Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа
Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….
1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА
При расстановке осужденных на производстве необходимо избегать, по мере возможности, сосредоточения на одном технологическом участке работы лиц, входящих в устойчивые неформальные группы асоциальной направленности. Для ограничения сети нежелательных контактов численность производственных бригад не должна превышать 10-15 человек.
Для профилактики конфликтов существенное значение приобретает установление эффективной системы контроля деятельности и поведения бригадиров, завхозов, представителей различных органов самоуправления, как со стороны персонала ИУ, так и самих осужденных. Практика показывает, что в пенитенциарных учреждениях, где регулярно проводятся аттестации активистов, публичное обсуждение результатов и стиля их деятельности гораздо реже возникают конфликтные отношения между членами различных секций самодеятельных организаций и остальными категориями осужденных.
При назначении тех или иных лиц на должности бригадиров, дневальных, завхозов, подборе кандидатов в органы самодеятельных организаций, желательно ориентироваться не только на их деловые качества, но и на индивидуально-психологические черты личности, особенности поведения, стиль общения, а также принимать во внимание занимаемое положение в субкультуре осужденных. Для актива осужденных следует регулярно проводить социально-психологические тренинги по развитию навыков делового общения и бесконфликтного поведения.
В целях минимизации уровня социальной несправедливости и предупреждения негативных взаимоотношений типа «круговой поруки» рекомендуется систематически проводить аттестацию таких лиц, учитывая при этом мнение персонала и подавляющей части осужденных. Рекомендуется также создавать, по мере возможности, одинаковые условия во всех сферах повседневной жизнедеятельности для всех категорий осужденных, особенно лиц, занимающих полярные позиции в субкультуре, своевременно и справедливо реагировать на те или иные нарушения, предусмотренные требованиями законодательства и правилами внутреннего распорядка.
Соблюдение указанного принципа имеет особое психологическое значение, поскольку в пенитенциарной практике достаточно часто встречаются ситуации, когда некоторые сотрудники структурных подразделений ИУ не только не пытаются подорвать сложившуюся иерархию в субкультуре, но и скрытно (иногда неосознанно) ее поддерживают.
Для профилактики деструктивных конфликтов, в основе которых лежат, как правило, острые и длительные противоречия между осужденными, придерживающихся полярных нормативно-ценностных ориентаций и стандартов поведения, рекомендуется:
Существенную роль в сдерживании конфликтной активности и девиантного поведения должна играть нейтрализация влияния асоциальных неформальных групп, которые насаждают в местах лишения свободы выгодные для них неписаные нормы и образцы поведения и тем самым прямо или косвенно создают конфликтные ситуации. Важной составляющей этой работы является ликвидация источников получения дополнительных моральных и материальных ресурсов для оказания психологического влияния на просоциальную часть осужденных.
Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации
Важную роль в работе психолога и социального работника ИУ играет оказание эффективной помощи лицам, у которых срок наказания подходит к концу. Значимость решения вопросов, связанных с формированием готовности их к трудоустройству после отбытия наказания, формирование навыков планирования, преодоление страха перед будущим, построение жизненной перспективы наряду с целевыми программами, осуществляемыми органами ФСИН и региональными службами занятости, для снижения рецидивности и неоднократности совершения преступлений не подлежит сомнению.
Однако, как показывает практика и проводимые исследования, за время отбывания наказания трудовая активность людей в целом снижается, для многих осужденных становится характерной пассивность и иждивенческая позиция, а также искаженное восприятие действительности.
Так, по результатам исследований осужденных, освобождаемых в 2005 г. (выборка – мужчины (101 человек) с 19 до 45 лет -- отбывающие наказание в ИК строгого режима, и 93 человек -- в ИК общего режима)13 значительная часть осужденных-мужчин (45%) уверенно высказались, что не имеют никаких сомнений в положительном решении проблемы собственного трудоустройства после освобождения, 23% не задумывались над этим вопросом, так как «момент их освобождения еще не настал», 15% имеют планы в отношении своего будущего, явно не соответствующие образовательному уровню и имеющейся специальности («Хочу и буду директором фирмы») и лишь 17% реально оценили могущие возникнуть проблемы, связанные с поиском рабочего места и закрепления на нем.
Исследования также показали, что большая часть осужденных-мужчин не испытывают чувства страха перед предстоящим трудоустройством, поскольку оно не входит в их жизненные планы на будущее. В силу имеющейся у них «криминальной зараженности», им проще «зарабатывать себе на жизнь, нарушая закон: «все воруют», «честным трудом в наше время не прокормишься» и т.д.
Совершенно противоположными оказались результаты исследований осужденных-женщин: только 5% высказались оптимистично в отношении будущего трудоустройства, 20% не задумывались над данным вопросом и подавляющее большинство (75%) выразили опасения, что у них возникнут проблемы при решении вопроса трудоустройства после освобождения.
