Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа
Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….
1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация Исправительного решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты предоставляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).
Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками Исправительного Учреждения. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определение детей в дошкольные учреждения по избранному месту жительства.
В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.
В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками Исправительного учреждения оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному месту жительства.
Осужденные, освобождаемые из исправительного учреждения исправительного учреждения, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника Исправительного учреждения (часть 5 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Действенность системы трудоустройства различных групп населения (как впервые выбирающих род занятий, так и утративших работу по различным причинам) существенно сказывается на криминологические ситуации в целом. Указанное в полной мере относится к лицам, нарушившим закон и отбывающим наказание в местах лишения свободы.
Вопросы трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, регулирует Уголовно Исполнительный Кодекс российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты.
Лица, освобождаемые от отбывания наказания, могут реализовать свое право на труд, обратившись наравне с иными гражданами либо в службу занятости, либо непосредственно на предприятие, в организацию, учреждение, к другим работодателям. При этом на них распространяются все гарантии по обеспечению указанного права, закрепленные в Трудовом кодексе Российской Федерации, в том числе касающиеся запрещения необоснованного отказа от заключения трудового договора.
Вместе с тем устроится на работу судимым лицам, удается редко. Сказывается низкий уровень квалификации большинства освобождаемых, негативное отношение администрации к приему на работу лиц, имеющих судимость. Однако наиболее важной проблемой при решении вопроса о трудоустройстве освобожденных лиц во многом зависит от наличия жилья и регистрации.
Несмотря на отсутствие имевшихся ранее ограничений в регистрации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в связи с их судимостью, реально вернуться к прежнему месту жительства бывает сложно даже тем, кто до ареста имел жилую площадь. В случае, если в жилом помещении прописаны и проживают члены семьи осужденного, для его прописки на ранее занимаемую жилплощадь после освобождения необходимо согласие всех совершеннолетних членов семьи. Многие освобожденные по различным причинам не могут получить такое согласие.
Администрация предприятий при обращении освобожденных по вопросам трудоустройства часто ссылается на факт отсутствия у кандидатов жилья и возможности его получения как на повод для отказа в заключении трудового договора. Подобный отказ достаточно сложно опровергнуть.
Нередко своевременный прием на работу освобожденных затрудняется из-за утраты в период отбывания наказания документов, необходимых для трудоустройства.
Таким образом, помимо правоограничений в выборе вида деятельности освобождаемым от отбывания наказания, имеется ряд фактических ограничений возможностей реализации прав освобожденного на труд. Иногда подобные фактические ограничения рассматриваются в литературе как своеобразный элемент их правового положения, хотя эта позиция бесспорна.
В целях создания наиболее благоприятных условий для преодоления указанных трудностей лицами, освобожденными от наказания, ведомственными нормативными актами установлен определенный порядок оказания содействия со стороны органов внутренних дел в трудоустройстве с последующей социальной адаптацией.
Для успешного бытового устройства необходимы: наличие социально полезных связей (устойчивые позитивные отношения с близкими родственниками, ближайшим социальным окружением, трудовым коллективом, в котором работал до осуждения, и т.п.); реальной жилплощади для проживания, а также возможность регистрации.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий порождает проблемы в трудовом и бытовом устройстве освободившегося лица, в зависимости от которых могут быть выделены следующие группы осужденных:
В международной практике социальна помощь освобождающимся осужденным, четко регламентирована. Так, минимальные стандартные правила обращения с заключенными указывают на необходимость создания специальной системы социальной реабилитации, способной «проявлять действенную заботу» об освобождающихся заключенных. В соответствии этой системой освобождающийся должен получить необходимую помощь в оформлении документов, получении жилья и работы. Кроме того, при освобождении заключенные должны иметь подходящую для климата одежду и обувь и располагать средствами не только на проезд, но и для жизни в течение ближайшего периода.
Статья 182 Уголовно Исполнительного кодекса, регламентируя право освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, относит порядок предоставления помощи к общефедеральному законодательству о социальной защите населения. Однако на данный момент никаких специальных нормативных актов по этому вопросу не принято. Например, трудовое устройство освободившихся из мест лишения свободы возложено на органы службы занятости. В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» помощь в поисках работы производится по общей процедуре и исключительно по личной инициативе освобождающегося. Только со дня образования исчисляются сроки, связанные с выплатой пособия по безработице. Причем размер пособия зависит от размера оплаты труда осужденного, а для лиц, не работавших в местах лишения свободы (что актуально для современной Уголовно Исполнительной Системы), он составляет 20% от величины прожиточного минимума.
Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения.
В числе приоритетных задач, стоящих перед психологами, является подбор средств, позволяющих эффективно определять выраженность девиантных проявлений осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы и нахождение адекватных способов воздействия на них.
В научном и прикладном планах проблема девиантного (отклоняющегося) поведения представляется чрезвычайно актуальной и является предметом изучения права, социологии, медицины, педагогики и психологии. Учитывая междисциплинарный и дискуссионный характер этого феномена, следует рассматривать его как относительно устойчивое (стойко повторяющееся) поведение, не соответствующее официально установленным нормам и правилам, причиняющее реальный ущерб окружающим, а также самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Данное определение носит рабочий описательный характер и нацелено на психокоррекционную и профилактическую работу с осужденными, имеющими поведенческие нарушения. Помимо этого, оно позволяет наметить пути классификации поведенческих отклонений личности и оценить результативность коррекционных программ в период отбывания наказания.
Ключевой целью использования методов психодиагностики является нахождение взаимосвязей между теми или иными девиантным проявлениями, ситуативными переменными и индивидуально-личностными особенностями осужденных. В содержательном плане спектр решаемых психодиагностических задач выглядит следующим образом:
Для практической реализации вышеперечисленных задач можно использовать возможности индивидуально-типологического подхода, разработанного в современной дифференциальной психологии.1
Опираясь на теорию ведущих тенденций Собчик Л.Н. и концептуальную модель личности можно сравнить ее с деревом, «корни» которого уходят в генетически обусловленную почву. «Ствол» личностного древа отражает сочетание эмоционально-динамических характеристик человека с мотивационной и интеллектуальной составляющими, взаимное переплетение которых проявляется как характер. «Крона» охватывает иерархию ценностей и морально-нравственных элементов личности, являющихся результатом переработки социального опыта. Причем, социальная детерминация оказывает постоянное влияние на образ жизнедеятельности человека. Вследствие этого даже темперамент и характер человека, как производные основных свойств нервной системы (Небылицин В.Д.), не являются строго прямым продолжением унаследованных (врожденных) свойств. Эти свойства или ведущие тенденции усиливаются, частично нивелируются или берутся под контроль в зависимости от мощности средовых воздействий.
В повседневной жизни их роль отражается в типе реагирования на экстремальные условия, непосредственных поведенческих реакциях, стиле переживания, направленности межличностного общения, особенностях мышления, выборе моральных ценностей и т.д. Конкретный индивидуальный «срез» соответствует тому уровню, который может быть определен как «стволовая» часть дерева. Он представляет собой тот или иной репертуар личностных особенностей или ведущих тенденций.
По существу они являются узловой подструктурой личности, которая отражает не только индивидуально-психологические свойства, но и позволяет с условной долей вероятности говорить о генетическом «прошлом» человека. В прикладном плане важным является и то обстоятельство, что указанные составляющие имеют прогностическое значение, поскольку определяют тип реагирования, а также защитные реакции в стрессовой ситуации. Таким образом, они представляют собой опорные показатели, с учетом которых возможно прогнозировать поведение и наметить адекватные пути его коррекции.
Общая логика изучения индивидуально-личностных особенностей осужденных должна учитывать преемственность различных уровней поэтапного развития индивида и формирования личности. Крайне важно использовать комплексный, целостный подход к пониманию личности как единства биологического, психологического и социального факторов. Как уже указывалось, присущая каждому человеку ведущая тенденция определяет стилевой тип реагирования, является базовой по отношению к другим психологическим свойствам.
Присущие человеку ведущие тенденции пронизывают все этапы его становления – от индивидуально-типологической предиспозиции личностных черт до вектора социальной направленности и характера общения. Если интерпретировать личностный конструкт, основываясь на ведущих тенденциях, то появляется тот единый стержень, который придает индивидуальный стиль на разных уровнях социального функционирования человека.
Их определяющая роль сказывается в типе реагирования на стрессовые ситуации, непосредственных поведенческих реакциях, типе межличностного общения, выборе моральных ценностей.
На основании многолетней практики использования психодиагностических методов предложена система признаков, которая охватывает фактически все разнообразие типологических вариантов, наблюдаемых у человека. Выделяется восемь ведущих тенденций, каждая из них имеет противодействующую антитенденцию.
Например, интроверсии противопоставляется экстраверсия, ригидности (тугоподвижности нервных процессов) – эмоциональная неустойчивость (лабильность), спонтанности (раскованной самореализации) – сензитивность (впечатлительность, чувствительность к требованиям окружающей среды), тревожности (повышенной ранимости, преобладанию реакций страха) – агрессивность (стеничность, наступательность, жесткость). Когда эти свойства выражены умеренно, а полярные характеристики уравновешены между собой, то можно говорить о «нормальной», сбалансированной личности.
Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения