Влияние микросоциального окружения на процесс формирования личности актера (по материалам биографии П. И. Жемчуговой)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей влияния микросоциального окружения на процесс формирования личности актрисы П. И. Жемчуговой.
Поставленная в работе цель предполагает решение следующих задач:
– выделить историко-культурные основания формирования русского крепостного театра;
– проанализировать своеобразие русского крепостного театра в культуре второй половины XVIII–первой трети XIX века;
– рассмотреть крепостной театр графа Н. Шереметьева в контексте культуры второй половины XVIII века;
– проанализировать проблему «свой–чужой» в судьбе крепостных актеров (на примере жизненного пути П. И. Жемчуговой);
– рассмотреть становление и эволюцию творческого пути П. И. Жемчуговой в Шереметьевском театре;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Феноменологические аспекты крепостного театра в русской культуре второй половины XVIII–первой трети XIX века…..6
1.1. Историко-культурные основания формирования русского крепостного театра……………………………………………………………………….6
1.2. Своеобразие русского крепостного театра в культуре второй половины XVIII–первой трети XIX века …………………………………………..10
1.3. Крепостной театр графа Н. Шереметьева в контексте культуры второй половины XVIII века……………………………………………………..13
Глава 2. Судьба актера в крепостном театре (на примере жизненного и творческого пути П. И. Жемчуговой)…………………………..20
2.1. Проблема «свой-чужой» в судьбе крепостных актеров (на примере жизненного пути П. И. Жемчуговой)…………………………………...19
2.2. Становление и эволюция творческого пути П. И. Жемчуговой в Шереметьевском театре………………………………………………….22
2.3. Отражение образа П. И. Жемчуговой в русской художественной
культуре…………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая_Лусникова_на защиту_оконч..docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

Анну Ахматову также очень  интересовала Прасковья Жемчугова, ее история. Видимо, Ахматова находила в судьбе Параши что-то близкое своей собственной.44 Особую привязанность к Параше и ее беде Ахматова, безусловно, чувствовала и написала о ней в «Поэме без героя» 1940–1943 гг. Хотя нижеприведенные строки не вошли в окончательную редакцию ахматовского произведения:

Что бормочешь ты, полночь  наша?

 Все равно умерла  Параша.

 Молодая хозяйка дворца.

 Тянет ладаном из  всех окон,

 Срезан самый любимый  локон, 

 И темнеет овал лица.

 Не достроена галерея  –

 Эта свадебная затея, 

 Где опять под подсказку  Борея 

 Это все я для  вас пишу...

Также создано немало сентиментальных  повестей и пьес, в которых актриса Жемчугова выступала в главной роли. Например, писатель Анатолий Рогов создал целую серию книг, посвященных истории любви П. И. Жемчуговой и Н. П. Шереметева. Например, свою книгу «Алые кони» (1991 г.) А. Рогов посвящает душе русского народа, проявленной в творчестве, и пишет в ней о легендарной Прасковье Жемчуговой и уникальном «гнезде культуры» графа Николая Шереметева. 

На этот же сюжет в 1994 году режиссер Тамара Павлюченко сняла художественный фильм «Графиня Шереметева». Любовь графа Шереметева и крепостной актрисы  Ковалевой-Жемчуговой перенеслась на экран в исполнении отличных актеров.  И Дарья Юрская (Прасковья Жемчугова), и Андрей Ростоцкий (граф Николай Шереметев)  сыграли замечательно, с чувством. Все это отражалось в глазах, что сложно  выразить. Главные злодеи тоже удались. И Евгений Князев (граф Никита Андреевич Разумовский), и Надежда Бутырцева (графиня Елизавета Михайловна Разумовская) сыграли алчных родственников графа, которые способны на все ради денег и наследства.

Москва сохранила памятник любви графа Шереметева и крепостной Жемчуговой – здание Странноприимного дома на Большой Сухаревской улице. Сейчас – Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. Этот величественный памятник построил граф Шереметев в честь своей жены Прасковьи Жемчуговой. В ансамбле Странноприимного дома есть Троицкая церковь, в которой, как предполагается, в части росписи изображены портреты Прасковьи Жемчуговой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.45

Прасковья Жемчугова можно назвать театральной примадонной, память о которой хранит музей в Останкино. Здесь можно увидеть оставшиеся от знаменитого Шереметевского театра предметы реквизита, ноты с пометками крепостных исполнителей, коллекцию инструментов. И в том числе – арфу, на которой играла Прасковья Жемчугова.46

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе было проведено исследование влияния микросоциального окружения на процесс формирования личности актера (по материалам биографии П. И. Жемучговой).

