Всемирное культурное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

1. Культура
4. «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» XVIII—XX века.
....
57. Художественная культура XX в.

Файлы: 1 файл

всемирное культурное наследие.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

1. Культура— понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

Культура формирует  духовный мир и менталитет человека-творца цивилизации, обеспечивает преемственность, передачу человеческого опыта от поколения к поколению. Выполняя данную функцию, культура призвана как бы «очеловечить» цивилизацию, придать ей жизненность, направленность на человека. Поскольку культуры различных народов, социумов имеют специфическую этносоциальную направленность, то и развитие возникших на базе данных культур цивилизаций также отражают своеобразие их духа, менталитета.

Цивилизация черпает  из культуры накопленный ею богатейший опыт человечества как по освоению и преобразованию окружающей природы, так и по выживанию, по сохранению своей социокультурной целостности в самых неблагоприятных природных и исторических условиях. Из этой системы ценностей, которая и составляет ядро культуры, вырастает, по мнению М. Вебера, этнокультурная целостность той или иной цивилизации. Ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий стабильность социума (социального организма), дающий ему иммунитет к воздействию других, особенно несущих опасность разрушения культур.

2. “Россия значительна и велика только своей культурой. Экономика, политика, социальная жизнь — это не те сферы, в которых мы преуспели или преуспеем. Только культура делает нас великой мировой державой”. Эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачева каждый волен воспринимать по-разному. Но вряд ли кто осмелится оспаривать его главную мысль об особой значимости культуры в летописи становления Российского государства.

Хорошо известно, что  международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономическими ресурсами, но и его духовно-культурным потенциалом. Не случайно, что пропаганда в зарубежье своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и мелких стран. Россия, как никакая другая держава, врастала в мир с помощью своей культуры. Пушкин и Толстой, Достоевский и Чехов, Чайковский и Мусоргский, Кандинский и Малевич, Шолохов и Шаляпин, Эйзенштейн и Тарковский, Станиславский. Выражая духовную самобытность своего государства, российская культура олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и составляет часть глобального культурно-исторического наследия человечества. Российская культура немыслима без мировой культуры. Но и культуру мира невозможно представить без культуры России. иславский и Шнитке.

Растущий вес культуры во внешней политике побудил российскую дипломатию ввести во внешнеполитический оборот новое понятие “внешняя культурная политика”, которая давно используется во многих странах мира. В феврале 2001 года министр иностранных дел И.С.Иванов утвердил “Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами”.

Интересы государства  — это укрепление через культуру позиций и престижа России в мировом  сообществе, оказание воздействия на общемировые процессы формирования устойчивой и многополюсной системы  международных отношений, отражающей культурно-политическое многообразие и взаимозависимость современного мира.

Стратегия культурной работы за рубежом находилась в зоне повышенного  внимания и в советские времена. В послевоенный период существовало даже специальное квазиминистерство — Государственный комитет СССР по культурным связям с зарубежными странами. Столь высоко оценивалась государством роль культуры в системе внешнеполитических координат!

Основной функцией Департамента по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД России (ДКСЮ) является обеспечение участия российской дипломатии в осуществлении международного сотрудничества России в сфере культуры. МИД России и в его рамках ДКСЮ занимаются общей координацией и организацией межведомственного взаимодействия, они определяют приоритеты, разрабатывают договорно-правовую базу, ведут контроль за исполнением заключенных международных договоров и практически участвуют в реализации наиболее значимых культурных проектов.

И все же в целом  сегодня российская культурная дипломатия — в надежных и заботливых руках. В значительной степени, кстати, это руки женские. В ДКСЮ доля женщин-дипломатов существенно превышает средние мидовские показатели, и они, наши пушкинские Татьяны и Ольги, весьма искусно развязывают тугие узлы бюрократических согласований. Предметом особой заботы дипслужбы стало положение русского языка за рубежом. Оказание всесторонней политико-дипломатической поддержки формированию и осуществлению государственной политики России по расширению позиций русского языка в мире рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности

Дипломатическая служба помогает развивать международное  межконфессиональное сотрудничество Русской православной церкви и других традиционных для России религий, в  том числе в плане организации за рубежом культурно-просветительских мероприятий

3.  Первым из таких правовых актов стал Пакт Рериха (1935 г.), где впервые было сформулировано такое понятие как «объект культурного наследия» и то, что такие объекты, представляющие особую важность для мирового сообщества в целом, нуждаются в защите, как в мирное, так и в военное время.

В 1954 г. В Гааге состоялась международная конференция (по инициативе ЮНЕСКО) по защите культурных ценностей, в результате которой из 56 стран-участниц Конвенцию подписали 37 государств, а протокол – 21. Гаагская Конвенция 1954 года – это первое международное соглашение универсального характера, в котором объединены многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Если раньше эти нормы содержались в различных международных документах, то теперь они были сведены в единый акт, принятие которого рассматривалось как важный шаг в развитии международного права.

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию по охране Всемирного культурного и природного наследия. Важно заметить, что впервые была оговорена необходимость сохранения не только культурных, но и природных объектов.

Однако вопрос об охране культурных и природных памятников рассматривается не только в контексте  работы ЮНЕСКО, но и отдельно внутри каждой страны. В пример можно привести Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где некоторые отдельные пункты статей посвящены вопросу охраны памятников культурного наследия, которые представляют особую историческую ценность.

Сохранение природного и культурного наследия, расширение доступа к культурным ценностям  является одной из приоритетных задач  Приказа Министерства Культуры РФ от 2011 года  «Об утверждении Концепции  развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года".

4. «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» XVIII—XX века Включение: 1990  Критерии: i, ii, iv, vi

Санкт-Петербург –  это результат величайшего градостроительного проекта, начатого в 1703 г. при Петре  Великом. Это первый в России (и  СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был включён в список памятников Всемирного наследия в 1990 г.

В городе располагаются около 8500 объектов культурного наследия (памятники истории и культуры). Среди многочисленных архитектурных памятников особенно стоит отметить Дворцовую площадь, Зимний дворец, Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы, комплекс зданий на стрелке Васильевского острова, ансамбль Сенатской площади, Адмиралтейство.

В Санкт-Петербурге множество  каналов и более чем 400 мостов, поэтому его иногда называют «Северной  Венецией».

В городе работает более 200 музеев, в том числе всемирно известные Эрмитаж и Русский музей. Среди крупнейших библиотек города: Российская национальная библиотека (Публичная), Библиотека Российской академии наук, Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина и др. В окрестностях города расположены дворцово-парковые комплексы, создававшиеся как летние императорские резиденции - Петергоф, Пушкин, Павловск, Стрельна, Ораниенбаум.

Объект «Исторический  центр Санкт-Петербурга» стал одним  из первых в практике ЮНЕСКО случаев  предоставления статуса памятника  огромному культурно-природному ландшафту, на территории которого ведётся активное хозяйствование и проживают сотни тысяч людей. В него вошли даже те объекты, связь которых с центром Петербурга далеко не очевидна. Пригородные зоны включают в себя не только дворцово-парковые комплексы, но и природные ландшафты, памятники архитектуры промышленной

5.Этнос (народ) — это особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественноисторического процесса. Характерная черта этносов — их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определенным внутренним единством, а также специфическими чертами, отличающими его от всех образований того же типа. Значительную роль при этом играет самосознание людей, составляющих отдельный этнос. За таким самосознанием, которое принято именовать этническим, стоят объективные, реально существующие свойства входящих в этносы людей.

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ.

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.В международном праве является синонимом государства.

Возникновение каждой этнической общности (этногенез) обусловлено непосредственными контактами входящих в него людей. Это, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, т. е. на одной территории. Общность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д.

6. С развитием человечества люди по-разному видели развитие и становление культуры и цивилизаций. Довольно большим количеством ученых составлены свои концепции развития культуры. Рассмотрим некоторые из них. Для полного рассмотрения ряда концепций стоит определить, что такое культурно-исторический тип. Этот термин был введен Данилевским для обозначения самобытной цивилизации, и в каждой концеции цивилизация получает свое название.

Одним из первых, кто выступил с позицией цивилизационного подхода  к развитию культуры, был как раз-таки русский историк Данилевский. Он доказывал, что славянство представляет собой особый исторический тип с целым наборов характерных признаков. В своей книге «Россия и Европа» стараясь выявить различия между цивилизациями, Данилевский хронологически выделял следующие существовавшие, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический(или аравийский), романо-германский (или европейский

Леонтьев, русский публицист второй половины XIX века, видел развитие культуры несколько иным образом. По Леонтьеву, человечество в целом и в частях проходит через три последовательных состояния: первоначальной простоты , затем положительного расчленения  и, наконец, смесительного упрощения или вторичной простоты.

Другой сторонник циклического развития культуры Шпенглер выделял в истории 8 культурных типов, или, как он сам определял, развитых культур: египетский тип, индийский, вавилонский, китайский, античный, европейский, византийско-арабский, а также культуру майя.

Дальнейшее развитие теория цивилизаций получила в творчестве английского историка А. Дж. Тойнби. Тойнби придерживался таких представлений о цивилизациях, которые во многом были сходны с концепцией Шпенглера: он подчеркивал разрозненность цивилизаций, их независимость друг от друга, не позволяющую объединить их уникальную историю во всеобщую историю человечества.  Первоначально Тойнби выделял девятнадцать самостоятельных цивилизаций с двумя ответвлениями. Впоследствии Тойнби постепенно отходит от изложенной выше схемы. Прежде всего, многие цивилизации предстали как воспринявшие во все большей мере наследие своих предшественниц. Таким образом, из первоначальных 21 цивилизации остается 15, не считая побочных.

Американский ученый русского происхождения  Питирим Сорокин создал оригинальную концепцию социологии культуры, считая, что подлинной причиной и условием закономерного развития общества является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. Человек является носителем системы ценностей, а значит, представляет собой и определенный тип культуры. По мнению Сорокина, каждый тип культуры определяется социальной системой, культурными системами общества и самим человеком, носителем культурных значений. Эти представления характеризуют и три главных типа культуры - чувственный, идеациональный и идеалистический.

Информация о работе Всемирное культурное наследие