Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа
Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….
1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА
Таким образом, факторы, которые играют значительную роль в успешной адаптации отбывшего наказание осужденного к условиям жизни на свободе можно отнести к следующим группам:
- мировоззрение;
- черты характера;
- темперамент;
- интеллект;
- правосознание;
- мораль, нравственность, этика, и т.д.
- образование;
- специальность, трудовые навыки;
- наличие жилья, прописки;
- семья и взаимоотношения с ней;
- работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом;
- отношения с членами малых групп, в которые освобождающийся входит по месту работы, жительства и т.п.;
- тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.
- организация трудового процесса;
- структура коллектива осужденных;
- срок пребывания в ИУ;
- учеба;
- воспитательное воздействие
- структура и особенности малой группы, в которую входил осужденный.
Над более серьезными проблемами, с которыми встречаются социальные службы, занимающиеся вопросами осужденных, как в самом ИУ, так и вне их, а также сами осужденные, сразу по выходу на свободу являются18:
Успешная ресоциализация осужденного (в смысле повторной попытки социализации в обществе в качестве полезного и законопослушного его члена, исправления извращенных нравственных ценностей) невозможна без решения его самых насущных социальных проблем (наличие паспорта, прописки, жилья, трудоустройства, постпенитенциарного сопровождения).
Важность преемственности социальной работы, проводимой в ИУ и после отбытия наказания по месту жительства, обусловлена тем, что неудачи в ней сводят практически «перечеркивают» всю предшествующую работу воспитателей, психологов и других специалистов, а само нахождение преступника в местах лишения свободы превращается в итоге лишь во временную изоляцию его от общества, в дальнейшее накопление криминального опыта, а не решает оснополагающую задачу уголовно-исполнительной системы: перевоспитание.
Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК.
Наиболее важными вопросами, встающими перед воспитанниками в связи с окончанием срока наказания и сотрудниками ВК, занимающимися проблемами подготовки несовершеннолетних осужденных к жизни на свободе, являются вопросы, связанные с определением гражданского статуса бывшего несовершеннолетнего осужденного, его здоровья, обеспеченности жильем, возможностями трудоустройства, образованием.
Актуальность и сложность указанных проблем как нельзя лучше иллюстрируются ниже приведенными примерами, взятыми из реальной жизни одной из ВК19.
Проблемы определения гражданского статуса:
Проблема жилья:
Проблемы здоровья:
Подобных проблем у воспитанников ВК наблюдается множество, нередко они сами не осознают их, вспоминают о них лишь в момент освобождения: куда идти, к кому обращаться, что делать. Нерешенность этих вопросов очень часто толкает молодых людей на совершение новых преступлений, лишает возможности начать законопослушную жизнь, сводит «на нет» всю предшествующую работу воспитателей и других должностных лиц воспитательных колоний.
Таким образом, социальная работа с несовершеннолетним осужденным, независимо от характера совершенного им преступления и сроков наказания должна проводиться с первых дней пребывания его в ВК.
Необходимо выяснить, где он родился, кто его родители, где проживают, чем занимаются, особенности взаимоотношений в семье, наличие ближайших родственников, поддерживаются ли с ними какие-нибудь связи, отношение близких людей к изменению социального статуса подростка (равнодушное, сочувственное, стремление и возможности оказать реальную поддержку и т.д.).
Важно выяснить, имеет ли подросток постоянное место жительства, регистрацию, право на занимаемую жилую площадь, нет ли лиц, проявляющих заинтересованность и стремление занять ее и т.д. Наибольшие трудности возникают с лицами, имеющими длительный опыт бродяжничества, не имеющими постоянного места жительства, воспитанными в асоциальных семьях, теми, кто не имеет российского гражданства (беженцы, нелегальные иммигранты и т.д.), а также, кто не имеет возможности в силу разных причин восстановить утерянные документы. Специалист часто оказывается перед дилеммой: как помочь подростку найти законный способ выжить и необходимость соблюдать нормы, которые ограничивают такие поиски.
Необходимо убедиться в наличии паспорта, свидетельства о рождении, других документов, подтверждающих гражданский статус, полученное образование и т.д. При отсутствии указанных документов следует выяснить причины их отсутствия, сделать необходимые запросы.
Основные типы жилищных проблем, которые должны быть своевременно выявлены, так как не могут быть решены только силами сотрудников ВК, представлены на рис. 37
Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания
Соответственно, основными направлениями оценки жилищных потребностей подростка в местах лишения свободы становятся:
Ориентировочные вопросы для оценки обеспечения жилищных прав:
Выясните сложность каждого из случаев для решения жилищной проблемы подростка, какие запросы и куда следует направить для прояснения ситуации, какие службы и специалисты понадобятся для решения данной проблемы. Сформируйте в удобной для Вас форме (в тетради, карточках, компьютерной базе данных и т.д.) списки воспитанников, входящих в группы риска в отношении возможных проблем при решении жилищных вопросов и наметьте возможные пути решения ситуации. Подобная форма работы позволит охватить наибольшее число воспитанников, нуждающихся в помощи и определить характер наиболее сложной проблемы.
