Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 12:34, реферат

Описание работы

Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.

Содержание работы

Введение.
Характерные черты античной культуры.
Мифология и религия древних греков и римлян.
Значение античной культуры.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

античная культура.docx

— 35.31 Кб (Скачать файл)

Но  если мифология греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна легендами.  Религиозные представления римлян, которые, по существу являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные  данные, что и у греков, - страх перед непонятным явлением природы, стихийными бедствиями и преклонение пред производящими силами земли ( итальянские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ и символ плодородия).

Для древнего римлянина, существовало еще одно божество – семейный и государственный  очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились  сочинить какие-либо интересные истории  о своих богах – у каждого  из них была только определенная сфера  деятельности, но по существу, эти все  божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказывать  ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло  быть и речи об общении с божеством. Обычно, италийские боги проявляли  свою волю полетом птиц, ударами  молний, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты  храма или пещеры. И молящийся  римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал он это не только для того, чтобы  сосредоточится на молитве, но и для  того ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество. 
Поклонение многочисленным богам, руководящим почти  что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах.  
В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления  не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только просить о чем-либо. Если один бог не откликается на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности. 
 
Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента – списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни.

Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии  в строгую и абстрактную религию  римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка  Порция Варрона (1в. до н. э.), Рим в течении 170 лет обходился бес статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, «не позволяла» ставить статую в ее святилище, а олицетворять лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим «двинулись» множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева. 
Свершено особую роль  римской религии сыграли эльтруски – удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный учеными. В религии эльтрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиями толкованиям различны знамений, ниспосылаемых богами.

Поскольку эльтрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у эльтрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных представлений. Эту науку эльтрусских жрецов – гаруспиков (гадателей по внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени) римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались эльтрусские специалисты. 
Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам.

Вот почему, именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все  происходящее вокруг него, легли в  основу общечеловеческой культуры и  обладают столь притягательной силой  и так глубоко проникли в представления  и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное  времяпровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.

 

Значение  античной культуры

Античная  культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально  во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения  деятелей культуры Древней Греции создали  искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации  и образы для подражания на многие тысячелетия.

Культура  Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное  выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и  власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с  рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Латынь продолжала оставаться языком ученых всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим  языком и греческими мыслителями. В XVIII в. сложилась теория «греческого чуда» - абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которым искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало издание греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса, Книдского, Диофанта способствовали развитию тригонометрии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновили философов Нового времени.

Европейские театр и литература постоянно  обращались к античности, и все  более многообразными становились  их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британии» у Расина, «Медея», «Гораций», «Цинна», «Помпеи» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы: например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера-плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов - богов, богинь, героев, битв и празднеств - служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени.

 

Заключение.

Античная  культура - это тип европейской  рациональной культуры.

Античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим.

Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культура  античности, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой  процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная - искусство.

В целом  же культура античности  явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки. – М.: Просвещение, 1993. 

2. История и культурология: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Н. В. Шишовой. – М.: Логос, 1999. 

3. Малюга Ю. Я. Культурология: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 1998.

4. Культурология / Под ред. В.С. Куравлева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


Информация о работе Античная культура