Процесс создания крепостных театров прошел сложный тернистый путь, однако не получивший достаточно полного и систематического отражения в исторической литературе. Широкое развитие крепостные театры получили по мере укрепления экономических и политических позиций дворянства, его культурного роста. Сама духовная атмосфера общества, ощущение свободы, рост национальной гордости и определенная свобода высказываний способствовали заражению дворян театроманией. Таким образом, театр входит в моду. Можно говорить  с этого времени о феномене тотальной театрализации русской культуры, охватившей все сферы, не только искусства, но и жизни.

В данной работе были также  рассмотрены черты крепостного  театра. Во-первых, крепостной театр  создавался в большинстве случаев с коммерческой целью. Но создавались и крепостные театры для удовлетворения запросов дворян. Такие театры по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. Таким был театра графа Николая Шереметева. Во-вторых, труппа такого театра набиралась только из крепостных. Уровень профессионализма актеров колебался от самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы. Но, несмотря на это, некоторое количество крепостных театров и крепостных актёров получили известность в свое время.

В данной работе был дан анализ  самому значительному крепостному театру принадлежавшему графу Н. П. Шереметеву, который превратил свои подмосковные усадьбы Кусково и Останкино в подлинные художественные центры страны. Театр Шереметева начал свою деятельность в Петербурге в 1765 году как дворянский любительский и окончательно оформился к концу 1770-х гг. в Москве. К концу XVIII века при Н. П. Шереметеве его театр уже не уступал придворному. В его труппе состояло более 200 человек. В историю русского искусства вошли имена работавших в этом театре композиторов и музыкантов – С. А. Дегтярёва, Г. Я. Ломакина, инструментального мастера («русского Страдивари») И. А. Батова, актрис – Т.В. Шлыковой-Гранатовой, П.И. Жемчуговой.

Театр Шереметева по масштабам, богатству и серьёзности постановки дела и художественному уровню стоял  гораздо выше других крепостных театров. По свидетельству современников, он считался «старшим и лучшим из русских  частных театров, не уступавшим Петербургским  придворным и далеко превосходившим устройство тогдашнего Московского, содержавшегося Медоксом.

Возникновение крепостного театра приводит к рождению уникальной социокультурной атмосферы, в которой формируются одни из первых русских актеров. В данной курсовой работе была рассмотрена подлинная жемчужина Шереметевского театра П. И. Ковалева, которая по праву носила сценическое имя «Жемчугова». Выступив в роли Элианы в «Самнитских браках» Андре Гретри, Параша приобрела широкую известность в кругах любителей искусства.

В сценический образ она  вносила свою личную трагедию и покоряла искренностью исполнения роли – будто  сама жила жизнью своей героини. Ей особенно удавались роли сильных  женщин, страдающих от невозможной  любви, но она могла исполнять  и мужские роли, мгновенно перевоплощаясь, и появляясь на сцене то мальчиком-пажом, то прекрасной инфантой.

 Сценический талант  и необычайно сильный, красивый  голос поставили Парашу в один  ряд с европейскими знаменитостями. Покоренный ею Николай Шереметев женился на Прасковье, но то старался скрыть от окружающих свой брак с бывшей крепостной, то распространял слухи, будто Параша ведет свой род от именитых польских шляхтичей.

Имя Прасковьи Ивановны Жемчуговой навсегда вошло в историю русского искусства. Но, несмотря на это, Жемчугова никогда не была признана своим микросоциальным окружением, ни со своей стороны, ни со стороны графа. Родственники графа Шереметева всю ее недолгую жизнь ненавидели ее за то, что она родила Николаю Петровичу наследника, и они больше не могли претендовать на его многочисленное наследство. Крепостные актеры также со злобой относились к Жемчуговой. Из-за их зависти актриса часто страдала: они несколько раз пытались отравить ее, строили против нее козни. Таким образом, всю свою жизнь Жемчугова боялась своего окружения и родным для нее человеком, которому она доверяла, был лишь граф Н.П. Шереметев.

На основании проведенной работы можно заключить, что микросоциальное окружение оказывает значительную роль на процесс формирования личности актера. Именно окружение дает актерам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которым они должны следовать. И Прасковья Жемчугова не была исключением. Она следовала всем нормам, которые были приняты в обществе XVIII в., вела себя по их образцам, впитывала в себя все, чему ее учили. Таким образом, осуществлялось постепенное создание личности актера с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигались через групповое общение и групповой опыт.

