Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.

Задачами данной работы являются:

Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3
1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности…………………………….…….…5
1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры…………….…...7
1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС…………………....9
2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений СКС
2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС……………………………………………………………………16
3. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере Армизонского районного Дома культуры……………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 43.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3

1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы

1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности…………………………….…….…5

1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры…………….…...7

1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС…………………....9

2. Сущность взаимодействия коммерческой  и творческой деятельности учреждений СКС

2.1 Теоретические аспекты взаимодействия  коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС……………………………………………………………………16

3. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере Армизонского районного Дома культуры……………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социально-экономические реформы, осуществляемые в ходе становления  в России рыночной экономики, привели  к радикальным переменам в  жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразования в формах собственности, сводящиеся, в частности, к возникновению, наряду с государственными, негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу.

 

Переход общероссийского и региональных народнохозяйственных комплексов на принципы рыночной экономики остро поставил вопрос выживаемости отраслей социальной сферы. Учреждения социально- культурной сферы в условиях недостаточного бюджетного финансирования находят выход в осуществлении коммерческой деятельности. Данная работа рассматривает то, как учреждения социально-культурной сферы осуществляют коммерческую деятельность и как взаимодействуют коммерческая и творческая деятельность этих учреждений.

 

Попытаюсь определить, не страдает ли конечный творческий продукт учреждений культуры при осуществлении им коммерческой деятельности?

 

Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.

 

Задачами данной работы являются:

 

Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;

Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;

Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере  определенного учреждения культуры.

 

Объектом данного исследования является деятельность учреждений социально-культурной сферы.

 

Предметом исследования – взаимодействие коммерческой и творческой деятельности учреждений социально- культурной сферы.

 

Методы данной работы – ознакомление с учебным и научным материалом, его анализ.

 

 

 

 

 

 

1. Коммерческая деятельность учреждений  социально-культурной сферы

1.1 Понятие и сущность коммерческой  деятельности

 

Коммерция – вид торгового предпринимательства  или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой  любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

 

Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

 

Чтобы обеспечить продажи и приобретение товаров, торговые организации ведут  исследования рынков, рекламу, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и  арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых организаций –  производителей товаров и услуг  или независимых торговых организаций  называется коммерческой деятельностью.

 

Коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сырья, заготовленной продукции и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.

 

С развитием рыночных отношений  расширяется сфера коммерческой активности, охватывая обмен продуктами, не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Практически невозможно найти область  предпринимательской деятельности, в которой коммерческие структуры  не играли бы важнейшей роли.

 

Следовательно, рыночные отношения  не последние в деятельности современных  учреждений культуры и социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины коммерческой деятельности  учреждений культуры

 

Решающую роль в распределении  финансовых ресурсов в отрасли культуры по-прежнему играют государственные  органы и органы местного самоуправления. Бюджетное финансирование является главным денежным ресурсом учреждений культуры. Оно покрывает основные статьи затрат: содержание зданий, коммунальные платежи, базовая заработная плата, приобретение необходимых средств. Но этого финансирования катастрофически  не хватает для того, чтобы выполнять  в полном объеме функции учреждений культуры.

 

Бюджетный дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки некоммерческих учреждений, а также отсутствие четких приоритетов  в развитии культуры и искусства обусловливает то, что учреждения социально-культурной сферы занимаются коммерческой деятельностью.

 

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ « О некоммерческих организациях»  некоммерческая организация может  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  она создана. Такой деятельностью  признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям  создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных  прав, участие в хозяйственных  обществах и участие в товариществах  на вере в качестве вкладчика.

 

Законодательством Российской Федерации  могут устанавливаться ограничения  на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных  видов.

 

Экономические реформы в социально-культурной сфере развивались в основном в двух направлениях. Ряд государственных  предприятий переводился на рельсы регулируемого рынка с минимальным  государственным вмешательством в  их деятельность (например, кинематограф, цирки), в других развивались принципы смешанного финансирования, когда бюджетные  ассигнования дополнялись платными услугами.

 

Вследствие ряда реформ учреждения СКС для осуществления в полном объеме своих функций вынуждено  было заняться коммерческой деятельностью. Изменились социально-экономические  условия жизни, которые требовали  новые источники финансирования.

 

Следовательно, коммерческая деятельность – следствие недостаточного бюджетного финансирования и вмешательства  рыночной экономики в СКС.

 

 

 

1.3 Особенности коммерческой деятельности  учреждений социально-культурной  сферы

 

Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают  определенные платные услуги. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату:

 

платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, физической культуры, лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;

 

услуги обслуживающего плана: настройка  и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры, кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;

 

услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.

 

Как представляется, в настоящее  время величина доходов от платных  форм культурной деятельности зависит  от следующих факторов:

 

социально- культурной значимости услуг;

степени их востребованности конкретными потребителями;

ценовой политики, предусматривающей  приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;

уровня профессионализма менеджеров;

общей экономической ситуации в  стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения. Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет  им устанавливать высокие цены и  не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль. Например, в настоящее время  устойчивым спросом пользуются услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки, корпоратив, индивидуальные поздравления и пр.).

 

Любые платные формы социально-культурной деятельности культурно-просветительных  учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются  как предпринимательские, если доход  от них полностью расходуется  на их развитие и совершенствование.

 

Для некоммерческих организаций определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечения доступности  широких слоев населения к  культурным благам. В то же время, как  показало исследование деятельности учреждений культуры и искусства, инфляционные процессы и рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать цены на услуги, несмотря на снижающийся спрос.

 

Большая часть средств, получаемых от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с их оказанием. Любые платные услуги вводят определенные ограничения на доступ к ним населения. Именно поэтому платные услуги, с  точки зрения перспективы финансирования учреждений культуры, не будут играть в этом процессе главной роли.

 

Расширение сферы платных услуг  учреждениями культуры имеет своей  целью наиболее полное удовлетворение интересов и увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторских способностей и дарований, воспитание высоких  эстетических и моральных качеств, удовлетворение культурных и бытовых  потребностей и запросов, организацию содержательного досуга, улучшать качество работы во всех звеньях культурного и бытового обслуживания населения.

 

Отсюда можно сделать вывод, что несмотря на то что многие организации культуры в той или иной степени имеют возможность заработать средства, реализуя свой творческо-производственный продукт (услугу), нельзя отрицать необходимость удовлетворения потребностей большинства людей в культурных благах по ценам, доступным для всех социальных слоев населения.

 

К сожалению, бюджетные средства, реально  выделяемые учреждениям культуры, не обеспечивают даже их выживания. Из-за чего они вынуждены искать другие источники доходов. К другим доходам  и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результаты предпринимательской деятельности. Например, в соответствии со ст. 47 «Основ законодательства РФ о культуре»  к предпринимательской деятельности относятся:

 

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для  целей, не связанных с культурной деятельностью;

торговля покупными товарами и оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в создании коммерческих предприятий;

приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним;

осуществление приносящих доход и  не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.

 

Таким образом, можно выделить следующие  тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

 

увеличение поступлений в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру и искусство в структуре расходов бюджетов на социально-культурные мероприятия как на федеральном, так и на региональных уровнях;

изменение соотношения долей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетами регионов в сторону последних;

увеличение собственных доходов  от оказания платных услуг населению  не столько за счет привлечения посетителей, сколько за счет повышения цен  на билеты, при этом доля собственных  доходов в структуре финансовых ресурсов уменьшается;

поскольку в официальной статистике отсутствуют данные о доле спонсорской  и меценатской помощи, банковских кредитах и предпринимательской  деятельности в структуре доходов  государственных организаций культуры и искусства, можно лишь предположить, что существенной роли они пока не играют.

 

В условиях экономической нестабильности, снижения уровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости большинства учреждений культуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимых источников формирования их финансовых ресурсов.

 

Следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного управления сферой, так как часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.

Информация о работе Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры