Экономическая мысль античного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому изучение экономической теории целесообразно начинать с краткого и схематичного обзора истории ее развития. На ранних этапах становления науки многие проблемы поднимались в более контрастной форме, чем теперь. Следуя за развитием экономической мысли, легче понять не только, какие вопросы вставали перед учеными, но и почему они возникали и приобретали актуальность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
4

1.1
Экономическая мысль античного общества
4

1.2
Экономическая мысль Древнего Востока
6
2.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
9

2.1
Салическая правда и учение Фомы Аквинского
9

2.1
Социальные утопии западно-европейского cредневековья. Меркантилизм
11

2.2
Физиократы
17
3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
20

3.1
Классическая школа политической экономии.
Учения А.Смита и Д.Рикардо
20

3.2
Марксизм
23

3.3
Возникновение маржинализма
25

3.4
Кейнсианство и его разновидности
29
4.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТАДИИ КАПИТАЛИЗМА
33

4.1
Институционально-социальное направление экономической мысли
33

4.2
Эволюция неоклассического направления. Монетаризм
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37

Файлы: 1 файл

КУРС. История экон. учений.DOC

— 192.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

4

 

1.1

Экономическая мысль  античного общества

4

 

1.2

Экономическая мысль  Древнего Востока

6

2.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

9

 

2.1

Салическая правда и  учение Фомы Аквинского

9

 

2.1

Социальные утопии западно-европейского cредневековья. Меркантилизм

11

 

2.2

Физиократы

17

3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

20

 

3.1

Классическая школа политической экономии.

Учения А.Смита и  Д.Рикардо

20

 

3.2

Марксизм

23

 

3.3

Возникновение маржинализма

25

 

3.4

Кейнсианство и его  разновидности

29

4.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТАДИИ КАПИТАЛИЗМА

33

 

4.1

Институционально-социальное направление экономической мысли

33

 

4.2

Эволюция   неоклассического направления. Монетаризм

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

37


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономические знания нашего времени отражают долгий эволюционный путь экономической науки.

В своем современном  виде экономическая теория - это развитая научная дисциплина, которая может показаться сложной и непонятной. Шаг за шагом экономисты выделяли и четко формулировали важнейшие проблемы науки. Проходили десятилетия, а то и столетия, пока не были найдены ответы на поставленные вопросы.

Именно поэтому изучение экономической теории целесообразно начинать с краткого и схематичного обзора истории ее развития. На ранних этапах становления науки многие проблемы поднимались в более контрастной форме, чем теперь. Следуя за развитием экономической мысли, легче понять не только, какие вопросы вставали перед учеными, но и почему они возникали и приобретали актуальность.

Экономическая сторона  жизни всегда оказывала огромное влияние на людей. Начиная с глубокой древности, общество стремилось влиять на экономические процессы, сознательно вмешиваться в их ход.

Предметом истории экономических  учений является исторический процесс  возникновения, борьбы и смены экономических  идей, выражающих интересы классов  и социальных групп в различных  общественно-экономических формациях.

Данная курсовая работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Основная часть включает в себя четыре главы, последовательно раскрывающие суть темы работы.

В работе были использованы  основные учебники и учебные пособия  по истории экономических учений и экономической теории таких авторов как Ядгаров Я.С., Шагинян Г.А., Казаков А.П., Камаев В.Д., Чепурин М.Н., Лубнев Ю.П. и другие.

 

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Экономическая  мысль античного общества

 

Становление экономической мысли  совпадает со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об экономической мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.

Особенностью эк. мысли  древнего мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

Древняя Греция. Для данного общества характерно развитие рыночной экономики и частной собственности. Отсюда интерес философов к проблемам микроэкономики, но не теоретическим, а прикладным. Одним из таких философов был Ксенофонт, написавший работу «Экономика», т.е. «Закон домашнего хозяйства», а также Платон («Государство», «Законы») и Аристотель («Никомахова этика»), поднимавшие в своих трудах экономические проблемы.

 Проблемы, поднимаемые ими в своих трудах были следующими:

      1)Проблема разделения труда.

- У Ксенофонта 

      1.Зависимость  степени разделения труда от размеров спроса

      2.Зависимость  качества продукта от степени  разделения труда

- У Платона

      1.Разделение  труда лежит в основе человеческого  общества. Он писал, что у каждого  человека множество потребностей, но одна способность и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда.

- У Аристотеля

     1.Он, как  и Платон, подчеркивает естественность  разделения труда.

2)Товар.

- Ксенофонт : различал  товар и продукт (товар - продукт, способный к обмену)

- Платон и Аристотель: поднимали теоретические проблемы. Например проблему соразмерности  товаров, из которой они сделали  вывод, что, хотя существует  равенство пропорций, людей ,занимающихся  обменом, т.е. обмен справедлив, но в самом товаре это равенство не заложено. Равенство обеспечивается деньгами, т.е искусственным инструментом, созданном людьми.

3)Деньги

Все три философа сходились  на том, что деньги - это результат  созидательных действий людей. И  выделяли три ф-ции денег: ср-во обращения, измерения товаров и накопления.

Метод, которым пользовались эти философы сочетал в себе нормативный (подразумевал естественный порядок явлений, т.е. такой общественный порядок, который, по мнению автора, заложен в естестве человека) и позитивный (включал в себя элементы анализа и первые попытки систематизации) подходы:

Теперь рассмотрим подробнее учение Аристотеля о хрематистике.

Этот трактат важен  тем, что он является первой попыткой систематизации экономических явлений. Аристотель делил все явления на 2-е части, и  критерием являлась цель деятельности:

1. Если целью являлось  удовлетворение потребностей, то  он относил данное явление  к экономике, т.к. данная цель  является конечной и, следовательно,  естественной. К таким явлениям он относил земледелие, ремесло и непрофессиональную торговлю.

2. Если целью  являлась  нажива, то Аристотель относил  данное явление к разряду хрематистики, т.к. данная цель является бесконечной  и, следовательно, неестественной. К данному разряду Аристотель относил профессиональную торговлю и  ростовщичество.

Но не смотря на такой  подход(естественное/ неестественное), у Аристотеля существует положение  о развитии экономических отношений (меновая торговля, появление денег, профессиональная торговля)

Древний Рим. В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство).

Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего  и Варрона. В своем трактате «О земледелии»  Катон  обосновывает преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал использование нерабского труда, но его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности. Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда: он предлагал применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации  рабского труда рассматривает в  своей  работе «О сельском хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

 

2. Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая  жизнь  древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона.

Первым дошедшим до нас  памятником экономической мысли  является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» в Древнем Египте, где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в государственный аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.

В отличие от Древнего Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к  разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

В Древней Индии крупнейшим памятником общественной мысли является  «Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.

В Древнем Китае  было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции  защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы  выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению,  государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу  и необходимости сохранять излишки.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием государственно-бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

Особое место в древнекитайской идеологии занимает даосизм. Его основоположник Лао-цзы призывал вернуться к первобытным временам.

Особое место в истории  экономической мысли Китая занимает трактат «Гуань-цзы», в котором  достаточно глубоко разработаны  принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за «усиление земледелия», создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип «уравновешивания хозяйства». Этот трактат сыграл огромную роль в становлении  экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи  о возможности количественного анализа экономических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

2.1 Салическая правда и учение Фомы Аквинского

 

 

Средневековая европейская  мысль испытывала сильное влияние  античности. Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи – каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени. Экономическая мысль этого периода прикрывалась богословскими текстами замысловатого характера.

В экономической мысли средневековья находят отражение:

1.Борьба между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла). Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранения.

2.Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная).

3. Города с их торговлей, промышленностью.

4.Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк - более прогрессивен. Барщина- тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином и феодалом.

5.Оправдание феодальной ренты. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

6.Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.

Экономическая политика феодального поместья занимает особенное место в развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же полусамостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской вилле, латифундии. Интересным документом экономической мысли того периода является Салическая правда- (начало VI века), в которой королевство франков дает перечень штрафов за различные преступления. Салическая правда характеризуется тем, что :

Информация о работе Экономическая мысль античного общества