Примерная оценка гражданского статуса формализовано может быть представлена в балльном виде
Оценка гражданского статуса
Таблица №2.
Критерии |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
Свидетельство о рождении |
Есть, находится в личном деле |
Есть, но отсутствует в личном деле |
Свидетельства нет, но есть доступ к родителям (родственникам, учреждениям) для восстановления доступа |
Свидетельства, доступа к учреждениям и родственникам нет, но есть данные о месте рождения подростка, где свидетельство может быть восстановлено |
Свидетельства нет, подросток не сообщает о месте рождения |
Паспорт |
Паспорт нового образца в личном деле |
Есть, но отсутствует в личном деле |
Паспорт старого образца |
Паспорт утерян |
Паспорта не было |
Гражданство |
Россия |
Страны СНГ, кроме стран Средней Азии |
Страны Средней Азии |
Дальнее зарубежье |
Информация о гражданстве отсутствует |
Регистрация по месту жительства |
Регистрация совпадает с постоянным местом жительства |
Регистрация не совпадает с постоянным местом жительства |
В паспорте нет регистрации |
Подросток имеет постоянное место жительства |
Регистрации нет, и не было. Нет информации о постоянном месте проживания |
Оценка социального статуса подростка позволяет определить примерные временные и людские затраты для осуществления подготовки подростка к освобождению. Чем выше уровень трудностей, тем очевидней, что силами лишь сотрудников ВК в решении проблемы не справиться, необходимо привлечение специалистов извне. Средний показатель по блоку, превышающий 3-4 балла, свидетельствует в большинстве случаев, о необходимости длительной работы и привлечении значительных внешних ресурсов.
Особую проблему составляют сироты, подростки, ставшие сиротами, социальные сироты (скрытые сироты), подростки без попечения родителей. Следует также иметь в виду, что подростки, проживавшие до момента осуждения в больших городах, часто утрачивают связи со своими ближними и дальними родственниками и при отсутствии родителей не могут ни на кого опереться.
Аналогично оценивается обеспеченность жильем.
Оценка обеспечения жильем
Таблица №3
Критерии |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
Наличие жилплощади |
Есть отдельная жилплощадь, в которой он зарегистрирован или ее является собственником |
Есть жилье у ближайших родственников, где подросток был зарегистрирован по постоянному месту жительства или участвовал в приватизации вместе с другими членами семьи |
Есть жилье у ближайших родственников, в котором подросток не зарегистрирован. Есть жилье, на которое подросток может претендовать как наследник или правопреемник |
О наличии жилья нет точных сведений, однако подросток утверждает, что жилье имеется |
Опыт бродяжничества, в том числе, вместе с родителями больше одного года Жилищные права подростка нарушены (обмен, продажа квартиры, новые ее хозяева и т.д.) |
Наличие права на жилплощадь |
Право зафиксировано статусом подростка (лишенный попечения родителей), правом наследования, пропиской и т.д. |
Есть возможность получить право на жилплощадь без особых затруднений |
Право на жилье может быть получено, но требуется обращение в суд, достаточно длительная процедура получения права |
Правовые отношения не ясны. Право на жилье есть, но может быть оспорено другими лицами, организациями |
По закону права подростка ограничены, и он может быть лишен жилья |
Способность оплачивать расходы на содержание жилья |
Подросток имеет средства содержать жилье (имеет возможность зарабатывать, обеспечен поддержкой родителей и т.д.) |
Подросток будет проживать не один. Имеет субсидию, льготы на оплату жилья |
Подросток имеет право на субсидию, другие льготы, но требуется содействие в их получении |
Подросток не сможет оплачивать жилье, не имеет права на субсидию, имеет место долг по квартплате |
Долг за жилье значителен, требует погашения, существует реальная опасность лишения жилья по новому Жилищному Кодексу |
Состояние жилья |
Жилье находится в нормальном состоянии, не требует капитального ремонта |
Жилье требует ремонта, но в нем можно проживать |
Жилье нуждается в серьезном ремонте, на который подростку необходимы средства для приведения его в порядок |
Формально жилье не имеет статуса «аварийное», однако проживать в нем затруднительно |
Жилье в аварийном состоянии и не пригодно для проживания |
Намерения подростка относительно имеющегося жилья или права на жилье |
Жить в своем жилье, принадлежащем ему по закону; Жить совместно с родными |
Собирается вернуться в детский дом; Собирается проживать с попечителем (опекуном) Намерен получить временное жилье по мету учебы или работы |
Хотел бы разделить лицевые счета с родственниками и получить возможность реально использовать свою часть жилья |
Намерен снимать жилье |
Намерен продать имеющееся жилье |
Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения