Западноевропейская культура средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 12:10, реферат

Описание работы

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….…..3стр.
Особенности развития культуры средневековой Европы………..…….….…….….. 4стр.
Формирование государств…………………………………………….…............……..5стр.
Культура раннего Средневековья……………………………………………..…...…..6стр.
Культура развитого средневековья…………………………………………….…..…..7стр.
Христианство……………………………………………………………….……….…..7стр.
Культура и Религия…………………………………………………………………..….8стр.
Всемирно-историческое значение культуры Византии……………………………....9стр.
Художественная культура средневековой Европы.
Романский стиль…………………………………………………………..….…….….16стр.
Готическое искусство и архитектура…………………………………….……….......18стр. Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 78.28 Кб (Скачать файл)

Константинополь этого периода был еще и центром декоративно-прикладного искусства. Расцвета достигло текстильное производство, качество византийских тканей было довольно высоким, некоторые образцы константинопольских тканей VI в. хранятся в музеях мира и в наше дни.

Византийская средневековая культура, основы которой были заложены в VI в., продолжала формироваться и развиваться и в VII столетии, хотя внешнеполитические и внутригосударственные обстоятельства были менее благоприятны. Перелом и поворот в культуре Византии произошел в VIII в. Связан он с периодом иконоборчества.

В отношении к изображению бога в христианском искусстве существовала некоторая двойственность. С одной стороны, изображение новозаветных сюжетов на фресках и мозаиках, почитание икон напоминали языческое идолопоклонничество. Именно поэтому христианство широко использовало символы и аллегории, что особенно ярко проявилось в искусстве раннего христианства. С другой стороны, христианское изобразительное искусство, делая зримыми и более доступными образы и идеи, становилось все более распространенным. Используя язык античной изобразительности, христианское искусство постепенно вырабатывало свою иконографию, свои принципы построения композиции, а в целом - свой язык.

В противостоянии иконопочитателей и иконоборцев решающую роль сыграла императорская власть. Она поддержала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций, которые становились все более шаткими в сравнении с крепнущими позициями церкви. Подвергнув гонениям иконопочитателей, которые составляли подавляющее большинство среди церковных деятелей, светская власть по существу устранила сильного и опасного конкурента.

Началом иконоборческого периода принято считать 726 год, когда группа людей, связанных со двором, уничтожила особенно чтимое изображение Христа над одним из врат - основным входом во дворец. Его заменили крестом и надписью, укреплявшей значение императора как противника икон. В 730 г. был издан эдикт, запрещавший иконы.

В период иконоборчества огромный урон был нанесен изобразительному искусству - подавляющее большинство произведений было уничтожено.

Коснулись эти события и традиций образованности и книжности, сложившихся в ранний период. Гонения на монастыри - духовные центры византийской культуры - определили широкое значение иконоборчества, выходящее далеко за рамки проблемы христианской изобразительности.

В 843 г. иконопочитание было восстановлено. Упрочились позиции церкви, была восстановлена тесная взаимосвязь власти светской и религиозной. Византийская культура продолжила свое развитие в опоре на многовековое культурное наследие.

Возвращение к традиции, прерванной на некоторое время, и последующий расцвет культуры дают возможность исследователям называть IХ-Х вв. Македонским Возрождением. С правлением Македонской династии связывают усовершенствование государственного аппарата, упрочение политического авторитета Византии.

Возрастает значение международных контактов, усиливается влияние византийской культуры на культуру других народов. Трудно переоценить роль Византии в становлении древнерусской культуры. Выбор в качестве государственной религии византийского христианства определил последующий путь древнерусской культуры.

В византийской архитектуре этого периода окончательно складывается тип крестово-купольного храма. А изобразительное искусство, отброшенное назад иконоборчеством, опять начинает вырабатывать свою иконографию.

Среди декоративно-прикладных искусств наибольшего совершенства достигла техника эмали. Она была известна в Византии еще с VI в., но именно в X в. исполнение изделий в этой технике отличается необыкновенным мастерством.

Византию периода правления Комнинской династии - Х-ХI вв. - характеризует некоторая двойственность. С одной стороны, это время расцвета культуры, широких культурных связей с другими странами, успешных военных действий в Сирии, Египте, на севере Балкан. С другой стороны, происходит медленное, но неуклонное ослабление государственности, падение международного авторитета, в результате успешных военных действий противников Византия теряет большую часть своей территории.

Этот период важен для судеб христианства тем, что в 1054 г. происходит окончательное разделение на православие и католицизм, или, можно сказать несколько шире, на восточное и западное христианство. Различия этих двух ветвей христианской веры начали формироваться еще с IV в., со времени разделения Римской империи на западную и восточную части. К XI в. окончательно оформились противоречия этих двух направлений по всем важнейшим аспектам религиозной системы - догматические разногласия, различные особенности обрядности, разные принципы построения института церкви и его взаимоотношений с миром.

С этими событиями было связано и оживление богословских дискуссий, бурное развитие христианской литературы в разных ее жанрах.

К оформлению восточного христианства имели отношение и наиболее яркие стороны развития архитектуры.

В IX в. на Афоне возникает знаменитый монастырь. И уже в XI в. были выработаны основные принципы монастырского строительства. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенный крепостными стенами. В центре монастырского комплекса обычно находился храм, вокруг располагались кельи и постройки разного назначения - трапезная, библиотека и т.д.

Храмовая архитектура ХI-ХII вв. развивала возникшие прежде принципы организации внутреннего пространства храма. Все большее символическое и обрядовое значение приобретала центральная часть храма, увенчанная куполом на высоком барабане. В связи с этим несколько изменяются и пропорции храмов - они становятся в большей степени вытянуты вверх, чем раскинуты по земле, усиливается акцент на вертикальную ось храма.

В изобразительном искусстве окончательно складываются иконографические каноны - сюжетные и изобразительные. Формируется тесная связь изобразительного искусства и архитектуры. Каждая часть храма предполагала особые, определенные сюжеты и образы, а сам храм становился моделью универсума, символом неба и земли в их единении.

Среди прикладных искусств этого периода следует особо отметить искусство рукописной книги. К XI в. определились все основные особенности ее оформления. Они исходили из идеи о том, что рукопись - это единый организм, все части которого взаимосвязаны.

Достаточно часто IХ-ХII вв. называют классической эпохой или вторым, наиболее ярким, расцветом византийской культуры. В это время все важнейшие особенности этой культуры сформировались в законченном виде. Влияние культуры Византии в этот период вышло далеко за ее пределы. Причем ценность византийской культуры определялась не столько тем фактом, что она была преемницей культуры античной, сколько ее собственным авторитетом.

Год 1204 был ознаменован трагическими для Византийского государства событиями - Константинополь был захвачен участниками IV крестового похода. Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 г.

Грабежи и пожары привели к разорению и опустошению некогда блестящей столицы. Пришли в упадок ремесла, а некоторые из них даже прекратили свое существование. Были осквернены могилы и разрушены православные храмы, вывезены или уничтожены произведения искусства. Тем не менее византийская культура не умерла, традиции продолжали сохраняться в провинциальных центрах культуры.

В 1261 г. византийские правители вернулись в Константинополь. Началось восстановление столицы.

Последний период существования Византийского государства и византийской культуры - с 1261 по 1453 г. - часто называют по имени правящей династии Палеологов. Иногда, характеризуя этот период, употребляют слово «возрождение», прежде всего имея в виду некоторые аналогии с итальянским Возрождением, но, кроме того, можно подразумевать и собственное, византийское, возрождение.

Византия этого времени уже не походила на прежнюю великую державу: многие земли были потеряны, осложнены отношения с католическим Западом, нависла угроза нового крестового похода. Но несмотря на сложное внешнеполитическое и внутреннее социально-экономическое положения, можно говорить о новом подъеме византийской культуры.

Возрождается интерес к античному наследию. В искусстве усиливается личностное начало. В отличие от прежней, традиционной для средневековья, анонимности появляется авторство - многие художники начинают подписывать свои работы. В художественном творчестве постепенно появляется индивидуальный стиль.

Оживляются философско-богословские споры, существенные для всего восточного христианства. Как это часто бывает в кризисные, переломные времена, все более популярными в Византии этого времени становились идеи судьбы, божественного промысла, усиливались мистические настроения. В этой атмосфере возрождается исихазм, оказавший огромное влияние на византийскую духовную культуру этого периода и оставивший свой след в культуре художественной.

Исихазм возник в Византии еще в IV-VП вв. как мистическое течение, основывающееся на учении об исихии, т.е. покое, безмолствии. Исихазм видел путь человека к богу через очищение сердца слезами и самососредоточении сознания. Для этой цели в рамках исихазма появилась система психофизического контроля, который имеет некоторое внешнее сходство с методами йоги.

В XIV в. исихазм по существу воссоздал и развил византийский богослов и церковный деятель Григорий Палама. Его учение в середине XIV в. было признано официальной доктриной византийской церкви.

Несмотря на то что победа сторонников исихазма над приверженцами логического, рационального познания может показаться торжеством реакции, в целом исихазм имел важное значение для культуры Византии. Была провозглашена исключительная ценность духовной жизни. Возрастает значение индивидуального и даже эмоционального начал в духовной и художественной культуре.

И все же, несмотря на интенсивную духовную жизнь, несмотря на то, что многие деятели византийской культуры несут философские, богословские и художественные идеи в другие страны, Византия так и не оправилась от тех потрясений, которые ей пришлось пережить.

Государственная казна была пуста. Византийские историки отмечали скромность быта дворцовой жизни Палеологов, когда во время даже самых значительных торжеств во дворце ели на глиняной и кожаной посуде. Чрезвычайно мало было в этот период произведений декоративно-прикладного искусства, особенно с использованием драгоценных металлов, украшений из эмалей и камней. Секреты многих техник были утрачены. Пожалуй, лишь расшитые ткани, множество которых хранится до сих пор в музеях разных стран, можно считать наиболее яркой страницей художественного ремесла поздней Византии.

В 1453 г. турки разгромили Константинополь, а затем и вся империя была покорена захватчиками. Византийское государство перестало существовать, но не умерла культура Византии. Повлияв на культуры других народов, она одухотворила их, дала им художественные идеи и формы и таким образом продолжала свою жизнь.

 

Художественная культура средневековой Европы.

 

Романский стиль.

 

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.

В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение пра-романского периода;

позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа — собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле ( в наст. время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные пра-романские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

Информация о работе Западноевропейская культура средневековья