 

Библиографический список

 

  1. Анисимов, Е. Прасковья Жемчугова, без роли графини Шереметевой [Текст] / Евгений Анисимов//Петербургские страсти. – М, 2006. – №2. – С. 12–16.
  2. Архивы России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archives.ru/ свободный. – Загл. с экрана.
  3. Виноградов, К. Музей-усадьба Останкино. Дворец-театр [Текст] / Константин Виноградов. –  М.–Л.: ОГИЗ–ИЗОГИЗ, 1931. – 372 с.
  4. Власов, П. В. Благотворительность и милосердие в России [Текст] / П. В. Власов. – М.: Просвещение, 2001. – 214 с.
  5. Стрельцова, Е. И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века [Текст] / Е. И. Стрельцова. – М.: Проспект, 2009. – 546 с.
  6. Граф Н. П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба [Текст] / Под ред.  Г. В. Вдовин. – М.: Наш дом, 2003. – 219 с.
  7. Гуревич, Л. Я. История русского театрального быта: от середины XVII до начала  XIX века [Текст] / Л. Я. Гуревич. – М.: Просвещение, 2012. – 246 с.
  8. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств [Текст] / Н. А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1989. – 624 с.
  9. Дуглас, С. Театральная жизнь графа Шереметева [Текст] / Смит Дуглас // Новое литературное обозрение. –  М,2008. – №12. – С. 8– 23.
  10. Дынник, Т. Крепостной театр [Текст] / Татьяна Дынник. – М.–Л.: Академия, 1923. – 327 с.
  11. Степанова, А. А. История русского драматического театра. От его истоков до конца XX века [Текст] / А. А. Степанова. – М.: ГИТИС, 2011. – 704 с.
  12. Кантор, В. К. Русской европеец как явление культуры [Текст] / В. К.  Кантор – М.: РОССПЭН, 2001. – 701 с.
  13. Коваленко, С. А. Анна Ахматова [Текст] / С. А. Коваленко. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 247 с.
  14. Краско, А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события [Текст] / А. В. Краско. –  М.: Центрполиграф, 2009. – 316 с.
  15. Лепской, Л. А. Репертуар крепостного театра Шереметева [Текст] / Л. А. Лепской. – М.:ГЦТМ, 2006. – 273 с.
  16. Лотман, Ю. М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века. Т. 1 [Текст] / Ю. М. Лотман. – М.: Александра, 1992. – 413 с.
  17. Медриш, Д. Н. Песня Параши [Текст] / Д. Н. Медриш. – М.: Проспект, 2006. – 278 с.
  18. Мемуары графа С. Д. Шереметева [Текст] / Под ред. Л.  И. Шохина. – М.: Индрик, 2005. – 364 с.
  19. Моров, А. Г. Три века русской сцены. Кн.1. От истоков до Великого Октября [Текст] / А. Г. Моров. –  М.: Просвещение, 1999. – 319 с.
  20.   Ракина, В. М. Русская Эвридика или преодоление предрассуждения [Текст] / В. М. Ракина // Искусство. – М, 2006. – №4. С. 21–29.
  21. Тютюкин, С. В. Граф Николай Шереметев и крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова [Текст] / С. В. Тютюкин //Отечественная история. – М, 2006. – №7. С. 26–32.
  22. Тютюкин, С. В. История русской Золушки [Текст] / С. В. Тютюкин //Отечественная история. – М, 2006. – №3.  С.15–19.
  23. Фолиянц, К. Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны [Текст] / Каринэ Фолиянц. – М.: Глобулус. – 2007. – 217 с.
  24. Яковкина, Н. И. История русской культуры: XVIII век [Текст] / Н. И. Яковкина. – СПб.: Лань. –  2000. – 245 с.

 

1 Стрельцова Е. И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века. – М.: Проспект, 2009. – С.95.

2 Моров А. Г. Три века русской сцены. Кн.1. От истоков до Великого Октября. – М.: Просвещение, 1999. – С.297.

3 Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: Просвещение, 2001. – С. 48.

4 Кантор В. К. Русской европеец как явление культуры. – М.: РОССПЭН, 2001. –  С. 24.

5 Лотман Ю. М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века. – М., Александра, 1992. – С. 270, 272, 274.

6 История русского драматического театра. От истоков до конца XVIII века. – М., Искусство, 1977. – С.165–167.

7 Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1989. – С. 236.

8 Яковкина Н. И. История русской культуры. – СПб.: Лань, 2002. – С. 15–43.

9 История русского драматического театра. От истоков до конца XVIII века. – М.: Искусство, 1977. – С. 268–269.

10 Гуревич Л. Я. История русского театрального быта: от середины XVII до начала  XIX века. – М.: Просвещение, 2012. – С. 27.

