Всемирное культурное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

1. Культура
4. «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» XVIII—XX века.
....
57. Художественная культура XX в.

Файлы: 1 файл

всемирное культурное наследие.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

45. Памятники Византии и средневековой Руси из Списка ЮНЕСКО – историческая часть г. Стамбул (Собор Святой Софии, церковь Святой Ирины, обелиск Константина, и др.), исторические памятники Новгорода (церковь Спаса на Нередице, Юрьев монастырь и др.), белокаменные памятники Владимира и Суздаля и другие.

Общая характеристика и особенности памятников Византии и Средневековой Руси: Заимствование форм античной архитектуры, Отличительными чертами византийского стиля являются «свод» и «купол». Сложился крестово-купольный тип храма–прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные части –нефы.  К восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор.  Большая монументальность построек.

Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины (1990 год). Собор внесён в Список по критериям i, ii, iii, iv.

Софийский собор был  построен в XI веке в центре Киева  по приказу Ярослава Мудрого. Первоначально  Софийский собор представлял  собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Софийский собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы. Собой Святой Софии – главный храм Киевской Руси. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик. Значение Собора для мировой культуры велико. Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

46. Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительные черты  эпохи Возрождения: светский характер культуры,  антропоцентризм, появление  интереса к античной культуре, её «возрождение»  — так и появился термин. Итальянское  Возрождение делят на 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-ая половина 13 века — начало 15 века) тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями,. Наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. (собор Санта Мария дель Фьоре Джотто,  Центральной фигурой живописи стал Джотто! Художники Возрождения считали его реформатором живописи)

2. Раннее Возрождение (15 век) Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.  (родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Ф.Брунеллески ,  Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», «Весна» )

3. Высокое Возрождение (первые 20 лет 16 века) Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью. Напоминания о средневековье совершенно исчезают.  (собор св. Петра в Ватикане, Микеланджело – «Давид», «Пьета», Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», «Джоконда». Микеланджело Буонаротти – роспись свода и фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане)

4. Позднее Возрождение (30-ые — 90-ые годы 16 века) Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.

47. Общественные здания, дворцы, виллы, храмы эпохи Возрождения представляют собой ясные гармоничные здания и архитектурные ансамбли. Широко применялся классический стиль. Появился новый тип дворца - палаццо с замкнутым симметричным двором.

В XVII-XVIII вв. стройность и  законченность архитектурных композиций сменяют сложные системы сливающихся пространств, пластичность объёмов зданий архитектуры барокко, в динамические ритмы которого включаются декоративная скульптура и  живопись Широкое развитие получило садово-парковое строительство. Стиль барокко распространился в Италии, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше, странах Латинской Америки. Во Франции в XVII в. господствующим направлением стал классицизм.

Один из множества  интереснейших памятников эпохи  Возрождения – церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Это главная церковь доминиканского монастыря, красивейшая церковь Милана. Была возведена в 15 веке. Строительство началось в 1469 г. и длилось четверть века  (недолго по меркам того времени). В монастыре находится легендарная фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Это произведение искусства перенесло массу реставраций, ему не раз наносился тяжелейший ущерб. 15 августа 1943 г. часть монастыря разбомбила англо-американская авиация и фреска чудом уцелела. В 1980 г. весь монастырский комплекс объявлен памятником Всемирного наследия – первым в Италии. 

48. Общепринятое, но условное понятие «Северное  Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским   Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг.  Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524—26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность.

Во Франции искусство  Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием . Для  французского искусства 15 в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений. В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете. В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии  нашли выражение в миниатюрном портрете, в усадебном и дворцовом строительстве. В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.

Главная же причина, по которой  термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого  периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть – в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Влияние античной культуры для Северного Возрождения незначительно, оно воспринималось опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы.

В отличие от Италии, Возрождение  пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в  искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV–XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени. В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм. Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Другая особенность искусства этого периода — экспрессивность. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированны.

49. Королевский дворец Лувр с его великолепно украшенным фасадом стал еще одним из величайших памятников Северного Возрождения.

Архитектура Северного  Возрождения характеризуется расширением  городов, строительством ратуш, гильдий, площадей и других городских построек светского типа. Между тем, архитектура Северного Возрождения тщательно дорабатывает готический стиль, сохранившийся и перешедший к ней в наследство от средневековой архитектуры. Башни и ратуши, каменные дома с узкими фасадами строились в большом количестве в эпоху нидерландского Ренессанса, который также оказал значительное влияние на архитектуру Северного Возрождения в целом.

Бременская  ратуша — одно из самых значительных готических сооружений и один из наиболее ярких примеров так называемого «везерского ренессанса» В здании ратуши заседает Сенат, здесь находятся кабинеты президента Сената и бургомистра вольного ганзейского города Бремена. Бременская ратуша расположена в центре Старого города на Рыночной площади.  К 1400 г. власти процветающего города Бремена приняли решение о строительстве новой ратуши. Готическое здание в два этажа с большими залами было построено в 1405—1410 гг. Благодаря самоотверженности граждан города Бременская ратуша уцелела в бомбардировках Второй мировой войны, разрушивших более 60 % зданий в городе. В июле 2004 г. Бременская ратуша была внесена в список Всемирного культурного наследия человечества. Бремена.

50. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.

В истории культуры Нового времени 17 век занимает особое положение, хронологически располагаясь между  эпохой Возрождения и временем, называемым эпохой Просвещения. Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. В 17 века знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не оставалось белых пятен. Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной. Появляются академии наук

Искусство 17 века воплощает  в себе всю сложность этой эпохи. В нем ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная  борьба лучших людей того времени  за высокие человеческие идеалы. По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. В отдельных видах искусств идет процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место занимают светские: Бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм – светской власти. Дворцы 17 века отражают всю красоту и пышность стиля барокко (Версальский дворец).

Барокко противостояло классицизму и рационализму.Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Для архитектуры барокко характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Для стиля барокко характерна показная роскошь.

Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, стройность и логичность. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

51. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.

В истории культуры Нового времени 17 век занимает особое положение, хронологически располагаясь между  эпохой Возрождения и временем, называемым эпохой Просвещения. Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. В 17 века знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не оставалось белых пятен. Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной. Появляются академии наук

Искусство 17 века воплощает  в себе всю сложность этой эпохи. В нем ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная  борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы. По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. В отдельных видах искусств идет процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место занимают светские: Бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм – светской власти. Дворцы 17 века отражают всю красоту и пышность стиля барокко (Версальский дворец).

52. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.

Информация о работе Всемирное культурное наследие