Всемирное культурное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

1. Культура
4. «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» XVIII—XX века.
....
57. Художественная культура XX в.

Файлы: 1 файл

всемирное культурное наследие.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Русский ученый Л. Гумилев, опираясь на установки теории локальной цивилизации, рассматривал в качестве основы исторического процесса этнос. Он определял этнос как общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием так называемого пассионарного духа. Под пассионарностью ученый понимал биопсихическую энергию, рождаемую сочетанием этнических, географических, климатических условий жизни этой общности.

Американский социолог и политолог С.Хантингтон разработал концепцию «столкновения цивилизаций». Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.) Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. Всего Хантингтон выделял 8 цивилизаций: западная, православно-славянская, мусульманская, японская, индуистская, конфуцианская, латиноамериканская и африканская. Интересы различных цивилизаций несовместимы, поэтому мирное развитие человечества, соответственно, невозможно. Поэтому, по мнению Хантингтона, грядет столкновение цивилизаций.

7. В мире существует огромное множество культур и цивилизаций. Отдельные народы, страны, регионы обогащают нас массой достижений, уникальных событий и явлений, для изучения которых необходима определенная упорядоченность или типологизация. Любая типология всегда носит, с одной стороны, относительный характер, с другой – идеализированный.

Для наиболее полного  изучения феномена культуры применяется метод типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения по составу множества объектов культуры. Существует два основных подхода в типологии культуры: изучение культуры в пространстве (синхрония), изучение культуры во времени (диахрония).

Пожалуй, первой достаточно чётко зафиксированной типологией является попытка мыслителей взять  в качестве основания для выделения  типа культуры материал, субстрат, субстанцию, из которого она создаётся. Таковую  попытку мы встречаем ещё у  Гесиода (VII в. до н. э.), а затем у Лукреция Кара в его философской поэме "О природе вещей". В частности, эти мыслители выделили "века" культуры - золотой, серебряный, каменный, бронзовый, железный и т. д.

Одной из самых распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в.). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе – социалистическую и коммунистическую

Впервые представление  о различных и самостоятельных  «культурно – исторических типах» было предложено русским ученым Н.Я. Данилевским в XIX веке. Его теорию «локальных», «замкнутых» цивилизаций в дальнейшем продолжили немецкий историк и социолог О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби. Согласно их представлениям, в культуре как основе общественно – исторического развития, самостоятельно органически существуют отдельные «замкнутые» культуры. Культурный мир последних тысячелетий в этом контексте рассматривается как «россыпь» локальных цивилизаций, практически не связанных между собой. Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов культур, О. Шпенглер насчитывал 8 таких культур, А. Тойнби – 21.

Наиболее распространенной типологией является схема, утвердившаяся  во второй половине XIX века в истории, этнографии, археологии и других науках: Архаика – Античность – Средневековье  – Новое время – Новейшее время.

В истории России Гумилев выделяет две цивилизации: первая – Древняя Русь, вторая – Московско-Петербургская Россия

Неоднозначность критериев  и познавательных целей, на базе которых  осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить  и дать одну единственную типологию культуры нельзя

10. Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Одной из главных предпосылок  взаимодействия культур в большинстве случаев является их изначальная схожесть, наличие общих культурных ценностей. Это облегчает «диалог культур».

Уровень развития национальной культуры также очень важен. Чем  более она развита, тем более способна к включению в сферу духовного общения ценности культуры различных наций и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности. Характер восприятия зависит как от содержания ценностей культуры, так и от комплекса индивидуально-личностных особенностей воспринимающего.

Международная политика государства является не менее важной предпосылкой к взаимодействию культур. Формирование политических, экономических  и прочих контактов обуславливает  формирование и контактов духовных.

11. Л.Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом  по африканским культурам. Л.Фробениус  утверждает, что культуры рождаются,  живут и умирают, как и другие  живые существа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. "Культура растет сама по себе, без человека, без народа". Культура рождается из природных условий. Она нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное направление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. В то же время культура не может обходиться без человека, так как у нее нет ног. Поэтому человек - носильщик культуры.Впоследствии Л.Фробениус назвал свою теорию морфологией культуры, особо выделяя в ней такие разделы, как "анатомия" и "физиология" культуры.

Методология взаимодействия культур, в частности, диалога культур, была разработана в трудах М. Бахтина. Диалог по М. Бахтину - это взаимопонимание, и в то же время сохранение своего мнения, слияние с ним, и сохранение своего места. Диалог - это всегда развитие, взаимодействие, объединение, а не разложение, показатель общей культуры общества. “Диалог не средство, а самоцель. Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. По М. Бахтину, каждая культура живёт только в коммуникации с другой культурой, великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников её жизнедеятельности.

Карл Ясперс (1883 — 1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. «диалоговый подход», в рамках которого культура вообще возможна как «встреча», диалог культур. Диалог ведет к общению в контексте всемирной истории; общение это не линейное, поэтому пространственно-временные пересечения в культурных мирах невозможны. Необходимо взаимопонимание и установление взаимодействия культур. Так, знаменитый немецкий историк К. Ясперс предсказывал общую для человечества историю с единством всех культур. Единство человечества основано на замкнутости нашей планеты, общности, хронологии единого времени и происхождения людей, способности к пониманию, вере в единого бога. По словам Ясперса, человек больше не замкнут в себе, открыт для новых безграничных возможностей. Началом общей истории человечества является пробуждение духа.

12.  На сегодняшний день существует три наиболее ярких представления о будущем мировой культуры, мировой цивилизации: 1.Радикально-глобалистская, согласно которой национальные государства и национальные культуры будут сближаться в единое гос-во и единую культуру. 2.Умеренно-глобалистская, согласно которой  при увеличении  общего  в  культуре  народов   сохранится  и  собственная культура. 3.Антиглобалистская,   согласно   которой   глобализация только усиливает различия между культурами и может вызвать конфликт цивилизаций (этого мнения придерживается американский исследователь С. Хантингтон)

Некоторые считают, что  в сегодняшнем мире происходит становление  «универсальной цивилизации» Универсальной  цивилизация – культурное объединение  человечества и все возрастающее принятие людьми всего мира общих ценностей, верований, порядков, традиций и институтов.

Концепция «альянса цивилизаций(интеграция)  Появление нечто общего. Некоторые интеграционные процессы называют ассимиляцияцией. Ассимиляция — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса).

13. Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Всемирное культурно-историческое наследие– это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для самоуважения . Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого человека.

14. Всемирное наследие — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости. (Под культурным наследием понимаются: произведения архитектуры, скульптуры живописи, надписи, пещеры, достопримечательные места,  которые имеют выдающуюся универсальную ценность.)

Все объекты,  представляемые для включения в Список Всемирного наследия, должны обладать выдающейся универсальной ценностью. Выдающаяся универсальная ценность  объекта свидетельствует о его высокой значимости для всего мирового сообщества. Поэтому, на наш взгляд, понятие «универсальность» трудно применимо к конкретным объектам, так как культурная самобытность и индивидуальность всегда региональна, и именно она представляет ценность объекта как наследия.  Именно из-за огромного разнообразия и самобытности всех объектов  трудно выделить среди них наиболее важные, так как все они представляют значимость для общества. По критерию значимости все культурные ценности подразделяются на имеющие большое и очень большое значение для каждого народа. Однако такое разделение носит несколько субъективный характер.

15. Мы можем говорить о целостности культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди, во все времена и, несмотря на все различия природно-географической среды, ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле.

Культура — это явление, органичное жизни человечества, её смысл определяется творческими усилиями человека по созданию “нового мира”, “второй природы”, или, как считал русский учёный Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945), “ноосферы”, то есть сферы человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.

Особенность мирового социокультурного процесса заключается в  его целостном  единстве. Оказывается, существуют подлинно всеобщие основания того целого, которое  называется мировой культурой. Фундаментально общим, сущностно связывающим всю человеческую историю, делающим мировую культуру истинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурным (синхронно) является цивилизационная деятельность людей, которую можно назвать «материнским лоном истории».

Единство и взаимопроникновение, общение и обособление, взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления — все это характеризует противоречивое единство указанных особенностей мирового социокультурного процесса, противоречивое единство разных форм культурного бытия, присущих человечеству уже с первых шагов его развития. Вся последующая история обнаруживала упрочение мировой общности культуры. От поколения к поколению нарастала целостность мировой культуры, утверждалась гомогенность всеобщей истории, выявившаяся на поверхности и ставшая зримой с победой капиталистических отношений.

По мнению некоторых ученых, всемирность  социокультурного процесса во всей полноте  этого понятия достигается лишь в эпоху капитализма. Целостность здесь берет верх над дискретностью, временное единство культуры (диахроническое) во всем объеме дополняется пространственным (синхроническим) единением человеческой культуры в то целое, где уже системно обнаруживается взаимодействие его состовляющих.

 

17. С начала 20 века начались попытки защитить цифровое наследие( кибернаследие), тк оно очень уязвимо: Устаревание техники ,Устаревание носителей, Уязвимость из-за финансирования.

Europeana -  европейская цифровая библиотека, цель которой — обеспечить доступ к отсканированным страницам книг, отражающих различные аспекты европейской культуры. Проект стартовал в 2008 году.  По состоянию на 2008 год, наибольший вклад в создание библиотеки внесла Франция (50 % — оцифрованных данных), 10 % — Великобритания, 1,4 % — Испания, 1 % — Германия.

Архив Интернета (англ. Internet Archive) — некоммерческая организация, основанная в 1996 году в Сан-Франциско. Архив собирает копии веб-страниц, графические материалы, видео-, аудиозаписи и программное обеспечение. Является универсальной электронной библиотекой, наиболее активную деятельность в рамках организации ведут Египет, Нидерланды и США.

arXiv.org — крупнейший бесплатный архив электронных публикаций научных статей и их препринтов по физике, математике, астрономии, информатике и биологии. Архив был создан в 1991 году в Лос-Аламосской национальной лаборатории,(США), однако сотрудничает с известными изданиями разных стран, публикации на  многих языках мира.

ЮНЕСКО приняло в 2003 году «Хартию о сохранении цифрового наследия» и разработанные Национальной библиотекой Австралии «Рекомендации по сохранению цифрового наследия». Сохранение информации является одним из приоритетов программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на 2008 – 2013 гг.

Комиссия Европейского Сообщества в течение ряда лет финансирует целый ряд крупномасштабных проектов по сохранению цифрового наследия

Международный комитет  по стандартам ISO принял стандарт OAIS- Открытая Архивная Информационная Система для сохранения цифровых информационных ресурсов, которым пользуются все крупные хранилища цифровых объектов- важный шаг международного сообщество в создании международных электронных библиотек.

Можно считать, что движение к Европейской цифровой библиотеке началось с 2000 г., с принятия Европейским  Союзом Лиссабонской стратегии, определяющей цифровое развитие Европы на 10 лет, и с принятия Лундских принципов и Лундского плана действий по оцифровке культурного и научного наследия и обеспечения доступа к нему в 2001 г.

Информация о работе Всемирное культурное наследие