Экономическая мысль античного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому изучение экономической теории целесообразно начинать с краткого и схематичного обзора истории ее развития. На ранних этапах становления науки многие проблемы поднимались в более контрастной форме, чем теперь. Следуя за развитием экономической мысли, легче понять не только, какие вопросы вставали перед учеными, но и почему они возникали и приобретали актуальность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
4

1.1
Экономическая мысль античного общества
4

1.2
Экономическая мысль Древнего Востока
6
2.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
9

2.1
Салическая правда и учение Фомы Аквинского
9

2.1
Социальные утопии западно-европейского cредневековья. Меркантилизм
11

2.2
Физиократы
17
3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
20

3.1
Классическая школа политической экономии.
Учения А.Смита и Д.Рикардо
20

3.2
Марксизм
23

3.3
Возникновение маржинализма
25

3.4
Кейнсианство и его разновидности
29
4.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТАДИИ КАПИТАЛИЗМА
33

4.1
Институционально-социальное направление экономической мысли
33

4.2
Эволюция неоклассического направления. Монетаризм
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37

Файлы: 1 файл

КУРС. История экон. учений.DOC

— 192.00 Кб (Скачать файл)

1. Не уделяет внимания  городам и промышленности. Это  аграрный кодекс. Сельское хозяйство  - основное занятие франка.

2. Игноририрует вопросы торговли .

3. Социальное равенство-  равный штраф за убийство любого  франка.

4. Приоритет общинной  собственности (но право королевской  власти нарушать землевладение  общины).

5. Родовая община, но  уже тогда заменяется земельной  или соседской.

6. Роль государства  в лице короля. Он мог освобождать  рабов.

Основной принцип - "Нет  земли без господина".

Особенное место в  экономической мысли данного  периода принадлежит трудам Фомы Аквинского. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая, во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория "справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.

Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту. Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов". Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил  ростовщичество, но допускал случаи, когда  взимание процентов возможно:

- когда должник использовал  ссуженные ему деньги с целью  извлечения прибыли;

- кредитор может получать  от должника "бескорыстный подарок";

- лишения кредитора,  порождаемые задержкой денег  у должника;

- неполучение кредитором  возможного дохода от этих  денег;

Т.е. процент должен рассматриваться  как плата за риск, связанный с  предоставлением ссуды.

 

2.2 Социальные утопии западно-европейского cредневековья. Меркантилизм

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли  Европы происходят изменения, связанные  с разложением феодализма и развитием  мануфактур. Великие географические открытия ускорили этот процесс, сделав торговлю всемирной. Средневековый купец вырвался на просторы океана и освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний ускорило накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала, лишение средств производства основной массы населения, возникновение мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными противоречивыми чертами: сохранение феодальных поместий с их барщинами и оброками, наличие городов с торговлей и промышленными цехами, зависимые крестьяне и свободные горожане, аристократы и буржуа, лишенные средств существования бывшие крестьяне, церковь, сохранение королевской власти и первые ограниченные монархии. Все эти противоречия и отражаются в экономической мысли позднего средневековья.

Выделяются два основных направления, отражающие новые исторические условия:

1.Меркантилизм (от итальянского  мерканто - торговля), который пытается  решить проблемы первоначального  накопления капитала, и объясняет,  что удачнее всего это получается  у купеческо-торгового капитала.

2.Социальные утопии, пытающиеся  найти новые пути экономического развития и выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития капитализма крестьянства.

Социальные  утопии. Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве от реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы проектов. "Утопос" - с греческого "несуществующее место".

Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего феодализма и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой доставляли страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм душили крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

Классической страной  зарождения капитализма становится Англия. В связи с развитием  английской суконной промышленности резко  возросла потребность в сырье, что  повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение пашен  в пастбища. Милорды расширили  практику "огораживания"- захвата и огораживания общинных земель, в которые входили исконные крестьянские наделы. Пострадали и крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но владевшие землей по "копиям" временно, по средневековым документам, продление которых полностью зависело от лендлорда. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории название "кровавого законодательства". Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма. Всякий кто по тогдашним законам признавался "бродягой", подвергался истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении - смертной казни.

В таких условиях возникает  утопическое учение, основоположником которого стал Томас Мор. Главным творением Томаса Мора стала его "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия" (1516 год).

В ней прослеживается влияние "Государства" Платона, т.е. I варианта "идеального государства", в особенности идеи уничтожения  частной собственности и общности имущества.

Основное содержание первой книги "Утопии" составляет критика социальных и политических порядков. Вторая посвящена описанию идеального устройства Утопии.

1.Указывает на конкретные  причины, порождающие социальную  несправедливость. Что препятствует тому, чтобы каждый был удачлив в жизни? "Существует большое число знатных, которые не только сами живут в праздности, будто трутни, трудами других, например держателей своих земель; они так же окружили себя огромной толпой праздных слуг, которые никогда не выучились никакому способу сыскать себе пропитание".

