Западноевропейская культура средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 12:10, реферат

Описание работы

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….…..3стр.
Особенности развития культуры средневековой Европы………..…….….…….….. 4стр.
Формирование государств…………………………………………….…............……..5стр.
Культура раннего Средневековья……………………………………………..…...…..6стр.
Культура развитого средневековья…………………………………………….…..…..7стр.
Христианство……………………………………………………………….……….…..7стр.
Культура и Религия…………………………………………………………………..….8стр.
Всемирно-историческое значение культуры Византии……………………………....9стр.
Художественная культура средневековой Европы.
Романский стиль…………………………………………………………..….…….….16стр.
Готическое искусство и архитектура…………………………………….……….......18стр. Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 78.28 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРЦВШ (ф) ФГБОУ ВПО

«Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»

Кафедра «Системы защиты и безопасности»

 

 

 

 

 

Реферат

 На тему: «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила:        ст. гр. 13ЭН1   

                                                                                                                     Гришина А.И.

                                                                                       Проверила:        Маслова И.И.

 

 

 

 

 

Пенза 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….….…..3стр.

Особенности развития культуры средневековой Европы………..…….….…….….. 4стр.

Формирование государств…………………………………………….…............……..5стр.

Культура раннего Средневековья……………………………………………..…...…..6стр.

Культура развитого средневековья…………………………………………….…..…..7стр.

Христианство……………………………………………………………….……….…..7стр.

Культура и Религия…………………………………………………………………..….8стр.

Всемирно-историческое значение культуры Византии……………………………....9стр.

Художественная культура средневековой Европы.

Романский стиль…………………………………………………………..….…….….16стр.

Готическое искусство и архитектура…………………………………….……….......18стр. Литература…………………………………………………………………………...…22стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века -временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.

Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития культуры средневековой Европы

Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров (от лат. barba — борода) в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой культуры считают с Рождества Христова, потому, что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.

Но на самом деле фактические изменения в культуре стали ощутимы только к V в., потому что именно в это время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально нового не создавалось. Происходила своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура.

Именно к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций — те великие святители и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек — это человек свободный, человек творческий.

Что меняется с приходом христианства? Меняется абсолютно все — представления о Боге, мире и самом человеке. Прежде всего, Бог обращен уже к каждой личности, а не к народу, как это было в язычестве. Бог — это начало надмирное, то есть неподвластное природным циклам. И это самое главное — Бог свободен от природы, созданной Им Самим. А раз свободен Он, то свободен и человек, как его подобие. От того, что Бог обращен к каждому человеку, представление о мире меняется. Мир — это уже не нечто враждебное, а напротив, мир — это удивительная собственность человека. Человек в мире, как и в себе самом, находит первопричину всего — божественные силы, то есть дух. Именно дух объединяет человека, Бога и мир в некое единое целое, причем мир уже не выступает для человека как самостоятельная личность, отличная от Бога, а становится великим произведением творчества, красота и тайна которого скрыта в глубинах самого человека.[с.116, 10]

Вместе с этим представлением о мире продолжает развиваться наука о материальных законах мироздания. Но она уже воспринимается не как самостоятельная наука о бытии, а как наука о материальных закономерностях мира, в законах которого человек находит отражение собственных законов и учится использовать их в своих целях.

Именно такие глобальные перемены во взглядах человека на Бога, мир и самого произошли с приходом христианства, что требовало совершенно иного отношения и к себе, и к действительности. Важным двигателем культуры западноевропейского Средневековья стало учение о спасении души. Почему требовалось спасать человека? Потому что человек умирает, человек страдает. Человек потерян в мире вещей и законов, в мире собственных страстей и жестокости — от всего этого его необходимо спасти и спасает его Сам Господь. Идея о спасении души, обращенной к Богу с покаянием в собственном несовершенстве, стала главной в Средневековье, на ней строилась политика многих государств средневековой Западной Европы, политика западной Церкви.

Формирование государств

- Формирование социальной структуры общества, оформление сословий

- Социальная дифференциация, тождественная , по крайней мере на первом этапе развития, для всей средневековой Европы

- Выраженная социальная  принадлежность наук и искусства

- Технический прогресс

- Замкнутость жизни, ограниченность  кругозора

- В результате смены  религии почти полная утрата  античного наследия, прерывание  традиций

- Формирование и выделение  этнической культ уры народа, культуры как комплекса взаимосвязанных элементов, “традиционной культуры”

 

Город

Типичные черты средневекового города:

- рынок

- укрепленный центр –  крепость

- ремесленный центр

- частное владение

- территория перехода  из свободного состояния в  несвободное

- общественная организация  официального характера, которая  обладает особыми органами (фактически  жители равны)

- относительно автономный  мир

 

В средневековом городе (французском) присутствовали и элементы сельского быта:

 

- обработка земли,

- животноводство,

- сенокосы,

- вместе с домом получали  землю,

 

Этапы развития городсткой культуры:

- Утрата городской структуры  в связи с развалом Римской  империи

- Оживление городов в  Меровингский период

- Экономический спад

- Возрождение городов  с 11 в. и дальнейший расцвет городской  культуры.

 

Культура раннего Средневековья

- общий комплекс тождественных  культурных процессов охватил  большую территорию;

- активные миграционные  процессы в рамках Западной  Европы;

- для Западной Европы  этого периода латинский язык  – как язык общения;

- активные заимствования  из культры Античности;

- система образования  базировалась на Античных традициях;

Структура общества раннего средневековья: святой – воин – крестьянин (“молящиеся”—“воюющие” – “трудящиеся”).

Общество делится на клириков и мирян, миряне – на воинов и земледельцев.

Вводится оппозиция богатые-бедные (8 в., св. Бонифаций).

По капитулу Карла Великого – “свободные” и “рабы”.

Одно из самых ранних обоснований средневековой структуры общества – в эддической “Песне о Риге”:

 

Понятие “Возрождение” при рассмотрении культуры средневековой Европы предполагает наличие следующих моментов в культурах отдельных регионов:

- восприятие культуры  Античности как идеала, к которому  необходимо стремиться (условно  – возрождение культуры Античности);

- формирование достаточно  сильных государств с централизованной властью;

- осознание элитой общества  значения образования и грамотности  для общества;

- формирование книжной  культуры, создание памятников письменности, свидетельствующих об осознании  обществом своей культуры и  истории (саги, эпосы, истории и пр.);

- поддержка искусства, образования  со стороны государства;

- культурный подьем (активное строительство, развитие структур искусства и образования на основе экономического подъема);

- достаточно часто присутствуюет реставрация каких-либо объектов Античной культуры (реставрация зданий, монументальных сооружений).

 

 

Остготское возрождение

5 – 6 вв. – подъем культуры  в Остготтской Италии преиода правления Теодориха Великого. Восстановлены многие сооружения древности (театры, акведуки). Поддержка культуры и искусства со стороны государства.

 

Вестготское возрождение

Конец 6 – начало 7 вв. – культурный подъем в вестготской Испании. Идеолог – Исидор Севильский. Развивается религиозное образование, бибилиотеки, книжное дело и пр.

 

Каролингское возрождение

8 в. – культурный подъем  во Франкском государстве при  Карле Великом. Кроме других общих  для возрождений характерных  черт, проведена определенная реформа  церкви, образования, письма. Выделяют  и 2 этап Каролингского возрождения  – Оттоновский период.

 

Культура развитого средневековья.

- период неспокойный в  плане политики, что повлекло  за собой строительство оборонительных  сооружений, формирование сильного  и многочисленного военизированного  сословия;

- демографический подъем (11 – 13 вв.), освоение территорий, малозаселенных  до этого времени, улучшение климатических  условий;

- церковь оказывает влияние  на все сферы жизни;

- оформление представления  о централизованном мире ( Бог – центр мироздания, церковь – как аналог и представитель Бога на земле);

- формирование карнавальной  культуры праздника (для уравновешивания  диктатуры церкви);

- сохранение определенного  наследия Античности (в большей  степени в образовании);

- влияние культуры мусульманского  Востока, что повлияло на усиление  различий между культурой элиты  и культурой общества;

- рост городов и формирование  культуры города.

Христианство

Христианство является религией Откровения, то есть основана на явлении Бога человеку. Это Богоявление произошло в воплощении Бога в виде человека. Бог стал человеком Иисусом Христом. Слово Божие было со временем частично зафиксировано в Священном Писании Нового Завета.

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Информация о работе Западноевропейская культура средневековья