Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 12:34, реферат

Описание работы

Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.

Содержание работы

Введение.
Характерные черты античной культуры.
Мифология и религия древних греков и римлян.
Значение античной культуры.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

античная культура.docx

— 35.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание: 

Введение.

Характерные черты античной культуры.

Мифология и религия древних греков и  римлян.

Значение  античной культуры.

Заключение.

Список  использованной литературы.

 

Введение.

Европейская цивилизация уходит своими корнями  в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем, античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество, он в значительной мере совпадает со временем существования самих античных государств: с XI-IX века до н. э., времени становления античного общества в Греции, и до V века н. э. - гибели Римской империи под ударами варваров.

Понятие античности в культуре возникло в  эпоху Возрождения. Так итальянские  гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им (от лат. «антиквис» - древний). Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Когда говорят об этой цивилизации, обычно имеют в виду только район европейского Средиземноморья. Точнее было бы вести речь о трех последовательных цивилизациях в этом регионе. Во-первых, о древнегреческой (третье тысячелетие - конец IV в. до н.э.) с подразделением ее на древнейший, гомеровский, архаический и классический периоды. Во-вторых, об эллинистической (конец IV-I в. до н.э.), представлявшей своего рода симбиоз греческой культуры с культурами Древнего Востока и территориально вышедшей далеко за пределы Европы. И, в-третьих, о римской цивилизации (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), которую в свою очередь подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды.

Античная  цивилизация оказала огромное влияние  на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся  до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами  Всемирного наследия.

 

Характерные черты античной культуры.

 
Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.  Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера  понимается как исходный принцип  существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она —  характеристика совершенства. «Прекрасное  есть надлежащая мера во всем», — предлогает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. Мера вводится в античной Греции в философию.

Природа Греции сама осуществляет меру— в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представлении о родном и любимом городе-полисе.

Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию  гармонии между видимыми частями  созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная  культура - это тип европейской  рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как  он есть, не задумываясь и не давая  глубокого осмысления античному  мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и  вычислить  все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если  гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до н. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена  прежде всего в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и « Диаду мена»(« Юноша с победной повязкой»).  
 
Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса — калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени.  
 
Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения.  
 
Античный грек был способен на героические самопожертвования, но умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир. Антигона, одна из самым популярных в античной Греции мифических героинь, главное действующее лицо трагедии Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех днях счастья, которые подарила бы ей жизнь. Ахилл, герой Троянской войны, уже провозглашенный царем над умершими, готов к жизни, как «поденщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвым».  
 
Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими  причинами. Каждому греку нужно  было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось  защищать отечество от врагов. Красота  телосложения почиталась высоко и достигалась  физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ  тела был мощнейшим стимулом решения  социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.

Человеческое  тело стало мерилом всех форм греческой  культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики —  теории красоты и гармонии. Греческая  математика, физика, астрономия, искусство  — архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого  им характера. И сам актер представлял  собой живую статую.  
 
Человек и его качества служили критерием определения даже таких, казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритор Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена — с воинами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, «в подражание девичьей грации.

Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм  имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры  соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком — для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно  возвышает человека и приобщает  его к миру высоких и могучих  явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в  человеке гражданина.

Принципом патриотизма проникнута и такая  черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы  жизни. Главную роль играли состязания художественные — поэтические и  музыкальные, спортивные, конные. Греческий  агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.  
 
В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая, доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия — любовь к мудрости — «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины. формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства. 
 
Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну черту ее — празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов — покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин — Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем — музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) — венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.

Широкую известность получают и Дионисии — аттический праздник в честь  бога Диониса. Великие Дионисии праздновались  пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.

Культура  античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и  развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции  античности культура художественная — искусство.             

 
                  
 

 
                 
Мифология и религия древних греков и римлян.

 
Древние греки  были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными  человеку существами, вселявшими в  него страх.

В своих  поисках защиты от страшных стихийных  сил греки подобно всем древним  народам, прошли через фетишизм –  веру в одухотворенность мертвой  природы (камней, дерева, металла), который  потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. Но греки довольно рано перешли  к антропоморфизму, создав своих  богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами –  красотой, умением принимать любой  образ и, самое главное, бессмертием.

Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба – Мойры – предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов  усматривали их сходство с судьбами смертных людей.

Боги  и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с  простыми смертными, вступившими с  ними, в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И  древние греки видели в богах  существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более  грандиозном и возвышенном виде.

Безусловно, это помогало грекам через богов  лучше понять себя, осмыслить собственные  намеренья и поступки, достойным  образом оценить свои силы.  
Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой мрачный Аид похитил любимую дочь Персефону. Бесконечны и непереносимы страдания Прометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил божественный огонь с Олимпа для людей. Окаменевает от горя Ниоба, у которой погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона и Артемиды. 
Чувство ответственности перед самим собой за свои поступки, чувство долга по отношению к близким и к родине, характерные для греческих мифов, получили дальнейшее развитие в древнеримских легендах.

Информация о работе Античная культура