2.Гнев Мора обрушивается  на дворян проводящих огораживание. "Эти ненасытные обжоры вышвыривают  держателей с полей и окружают  несколько тысяч югеров единым  забором". Выступает против капиталистического предпринимательства: "Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города".

3.Главной причиной  социальных бедствий считает частную собственность. "Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли будет когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо." Он призывает к отмене частной собственности.

4.Симпатии автора "Утопии" на стороне трудящихся: "... людей  скромных, простых и приносящих  своим повседневным трудом обществу  добра более, чем самим себе".

Когда Мор перешел  ко второй части своей книги, к  изображению идеального общественного  строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове "Утопия".

1.Общественная собственность  обязывает всех людей трудиться. Ликвидация паразитизма ("праздных надобно изгонять из государства") и привлечение всех к труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение материальных нужд.

(Все граждане выезжают  на два года в деревни поочередно, для с/хозяйственного труда). Постоянным делом каждого взрослого жителя должно быть то или иное ремесло.

2.Материальное изобилие  позволит перейти к распределениям  по потребностям и сделает  излишним денежное обращение, "из  золота- сосуды для нечистот". Но было бы невозможно изобилие на основе ремесленного труда, свободное общество не приемлет принуждения к труду. Мор поясняет, что изобилие будет построено на добровольном самоограничении людей. Жители Утопии одеваются скромно, они равнодушны к нарядам. Важна одна цель насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от телесного рабства (физического труда) - в Англии, подневольный труд, как проклятие божье, т.е. ограничить потребности, чтобы ограничить время труда.

3. Предлагает сохранить  цеховые отношения, как более справедливые по сравнению с надвигающимся капитализмом: хозяин - наемный рабочий.

4. Принципом равенства  и справедливости противоречит  существование в Утопии рабства.  Рабы нужны утопийцам для того, чтобы избавить граждан от  тяжелого и грязного труда - убой скота, ремонт дорог. Рабство служит мерой наказания за уголовные преступления, и средством трудового воспитания. (Рабство за преступления, которые в Европе караются смертью).

5.Религия в Утопии  очищена от всего, что противоречит  разуму- суеверий, вымыслов, басен; против католической церкви.

Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.). "Город Солнца", 1602 год. (Жители города исповедуют культ бога Солнца, отсюда и название.)

1.Сама частная собственность порождает самолюбие, лицемерие, скряжничество и грабительство, а нищета делает людей негодяями, ворами, отверженными. Ссылается на то, что из 70-ти тысяч жителей Неаполя только 10-15 работают, "погибая от непосильной и непрерывной работы". Поэтому он проектирует полное уничтожение частной собственности.

2.Общество будущего - совокупность с/хозяйственных общин, ремесло имеет второстепенное значение, а торговля "не в ходу" и допускается только у городских ворот, т.е. хозяйство натуральное.

3.Все будут работать, исчезнет паразитизм, рабочее время  сократится до 4-х часов.

4.Отрицание рабства-  пленных продавать или использовать  на работах вне города (т.е.  полностью без рабства не обойтись).

5.Даже потребление  должно стать общественным. Но как перейти к новому строю, он не знал, и лишь описывал вероятное устройство "Города Солнца".

6.Роль государства  очень велика - распределяет между  гражданами работу, управляет хозяйственной  деятельностью, ведает распределением, организует общественное питание  граждан.

7.Отрицает семью, ибо  считает, что частная собственность  неразрывно связана с ней и порождается тем, что люди имеют свои семейные очаги. Воспитание детей - общественное.

В эпоху первоначального  накопления экономической идеологией буржуазии был меркантилизм. Он выражал интересы торговой буржуазии и представляя собой попытку теоретического обоснования  отстаиваем ости ею экономической политики.

Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя к середине 16 века. Его важнейшие представители - У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруфери (Италия) и другие. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшего политику на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами и т.п. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше, товаров и поэтому будут заинтересованы обменивать свои деньги на туземные.

Ранние меркантилисты  считали целесообразным:

  1. Установить  максимально высокие цены на экспортируемые товары.
  2. Ограничить импорт товаров.
  3. Не допускать вывоз из страны золота и серебра в силу своих природных свойств исполнявших роль денег и функцию меры стоимости.

Поздний меркантилизм, более развитая меркантилистская система, возник во второй половине 16 века и достиг расцвета в середине 17 века. Его главные представители Т.Мен (Англия), А.Серра (Италия), А.Монкретьен (Франция)  и другие.

На этом этапе торговые связи между странами становятся более развитыми и регулярными. Центральным пунктом позднего меркантилизма  являлась «система торгового баланса», в соответствии с которым считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Эту разницу стремились обеспечить двумя способами; во-первых за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещении ввоза предметов роскоши; во-вторых (и это было главным), при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешнего рынка, поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров и поощрение вывоза.

Информация о работе Экономическая мысль античного общества