Античный костюм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:56, реферат

Описание работы

Одна из наиболее ранних надписей о правилах одежды древних греков относится к 90-му году до н. э. Она была высечена на камне и гласила, что на празднике в честь Деметры, богини плодородия, женщины должны быть босиком, в белых непросвечивающих хитонах, без украшений, без сложных причесок с лентами. Там же названо, сколько может стоить платье рядовой гражданки, платье рабыни, юной девушки. Нам точно неизвестно, сколько раз еще государственный закон обращал свой суровый взор в сторону костюма, предписывая ему те или иные нормы и приличия.

Файлы: 1 файл

Античный костюм.docx

— 21.22 Кб (Скачать файл)

Античный костюм

/ Юный художник. №7, 1982 год / Л. Надточий, художник-модельер/

Одна из наиболее ранних надписей о правилах одежды древних греков относится к 90-му году до н. э. Она была высечена на камне  и гласила, что на празднике в  честь Деметры, богини плодородия, женщины  должны быть босиком, в белых непросвечивающих хитонах, без украшений, без сложных  причесок с лентами. Там же названо, сколько может стоить платье рядовой  гражданки, платье рабыни, юной девушки. Нам точно неизвестно, сколько  раз еще государственный закон  обращал свой суровый взор в сторону  костюма, предписывая ему те или  иные нормы и приличия. Но, разглядывая  античную скульптуру, барельефы, танагрские статуэтки из терракоты, росписи  ваз, нельзя не удивляться тому разнообразию костюма, который создали греки, имея под рукой всего-навсего  кусок ткани. В этом смысле у них  был самый богатый и в то же время самый скромный гардероб. 

Создание костюма  в Древней Греции основывалось на искусстве драпировки. В зависимости  от того, как искусные руки перегибали ткань, укладывали, обертывали ее на теле, получались те или иные формы костюма, полные величия и изящества. Свойства материала во многом определяли красоту  драпировки. И зачастую костюм получал  название ткани, из которой он был  сделан. 

 Кора с осторова  Хиос. Мрамор. Около 510 г. до н.  э. Одежда коры — женский  хитон и хлена.

Увеличить картинку  Жертвоприношение. Живопись на дереве. VI в. до н. э. Женщины в цветных  хитонах и торжественных пурпурных  гиматиях. Мужчины одеты в гиматии.

Увеличить картинку

 Деталь росписи  амфоры «Ахилл и Аякс, играющие  в кости» Середина VI в. до н.  э. Герои изображены в коротких  хитонах, легких доспехах и  в плащах — разновидность хламиды

Увеличить картинку  Фидий и его школа. Девушки. Часть  фриза Парфенона. Мрамор. 442—435 гг. до н. э. Девушки одеты в хитоны с  диплодиумами разной величины.

Увеличить картинку  

Искусство ткачества  ценилось очень высоко. Полотна ткали  на вертикальном станке шириной до двух метров. Почти все женщины  владели этим ремеслом. Даже богини Олимпа, если верить мифологии, были искусными  мастерицами. В одном из мифов  рассказывается, как Афина превратила лучшую ткачиху Греции Арахну в паука  только за то, что ее полотно было красивее того, которое сделала сама богиня. 

Очень любили греки  шерстяные ткани Аттики за их добротность, но особой известностью пользовались шерстяные материалы Самоса, Милета, островов Коса и Аморгоса. Существует даже предположение, что на острове Кос и в Лидии ткали тончайший шелк. Хлопок, который Геродот назвал «шерстью дерева», греки узнали только после похода Александра Македонского в Индию. 

Наиболее распространенным цветом греческой одежды, особенно верхней и праздничной, был белый. Он чаще всего запечатлен на росписях ваз, его мы представляем в мраморе  статуй. Но греки носили и цветную  одежду. Надо заметить, что такое  пышное зрелище представляла в основном одежда ионического населения Греции, которое жило на побережье. Гористую, центральную часть страны населяли дорийцы, быт и нравы которых  отличались большей простотой и  даже суровостью. Именно там находилась легендарная Спарта, прославленная  мужеством и выносливостью своих  воинов. 

Сообразно со взглядом дорийцев на стройно развитое тело прекрасное само по себе и потому не нуждающееся в искусственных  прикрасах, одежда их очень проста и  служила скорее необходимым прикрытием тела, чем щегольским нарядом. 

 Гестия, так называемая  Гестия Джустиниани. Мрамор. V в.  до н. э. На статуе виден  образец дорического хитона с  большим диплодиумом, который  со спины покрывает и голову.

Увеличить картинку  Женщина перед жертвенником. Боковой  рельеф так называемого трона  Людовизи. Мрамор. Около 460 до н. э. Девушка  изображена в длинном хитоне и  гиматии

Увеличить картинку

 Кефисодот. Эйрена  с Плутосом. Мрамор. Около 370 г.  до н. э. Хитон с удлиненным  со стороны спины диплодиумом,  пышным колпосом, скрепленным на  плечах фибулами.