Таким образом, при проведении социальной и психологической работы с осужденными-мужчинами (взрослыми), у которых заканчивается срок наказания, следует переориентировать акцент с формирования уверенности в себе на развитие мотивации к труду и достижению успеха в социально одобряемых сферах деятельности. Ориентировать их на правопослушное поведение и образ жизни (формирование позитивного отношения к самому себе, окружающим и миру в целом, чувство ответственности, как за свою жизнь, так и за жизнь значимых лиц – родителей, членов семьи, и т.д.).
В социальной и психологической работе с женщинами-осужденными следует, наоборот, усилить аспект повышения их самооценки, уверенности в себе путем анализа и совместного обсуждения «сильных» и «слабых» сторон характера, имеющихся навыков и профессии, возможных проблем и путей их конструктивного решения. Для этого необходимо формирование качеств, способствующих адекватному реагированию на возникающие трудности и проблемные ситуации, навыков самопрезентации, практичности и реалистического представления о жизни и самих себя путем тренинговых занятий, ролевых игр и т.д.
Общей проблемой для мужчин и женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, особенно после отбытия больших сроков наказания, является переход в другую, существенно отличающуюся по своим особенностям социальную среду, с иной системой взаимоотношений, иными установками и ценностными ориентациями. В этих условиях успешной адаптации освобожденного важнейшую роль играет окружение, в котором будет находиться человек по отбытии наказания, от того влияния, какое будет оказываться на его поведение.
Для лиц, занимающих низкий статус в системе неформальных взаимоотношений между осужденными в ИК, освобождение и предстоящая встреча с иной социальной средой являются очень тревожными и вселяющими немало опасений. Многие из них боятся возвращаться в места, где проживали до осуждения, так как не исключена встреча с лицами, отбывавшими вместе с ними наказание или другими лицами, которым известно об их статусе в колонии. Большое беспокойство может вызывать предстоящая встреча с родными, близкими, друзьями, знакомыми, будущим рабочим коллективом. Поэтому при подготовке «отверженных» к освобождению необходимо учитывать их ожидания и связанные с этим психические состояния, те ситуации, которые могут возникнуть при встречах с другими людьми на свободе14.
Важную роль для успешной адаптации осужденных, отбывших наказание, к жизни на свободе играет восстановление или создание новых семейных связей.
Данные специальной переписи осужденных в 2002 г. показали, что у часто них распадаются семьи: семья в период пребывания в колонии распалась у 11,9% мужчин, состоявших в браке, и у 23,5% женщин15. Наиболее часто распадаются семьи у лиц, осужденных на длительные сроки лишения свободы или тех, кто неоднократно приговаривался к лишению свободы. Процент распада семьи в период пребывания в местах лишения свободы варьируется в зависимости от вида режима от 7% до 13% у мужчин и от 23% до 26% у женщин16.
Это может объясняться тем, что при принудительном отделении осужденного от общества и семьи, ограничении его физического и духовного общения с близкими людьми деформируются не только сами социальные связи осужденного, но и утрачивается его социальная роль в семье как отца или матери, жены или мужа.
Структура социальных связей на протяжении срока отбывания наказания меняется. Связи, установленные в колонии, приобретают все более постоянный характер по сравнению с теми, которые остались на свободе. Объектом постоянных связей становится администрация ИУ и сообщество осужденных, а временных – родственники, знакомые, друзья и т. д. Однако, хотя контакты с семьей в период отбывания наказания сведены к переписке и редким свиданиям, взаимное влияние семьи и осужденного нельзя недооценивать.
Поэтому, в социальной и психологической работе с осужденными следует уделять внимание мерам, способствующим сохранению семьи и семейных связей, путем затрагивания этих вопросов в индивидуальных беседах с осужденными, использовать возможности непосредственного общения осужденного с членами семьи, которые могут осуществляться в условиях изоляции с помощью краткосрочных и длительных свиданий и т.д.
Было бы целесообразно увеличить количество длительных свиданий осужденным, а тем лицам, которые пытаются встать на путь исправления, в особенности это касается женщин, не ограничивать количество свиданий вообще. Увеличение числа свиданий могло бы способствовать и укреплению родственных связей осужденного.
Другой формой внешних социальных контактов выступает такое право осужденного, как получение писем, посылок, передач и бандеролей. Имея определенное материальное воплощение, они выступают, в конечном счете, в роли посредника с внешним миром и выполняют определенную духовную и воспитательную функции. Осужденный получает не просто материальную поддержку со стороны родственников или иных лиц, но и информацию, свидетельствующую о степени проявления к нему родственного участия и внимания. Этим посылки, бандероли и передачи психологически отличаются от заработка, полученного в колонии.
Всякие ограничения в этих правах осужденного не несут никакого положительного воспитательного эффекта17.
Не менее важную роль, чем сохранение родственных связей для успешной адаптации после отбытия наказания в ИУ, играет наличие профессии и специальности, существенно расширяющих потенциал реальных социальных связей.
Стремление осужденного выполнять работу по специальности при наличии такой возможности в ИУ или приобрести новую профессию (исключая, разумеется, криминальную) следует всячески поощрять.
Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения