрессивные (или приемлемые) и регрессивные (или упадочные). К прогрессивным  формам правления он относил аристократическую  республику, считая, что власть в  обществе должна принадлежать немногим, но лучшим. Как вы думаете, почему? Кто  такие аристократы? Какая форма  правления называется республикой? К регрессивным формам –

  • демократию, которую Платон определял как «власть толпы»,
  • олигархию, то есть власть, основанную на богатстве,
  • тимократию, власть, основанную на военной силе.

 

Упадочные формы правления  не могут обеспечить большинству  людей счастливую жизнь, так как  люди, стоящие у власти (простолюдины при демократии, богатые при олигархии  и военные при тимократии), не приспособлены к разумному поведению, не могут справедливо управлять обществом.

Таким образом, общество у Платона представляется как  организованное сообщество людей, объединившихся для достижения всеобщего блага. При этом, будучи воспитанным на ценностях греческого полиса, Платон понимает всеобщее благо не как благо (счастье) каждого человека в отдельности, а как процветание всего государства. Поэтому каждый гражданин этого  государства должен в первую очередь  заботиться не о своих интересах, а об интересах общественных.

 

Социальная теория Аристотеля.

 

Аристотель – это  величайший философ Древней Греции, родился в 384 году до н.э в греческом городе Стагире в семье придворного лекаря. В 17 лет покинул родителей, много путешествовал, пока судьба не забросила его в Афины, где Аристотель познакомился с Платоном. Учился у Платона, но не стал его последователем. Был воспитателем Александра Македонского. Основал в Афинах школу философии, затем, после смерти Александра, был обвинен в безбожии и вынужден бежать в Халкиду, где и умер в 323 году до н.э.

Свою точку зрения на организацию общества и государства  Аристотель изложил в трактате «Политика».

Основным в его  социальных взглядах была характеристика человека как «общественного существа», в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение  как особые типы общения людей, но государство поставил над всем. Жизнь  в государстве является естественной сущностью человека.

Общество Аристотель понимает как развитую семью, состоящую  из трех общественный классов:

  • Очень богатые
  • Средний класс
  • Очень бедные

Государством не должны управлять очень богатые, так  как, по мнению Аристотеля, это богатство  они нажили нечестным путем, а  значит не достойны быть во главе государства. Кроме того, все помыслы богатых будут направлены не на достижение общего блага, а на сохранение и приумножения своего богатства. Очень бедные также не должны управлять государством, так как из-за своей лени и нерадивости не смогли обеспечить себе нормальную жизнь. Следовательно, обретя власть, бедные будут в первую очередь так же заботиться о себе, наслаждаясь привилегиями своего положения и расходуя на свои нужды общественное богатство, но не приумножая его. Для благополучия государства особую важность представляют средние слои. Это люди, которые честным трудом достигли жизненного благополучия, они трудолюбивы и понимают, что их благополучие зависит от состояния дел в государстве. Поэтому средние слои будут стремиться улучшить жизнь в государстве, им есть чего добиваться и есть, что терять. А значит их политика будет достаточно разумной.

Идеальным Аристотель считает  такое государство, которое обеспечивает максимально счастливую жизнь как  можно большему количеству людей. Такое  государство он называет «политией» – формой государственного устройства, при которой власть принадлежит среднему классу, то есть мелким собственникам, торговцам, ремесленникам, чиновникам. Понятия «общество» и «государство» Аристотель отождествлял. Он определял государство как политическое общество людей, которые объединяются для общего блага. Основными задачами государства, по мнению Аристотеля, должны быть:

  • предотвращение чрезмерного накопления имущества,
  • чрезмерного роста политической власти личности,
  • удержание рабов в повиновении.

Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии  отвечать за свои поступки, не могут  воспитать в себе многие добродетели, они – рабы по природе и могут  лишь подчиняться воле других. Таким  образом, подробно рассмотрев теории древнегреческих  мыслителей, можно сделать вывод  о том, что они отстаивали в  своих взглядах идею первенства государства  перед личностью. В их трудах государство  обладает широкими правами по отношению  к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.


Информация о работе Античные мыслители об обществе