11 Архивы России / офиц. Сайт федерального архивного агентства. – Режим доступа: http://archives.ru/ свободный. –  Загл. с экрана.

12 Дынник Т. Крепостной театр. — М.– Л.: Academiа, 1923. – С. 206-243.

13  Архивы России / офиц. Сайт федерального архивного агентства. – Режим доступа: http://archives.ru/ свободный. – Загл. с экрана.

14 Дынник Т. Крепостной театр. — М. – Л.:Academiа, 1923. – С. 206-243.

15 Стрельцова Е. И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века. – М.: Проспект, 2009. – С. 95–109.

16 Стрельцова Е. И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века. – М.: Проспект, 2009. – С.97.

17 Дуглас С. Театральная жизнь графа Шереметева // Новое литературное обозрение. – М,2008. – №12. – С.8.

18 Граф Н. П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. /Под ред.  Г.В. Вдовин. – М.: Наш дом, 2003. –  С. 15–17, 25.

19 Моров А. Г. Три века русской сцены. Кн.1. От истоков до Великого Октября. – М.: Просвещение, 1999. – С. 295.

20 Лепской Л. А. Репертуар крепостного театра Шереметева. – М.: ГЦТМ, 2006. – С. 14–27.

21 Стрельцова Е. И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века. – М.: Проспект, 2009. – С. 95–109.

22 Виноградов К. Музей–усадьба Останкино. Дворец–театр. М.–Л.: ОГИЗ–ИЗОГИЗ, 1931. – С.8–19.

23 Лепской Л. А. Репертуар крепостного театра Шереметева. – М.: ГЦТМ, 2006. – С.98.

24 Граф Н. П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. /Под ред.  Г. В. Вдовин. –  М.: Наш дом, 2003. – С. 15–17, 25.

25 Дуглас С. Театральная жизнь графа Шереметева // Новое литературное обозрение. – М,2008. – №12. – С. 10.

26 Анисимов Е. Прасковья Жемчугова, без роли графини Шереметевой  //Петербургские страсти. – М,2006. – №2. – С. 18.

27 Ракина В. М. Русская Эвридика или преодоление предрассуждения // Искусство. – М, 2006. – №4. – С. 21.

28 Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. – М.: Центрполиграф, 2009. – С. 19–22.

29 Тютюкин С. В. Граф Николай Шереметев и крепостная актриса Прасковья Ковалева–Жемчугова // Отечественная история. – М, 2006. –  №7. – С. 18.

30 Фолиянц К. Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны. – М.: Глобулус. – 2007. – С. 45–63.

31 Мемуары графа С. Д. Шереметева в 3-х томах / Под ред. Л. И. Шохина. – М.: Индрик, 2005. – С.364.

32 Дынник Т. Крепостной театр. — М.–Л.:Academiа, 1923. – С. 206–243.

33 Граф Н. П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. /Под ред.  Г.В. Вдовин. –  М.: Наш дом, 2003. – С. 15–17, 25.

34 Лепской Л. А. Репертуар крепостного театра Шереметева. – М.: ГЦТМ, 2006. – С. 14–27.

35 Ракина В. М. Русская Эвридика или преодоление предрассуждения // Искусство. – М, 2006 – №4. – С. 21.

36 Дынник Т. Крепостной театр. — М.–Л.:Academiа, 1923. – С. 206–243.

37 Граф Н. П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. /Под ред.  Г. В. Вдовин. – М.: Наш дом, 2003. –  С. 15–17, 25.

38 Дуглас С. Театральная жизнь графа Шереметева // Новое литературное обозрение. – М,2008. – №12. – С. 12.

39 Ракина В. М. Русская Эвридика или преодоление предрассуждения // Искусство. – М, 2006 – №4. – С. 21.

40 Ракина В. М. Указ.соч. – С.34.

41 Анисимов Е. Прасковья Жемчугова, без роли графини Шереметевой //Петербургские страсти. – М,2006. –№2. – С. 18.

42 Ракина В. М. Русская Эвридика или преодоление предрассуждения // Искусство. – М, 2006 – №4. – С. 21.

43 Медриш Д. Н. Песня Параши. – М.: Проспект, 2006. – С. 34-37.

44 Коваленко С. А. Анна Ахматова. –  М.: Молодая гвардия, 2009. – С. 67.

45 Тютюкин С. В. История русской Золушки // Отечественная история. – М, 2006. –  №3. – С. 153–161.

46 Фолиянц К. Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны. – М.: Глобулус. – 2007. – С. 45–63.

 


Информация о работе Влияние микросоциального окружения на процесс формирования личности актера (по материалам биографии П. И. Жемчуговой)