Увеличить картинку  Беседующие женщины из Мирины. Терракота. Около 300 г. до н. э. Женщины одеты  в длинные хитоны и гиматии

Увеличить картинку  

Мужчины, в основном молодежь, носили преимущественно одну верхнюю одежду — гиматий. Это  плащ четырехугольной, продолговатой  формы, который спускался вниз от шеи своей широкой стороной. Сначала  перебрасывался один его конец через  левое плечо и придерживался  левой рукой, затем остальная  часть обвивалась вокруг спины к  правой руке и груди и конец  ее опускался назад через левое  плечо. Такой метод назывался  «одеваться направо». Но можно было надевать гиматий, перекидывая его  сначала через правое плечо, тогда  это называлось «одеваться налево». 

Мужская нижняя рубашка  — хитон — не что иное, как  сложенный вдвое четырехугольный  кусок ткани с вырезом на сгибе  для руки. Он сшит или сцеплен  застежками на противоположной стороне, где тоже оставлялось отверстие  для руки. Верхние края хитона скреплялись  на обоих плечах пряжками, а на талии  он схватывался поясом. 

Ионический мужской  костюм ни по виду, ни по способу ношения  почти не отличался от дорийского. Однако ионийцы всегда любили одежды, драпирующиеся богатыми складками, и предпочитали носить хитон и  гиматий вместе. И если отсутствие нижней одежды служило признаком  бедности, то человек без верхней  одежды считался не вполне одетым. 

В Афинах мужчины  больше заботились об артистическом  расположении складок гиматия и  выбирали для него тонкие милетские  шерстяные ткани. Ширина гиматия  соответствовала человеческому  росту, а потому можно было завернуться  в него с ног до подбородка, плотно или свободно задрапировать плечи. Древние законы приличия требовали, чтобы эта одежда доходила до икры ноги или по крайней мере до колена. Позже, во времена Перикла, в V веке до н. э., гиматий удлинился до того, что конец его тащился по земле. Но с увеличением длины и объема гиматия усложнилась его драпировка, и упражнение в этом искусстве  стало входить в курс обучения юношей. А выставленные публично скульптуры не только развивали эстетическое чувство, но и служили образцами изящной  манеры носить одежду, располагать  ее складки. 

Благопристойность требовала, чтобы в спокойном  положении обе руки были под гиматием, а при движении по крайней мере правая рука была бы закрыта. Для того чтобы соблюсти эти приличия и  чтобы гиматий не спадал с плеч, а складки его красиво ложились одна возле другой, к концам его  пришивались кисточки с небольшими свинцовыми шариками. Например, о Перикле  говорится, что он был в состоянии  говорить в продолжение нескольких часов, и при этом ни одна складка  его гиматия не шевелилась. 

Греческие юноши  предпочитали носить вместо гиматия  хламиду — легкий плащ. Часто  она составляла единственную их одежду во время торжественных игр и  состязаний. Хламида была небольшим  в сравнении с гиматием куском материи четырехугольной формы, который закреплялся узлом, застежкой  или пряжкой-фибулой на правом плече  или под подбородком, тем самым  легко и свободно охватывая верхнюю  часть тела. Хламида ниспадала  красивыми каскадными складками. Чтобы  усилить их красоту и поддержать линии складок, в каждый из четырех  концов хламиды вшивался свинцовый  грузик. 

Хламида была необходимой  частью костюма всадников, ее можно  назвать мантией всадников. Достаточно взглянуть на фриз Парфенона «Всадники», чтобы найти этому подтверждение. Претерпевая различные видоизменения, она послужила образцом для других видов плащей, которые носили вместе с хитоном иногда из одного желания  покрасоваться. 

 Фидий и его  школа. Процессия всадников. Часть  фриза Парфенона. Мрамор. 442—435 гг. до н. э. Юноши в коротких  хитонах и гиматиях, на голове  четырехугольные шляпы (обычно  они были войлочные).

Увеличить картинку  Мирон. Афина и Марсий. Фрагмент. Римская копия с античного  оригинала. Вторая четверть V в. до н.э. Афина одета в хитон с диплодиумом, перехваченный поясом.

Увеличить картинку

 Пиксида краснофигурная  со сценой приготовления к  свадьбе. Около 330-320 гг. до н.э.  Справа от невесты, закутанной  в плащ, служанка в широком  хитоне, слева - женщина в закрытой  одежде с длинными рукавами.

Увеличить картинку  Кратер краснофигурный. Мастер Ликурга. Около 350 года до н.э. Артемида в коротом  хитоне и сапожках.

Увеличить картинку  

Жители Афин ценили выдумку в костюме и более  других любили роскошь в одежде. Может быть, это объясняется прочными торговыми связями с Востоком, который славился своими богатствами. По словам одного древнего писателя, афиняне  «...ходили в пурпурных гиматиях, в пестротканых хитонах, носили высокие  прически, скрепляли их золотыми шпильками  и увешивали золотыми украшениями». Трудно представить, что это описание относится к мужской одежде, и  тем не менее это так. Свободные  греки с большим тщанием относились к убранству прически, поскольку  чаще всего ходили с непокрытой головой. Потеря или даже укорочение волос  долгое время считалось позором. 

Длинные волосы мужчины  завивали и укладывали на голове с  не меньшей изобретательностью, чем  женщины, и даже красили их. Вообще афинские щеголи обладали богатой фантазией. Можно было встретить женщин, которые  носили сандалии, украшенные золотом  и серебром. 
 

Но поистине сокровищницу вкуса и фантазии таил женский  античный костюм. И хотя женская  одежда, так же как и мужская, состояла из хитона и гиматия, разнообразие их форм оставляет далеко позади все  находки мужского костюма. 

Женский дорический хитон уже не просто рубашка, а  рубашка с отворотом. И именно благодаря этой, казалось бы, незначительной детали женская одежда получила такое  богатство форм. Хитон с отворотом  являл прямоугольный кусок ткани  длиной больше человеческого роста  на 60— 70 сантиметров, сшитый в долевом  направлении. Верхний край его отгибали на 50—60 сантиметров. Отворот получил  название «диплодиум». Верхний край хитона скрепляли пряжками на плечах, слегка драпируя переднюю часть, одежду подпоясывали поясом, распределяя всю  его ширину ровными мягкими складками  вокруг фигуры или только по центру переда и спинки, остаток хитона вытягивали из-за пояса кверху настолько, чтобы открылась ступня, и потом  опускали, образуя вокруг талии драпированный  напуск, который называли «колпос». 

Длинные и широкие  хитоны, спускавшиеся до ног и зашитые  с двух сторон, носили только замужние и немолодые женщины. И хотя девушкам не запрещалось носить длинные хитоны, они предпочитали короткие. Спартанки  носили хитоны, не сшитые с правой стороны, кромки ткани отделывались каймой и  фалдообразно драпировались. Такой  хитон назывался «пеплос». Обычно в пеплосе изображали Афину. В  ежегодном празднике, посвященном  Афине, самым торжественным моментом была процессия знатных горожан, которые несли сотканный и  вышитый девушками пеплос в храм Афины, чтобы украсить им статую богини. Такая процессия изображена на фризе  Парфенона. 

 Кратер краснофигурный. Ифегения в Тавриде. Около 350 года до н.э.

Увеличить картинку  Пелика краснофигурная. Суд Париса. Около 380 года до н.э. Слева - Гера хитоне и гиматии. Справа - Гермес в сапожках и наброшенной на одно плечо хламиде.

Увеличить картинку  

Диплодий был предметом  особых забот и щегольства греческих  женщин. Его то различным образом  перепоясывали, то удлиняли на боках, заставляя  спускаться вдоль ног волнообразной  складкой, то, наконец, как бы отделяли от хитона и превращали в самостоятельную  часть одежды. Свободные фалды  и драпировки диплодия придавали  большую выразительность и живописность костюму, а фигуре — стройность. В дальнейшем диплодий принял форму  безрукавной кофты, застегивающейся  на плечах пряжками. 

Обыкновенно женщины  Ионии носили один хитон, но иногда, правда редко, надевали и два, один на другой, так чтобы край нижнего, украшенный вышивкой, был виден. Короткие хитоны из прозрачной ткани, безрукавные, были принадлежностью домашнего туалета. 

Выходя на улицу, афинская жительница иногда вместо обычной  своей верхней одежды, гиматия, надевала различного вида и величины накидку, которая была очень похожа на шаль. Обязательно гречанки захватывали  с собой зонт или веер. Они стремились сохранить светлый цвет кожи, который  особо почитался в Греции, и  поэтому с особой тщательностью  оберегали свое лицо от солнечных  лучей. 

Иногда гречанки заменяли гиматий на хлену — обильно  драпированный плащ. Плащ-хлена по размеру меньше гиматия, на одну треть  отогнутый, застегивался на одном плече, проходя под левой рукой. В  такие плащи задрапированы коры Парфенона. 

«Собрание этих статуй в музее на Акрополе,— пишет  французский критик Андре Боннар,—  похоже на группу манекенов, приготовленных к показу со свободным и вольным  выбором платьев, предназначенных  для этого показа. Но выбрал их не случай, а художник. В типе коры для  него главное — изучение не анатомии, но сложной драпировки. Складки одежды бесконечно разнообразны в зависимости от материи, стиля туалета, той части тела, которую эта одежда прикрывает. Ее назначение состоит в том, чтобы угадать форму тела и вместе с тем прикрыть его...» 

Информация о работе Античный костюм