Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа

Описание работы

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….

1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА

Файлы: 1 файл

диплом Адаптация к новым условиям жизни лиц освободившихся из испр. учр-ия.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

 

I ГЛАВА

1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению………………………………………………
  

1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………

 

1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..

1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………

 

1.3.Проблемы социальной работы с осужденными  и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..

1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК

1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….

1.3.3.Оценка родительского ресурса  в ресоциализации          воспитанника ВК по отбытию  им наказания……………………………………

1.3.4.Критерии обеспечения права  на образования…………………….

 

1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….

II ГЛАВА   

                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в сложной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешать возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут быть инвалиды, пенсионеры, лица, не имеющие жилья и соответственно регистрации, подвергшиеся насилию.

В теории социальной работы принято различать добровольных и не добровольных клиентов. Первые сами инициируют оказание им социальной помощи специалиста по социальной работе, или не возражают против них. Не добровольные клиенты выступают против вмешательства в их личную жизнь, считая, что никакая помощь со стороны общества им не нужна, поскольку это делает их зависимыми, слабыми. Как правило, эти лица, ведущие асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы, преступники) по отношению к которым общество вынуждено применять определенные, иногда достаточно жесткие санкции социальной защиты от их негативного влияния.

 Следует различать понятие  «объект и «клиент» социальной  работы. Объект – это то, на  что направлены внимание и  деятельность социального работника, то есть это индивиды и их  группы, которые не могут сами  инициировать оказание им социальной помощи и поддержки, но объективно нуждаются в ней. Клиенты -  это те или иные индивиды, их группы, которые сами обращаются к специалистам по социальной работе, в социальные службы  с просьбой оказать им какое-либо содействие в разрешении трудной жизненной ситуации.

Понятие «недобровольный клиент», скорее всего, возникло в организациях (типа наркологических клиник, венерологических диспансеров, исправительных учреждениях), где социальных работников обязывают проводить работу с лицами, представляющими объективную опасность для общества (распространение венерологических болезней, ВИЧ- инфекции, совершение новых преступлений и.т.п.) соблюдая при этом их права и законные интересы.

Если вспомнить, что под объектом социальной работы мы понимаем лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию и не способных ее самостоятельно разрешить, то большинство осужденных можно отнести к таким лицам, поскольку попадание из условий свободы в новую микросферу исправительных учреждений уже являются сложной жизненной ситуацией. Лишь лица неоднократно отбывшие наказание в виде лишения свободы, не испытывают дезадаптационного синдрома при попадании в следственный изолятор и исправительную колонию. Всем остальным требуется пройти сложный начальный период социальной адаптации к новым условиям жизни.

Такая же ситуации происходит, когда лица, освободившиеся из мест лишения свободы попадают на волю они проходят сложный адаптационный период к новым условиям жизни. Для того, что бы помочь осужденному освободившимся из мест лишения свободы, социальные работники  исправительных учреждений помогают осужденным в адаптации их на свободе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению.

Бытовое и трудовое устройство осужденных.

Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию и реинтеграцию лиц, освобождаемых из исправительных учреждений.

 Ослабление семейных, родственных  связей, потеря навыков рационального  использования  материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе, а ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении.

В литературе нет единого понятия подготовки осужденных к освобождению. Отдельные авторы определяют понятие подготовки осужденных к освобождению как комплекс мер, проводимых в период отбывания наказания и направленных на облегчение адаптации осужденных в условиях жизни  на свободе в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщение к честной трудовой жизни. Другие подразумевают под этим понятием  «этап нравственной, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе».

Уголовно Исполнительный Кодекс Российской Федерации определяет  социальную адаптацию осужденных как одну из основных задач исполнения уголовных наказаний (ст.1)

В сложившейся системе социальная работа по подготовке осужденных к освобождению существует две группы мероприятий, различающихся в зависимости от места проведения:

1. Мероприятия, проводимые непосредственно  в исправительном учреждении (социальная  работа и психологическая подготовка  освобождаемых к жизни на свободе).

2. Мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых.

Важное место в социальной работе с осужденными в системе их подготовки к освобождению занимает психологическая подготовка, основное содержание которой направленно на активное участие осужденных в социально полезной  деятельности, строгое соблюдение правовых норм, а также развитие положительных качеств личности.

Подавляющее большинство осужденных освобождаемых из исправительного учреждения по отбытии срока наказания либо условно-досрочно. При этом они из условий лишения свободы сразу попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на психику освобожденных экстремальное воздействие. Для того чтобы облегчить осужденному переход из специфических условий исправительного учреждения к жизни на свободе, его необходимо постепенно организационно, экономически, физически, психологически и нравственно готовить как к самому факту освобождения, так и к решению различных вопросов, которые могут возникать в будущем.

Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки.

Нравственная подготовка состоит в работе сотрудников исправительного учреждения по активизации нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и трудовом коллективе. Она должна быть направлена на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, формировании у него готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Его главная задача – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни общества.

Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденными профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.

Успешность социальной адаптации осужденных после освобождения прямо связана с возможностью включения освобожденного лица в трудовые отношения и обучения его по специальностям, востребованным на рынке труда, с перспективой восстановления либо создания здоровых семенных отношений, включением его в правопослушную социальную среду.

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности.  Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.

В настоящее время принципы  индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации  после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок подготовки осужденных к освобождению.

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в Исправительном Учреждении, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:

- проведение беседы с каждым  осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

  • проведение занятий  с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;
  • получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства (Приложение №1)
  • рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

За 6 месяцев до истечения срока лишения свободы, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в орган местного самоуправления и орган федеральной службы занятости по избранному месту жительства направляются письма с уведомлением о его освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях (Приложение №2, 3)

В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу (приложение №4)

На основании места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация Исправительного Учреждения направляет запросы в орган местного самоуправления, орган федеральной службы  занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья (приложение №5,6). Предварительные результат, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В отношении осужденных, не имеющих до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве  после освобождение из мест лишения свободы, направляются запросы в орган местного самоуправления, внутренних дел, орган федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации Исправительного Учреждения.

В необходимых случаях ведется переписка с родственниками сужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор)  по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит от этом в известность освобождаемого осужденного и с его  согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному, по которому решен вопрос  о трудоустройстве, выдается соответствующее   письмо в службу занятости, предприятие или организацию (приложение №7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми.

По просьбе освобождаемых из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрацией  Исправительного Учреждения направляются письма-запросы в органы социальной защиты для помещения их в дома инвалидов и престарелых (приложение №10)

Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения