Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.

Задачами данной работы являются:

Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3
1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности…………………………….…….…5
1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры…………….…...7
1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС…………………....9
2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений СКС
2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС……………………………………………………………………16
3. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере Армизонского районного Дома культуры……………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 43.49 Кб (Скачать файл)

 

Еще один способ – самофинансирование, получивший распространение в условиях современных рыночных отношений и также направленный на удовлетворение культурно- досуговых потребностей клиентов, пользующихся услугами. В обиходе учреждений культуры это обычный коммерческий обмен (деньги-товар, услуги-деньги) либо некоммерческий (благотворительный). Разумеется, деление на коммерческий и некоммерческий сектор условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видео обслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т.п., в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные государственные учреждения культуры и искусства – клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие – в поисках дополнительных средств используют как коммерческие, так и полукоммерческие проекты.

 

Таким образом, значительный объем  культурно-досуговых услуг формируется  за счет предпринимательской активности организаций культуры и досуга. Чем  более деятельность конкретной организации  досуга носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовую помощь извне, но большей ориентируется на потребительский  спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность взаимодействия коммерческой  и творческой деятельности в учреждениях СКС

2.1 Теоретические аспекты взаимодействия  коммерческой и творческой деятельности  в учреждениях СКС

 

Коммерческая и творческая деятельность учреждений СКС между собой взаимосвязаны, так как творческая деятельность учреждения СКС зависит от умения введения коммерческой деятельности, так как деятельность предприятия  культуры в условиях рынка направлена на:

 

производство художественного  продукта для удовлетворения соответствующих  потребностей индивидуумов, отдельных  групп населения и общества в целом;

всемерное расширение реальной аудитории  различных видов культуры и искусства  и освоение свободного времени культурным обслуживанием населения;

обеспечение представительства всех возрастных групп и социальных слоев  общества в аудитории различных  видов художественного продукта сферы культуры;

сохранение и развитие национальных культурных традиций народов Российской Федерации, взаимообогащение национальных культур;

создание и распространение  высокохудожественных ценностей, имеющих  нравственное значение и отвечающих задачам собственного развития культуры и искусства.

 

Предприятие культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и  экономических ресурсов, запросов населения  и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает  и утверждает план своей деятельности. План включает в себя мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;

объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;

объем финансовых средств и направления  их использования в соответствии с уставом (положением);

единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведение отдельных  мероприятий (работ, услуг).

 

Услуги творческих предприятий  как результат их культурной деятельности весьма неоднородны и специфичны, порой – уникальны. Но воспроизводство  ресурсов социально-культурного обслуживания представляет собой схожее с природой других предприятий движение общественного  труда: подготовка сценария, производство спектакля, репетиционная работа, премьерный показ и т.д. Живой труд овеществляется при этом не в каком-либо предмете, а в творческом акте, он переходит  в форму прошлого труда в измененных способностях человека.

 

Учреждения культуры, с одной  стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектами существующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных, льготных и платных услуг. Независимо от формы  конечной реализации результатов своей  деятельности, учреждения и организации  социально-культурной сферы, прежде всего, выступают покупателями материальных условий своего существования. Приобретение оргтехники, компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей  и усилительной аппаратуры, радио  – и видеоаппаратуры, аренда помещений  и т.п. становится все более ощутимой по своему удельному весу частью внутреннего  и отчасти внешнего рынка страны. Широко используются предприятиями  продажа результатов своего труда  в форме либо услуг, либо пригодных  для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К. Маркса, «отдельно  от художественной деятельности создающего их художника». Технические возможности  реализации результатов художественного  творчества в виде товара, существую  его отдельно от творца, приводят к  созданию и развитию предприятии  фото- и видеозаписи, репродукции  картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.

 

Общесоциальная полезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании, обеспечивающем регулярную деятельность творческих коллективов в социально-культурной сфере, оплату государственного или иного творческого заказа, субсидирование гастролей в определенном регионе и другие формы культурного обслуживания населения.

 

Общественное переустройство немыслимо  без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности в духовном обществе людей, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного  творчества, в освоении продуктов  духовного производства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и  самореализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, социально-экономического прогресса, укреплению целостности Российской Федерации на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе законов рынка.

 

Характер творческих процессов  в сфере культуры в силу внутренней логики развития обусловливает стремление преодолеть реальные отношения внешней  среды, выйти за их рамки, что порождает  поиск особых условий хозяйствования и организационно-экономических  и правовых форм деятельности. При  этом корпоративные интересы организации  культуры могут оказаться безучастными к конечному потребителю результатов  своего труда. Однако они вынуждены  считаться с интересами непосредственных заказчиков, финансирующих их деятельность (государственных, политических, коммерческих и других органов). В этом случае интересы непосредственного потребителя, а именно населения, могут оказаться ущемленными. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что рыночная экономика предлагает многообразие субъектов хозяйственной деятельности, и в сфере культуры и досуга хозяйственное пространство делится между частными, государственными и некоммерческими учреждениями. Однако главная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, чтобы определить, какие именно отрасли и направления культурной деятельности требуют государственного финансирования, а какие могут существовать самостоятельно. Ее решение, очевидно, лежит в плоскости изучения специфики производства и потребления услуг в сфере культуры и досуга, которая на сегодняшний день еще мало изучена.

 

Социально-экономический анализ специфики  рынка услуг в социокультурной  сфере обнаруживает действие факторов несовершенства рынка, которые в  экономической теории получили название ошибок рынка, характерных для социокультурной  сферы. Так, в социокультурной сфере  нередко возникает так называемая естественная монополия, ликвидация которой  в принципе невозможна без резкого  увеличения затрат на единицу продукции. В основе ее формирования лежат, как  правило, локальный характер рынков, не транспортабельность услуг и преимущества концентраций. Например, в небольшом населенном пункте спрос на развлечения удовлетворяется одним-единственным клубом, который, по сути, является естественной монополией. Однако необходимо иметь в виду особенность конкуренции в сфере культуры и досуга, которая осуществляется не столько между потреблением товаров определенной группы в рамках одного вида деятельности, сколько за «место» в структуре досуга, т.е. между предложениями по развертыванию разных типов досуговой деятельности. В небольшом населенном пункте конкурентами клубу могут быть различные формы домашнего досуга, спортивные учреждения, отдых на природе, на улице.

 

В настоящее время социальные и  экономические аспекты деятельности организаций СКС находятся в  состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная значимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказались в более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладали соображения экономической выгоды.

 

Подводя итог, можно заметить, что  главная задача государства –  обеспечить условия для более  эффективной коммерческой деятельности учреждений СКС. Но самое главное, силы всех участников финансирования культуры должны быть направлены на достижение единой цели – сохранение и развитие культуры и искусства. Если общество поймет это, то Россию ждет великое  будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере Армизонского районного Дома культуры

 

Реформа бюджетной сферы возобновила дискуссии о необходимости выбора особого режима деятельности для выживания учреждений культуры в рыночных условиях. Слишком велика опасность коммерциализации, за которой с неизбежностью следует снижение художественного уровня и потакание самым низменным запросам публики. Вместе с тем коммерческие учреждение культуры – явление гораздо более сложное. Осмысление его сущности и места в сфере культуры позволяет расширить традиционный взгляд на современные модели реализации творческой деятельности.

Переход общероссийского и региональных народнохозяйственных комплексов на принципы рыночной экономики остро поставил вопрос выживаемости отраслей социальной сферы.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ « О некоммерческих организациях»  некоммерческая организация может  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  она создана. Такой деятельностью  признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям  создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных  прав, участие в хозяйственных  обществах и участие в товариществах  на вере в качестве вкладчика.

Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают  определенные услуги за плату. Традиционно  выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату.

Платные услуги предоставляемые Армизонским районным Домом культуры:

платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности;

лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты и  спектакли, экскурсии, выставки-продажи, индивидуальные поздравления;

услуги обслуживающего плана: настройка  и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, костюмов, оборудования и аппаратуры, запись фонограмм, аренда под торговлю, аренда концертного зала, оформление праздников, продажа гелиевых шаров;

кино-, фото- и видео-обслуживание;

услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.

 

Как представляется, в настоящее  время величина доходов от платных  форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:

социально- культурной значимости услуг;

степени их востребованности конкретными потребителями;

ценовой политики, предусматривающей  приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;

уровня профессионализма менеджеров;

общей экономической ситуации в  стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения. Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет  им устанавливать высокие цены и  не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль. Например, в настоящее время  устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный  экономический результат и услуги развлекательного характера.

Большая часть средств, получаемых от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с их оказанием. Любые платные услуги вводят определенные ограничения на доступ к ним населения. Именно поэтому платные услуги, с  точки зрения перспективы финансирования учреждений культуры, не будут играть в этом процессе главной роли.

 

Со многими критическими замечаниями в адрес коммерческих организаций культуры трудно не согласиться. Действительно, большинство мероприятий, прошедших в коммерческих организациях, - будь то заимствования от западных образцов или попытки создать оригинальный продукт – оставляют впечатление, что заработать на услугах культуры можно при минимальных творческих и материальных затратах. Непритязательный  сюжет, небольшое число актеров, среди которых обязательно присутствие известных имен, скромное сценическое оформление, «жиденький» сценарий, «простенькие» художественные номера. Другая модель постановки, способной приносить прибыль, представляет собой масштабное и эффектное шоу, сочетающее элементы различных видов искусства и рассчитанное на самую широкую аудиторию. В то же время истории и сегодняшней практике коммерческой организации известны образцы, весьма далеко отстоящие от традиционных схем. В разнообразии репертуара можно найти и серьезную драматургию (от Шекспира и Ибсена до современных классиков), и произведения, требующие большого состава высококлассных исполнителей, и новаторскую сценографию, техническое воплощение которой слишком дорого для некоммерческой организации.

Информация о работе Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры