Влияние микросоциального окружения на процесс формирования личности актера (по материалам биографии П. И. Жемчуговой)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей влияния микросоциального окружения на процесс формирования личности актрисы П. И. Жемчуговой.
Поставленная в работе цель предполагает решение следующих задач:
– выделить историко-культурные основания формирования русского крепостного театра;
– проанализировать своеобразие русского крепостного театра в культуре второй половины XVIII–первой трети XIX века;
– рассмотреть крепостной театр графа Н. Шереметьева в контексте культуры второй половины XVIII века;
– проанализировать проблему «свой–чужой» в судьбе крепостных актеров (на примере жизненного пути П. И. Жемчуговой);
– рассмотреть становление и эволюцию творческого пути П. И. Жемчуговой в Шереметьевском театре;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Феноменологические аспекты крепостного театра в русской культуре второй половины XVIII–первой трети XIX века…..6
1.1. Историко-культурные основания формирования русского крепостного театра……………………………………………………………………….6
1.2. Своеобразие русского крепостного театра в культуре второй половины XVIII–первой трети XIX века …………………………………………..10
1.3. Крепостной театр графа Н. Шереметьева в контексте культуры второй половины XVIII века……………………………………………………..13
Глава 2. Судьба актера в крепостном театре (на примере жизненного и творческого пути П. И. Жемчуговой)…………………………..20
2.1. Проблема «свой-чужой» в судьбе крепостных актеров (на примере жизненного пути П. И. Жемчуговой)…………………………………...19
2.2. Становление и эволюция творческого пути П. И. Жемчуговой в Шереметьевском театре………………………………………………….22
2.3. Отражение образа П. И. Жемчуговой в русской художественной
культуре…………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая_Лусникова_на защиту_оконч..docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

Но также создавались  и театры для удовлетворения души аристократ. Такие театры по широте репертуара, одаренности актеров, сценической  технике, роскоши костюмов соперничали  с императорской сценой. Таким, например, был театра графа Николая Шереметева.

Из 173 крепостных театров, насчитывавшихся  в годы «золотого века»  русского дворянства, на долю Москвы и Подмосковья  приходилось 63. Даже в Петербурге их было только 30.12 Но почти не губерний, где бы, равняясь на пример больших вельмож, а то и на царский двор, помещики не создали у себя восьми, семи, шести, или, в крайнем случае, одной–двух трупп, составленных из крепостных людей. Это было им выгодно, ведь если дела его придут в упадок, то таких актеров можно и продать: тот, кто умеет петь, играть, цениться на рынке выше других. Вот типичное для тех лет газетное объявление: «Продается девушка, 16 лет, горничная, имеющая хороший голос, поет очень искусно, и потому через сие уведомляются любители театров, что оная девушка может искусно играть театральные роли, а потом убирать господ и для стола приготовлять хорошие кушанья. О цене узнать у церкви Ивана Предтечи в доме Злобина».13

Обязанные играть на сцене, и в оркестре, актеры зачастую при  подъеме занавеса по свистку бросали  свои скрипки, фаготы, литавры или  контрабас, чтобы вовремя появиться  на подмостках и спеть арию в опере, произнести монолог в трагедии, отколоть шутку в комедийном представлении. А на завтра с утра они возвращались к своим обычным обязанностям слуг и крепостных мастеров – к рубанку, лопате, венику.

Деятельность и творчество крепостных способствовали открытию учебных  заведений, появлению литературных шедевров, живописных полотен, театральных спектаклей.

Таким образом, в результате постоянного взаимодействия между дворянами и крепостными, в мир культуры было привнесено множество новых социокультурных образований и художественных ценностей, объективно способствующих общему процессу развития русской культуры.

И все же крепостной театр, его лучшие коллективы, пережившие в XVIII веке пору своего расцвета, оставили глубокий след в истории русской культуры. А когда, органически связанные с феодально-помещичьим укладом, театры эти стали распадаться, их многочисленные труппы пополнили актерскими силами «вольные» театры обеих столиц и периферии.

В Курске, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе, Орле и в  других городах на основе крепостных театров создаются крупные публичные  театры.14 Крепостные артисты, купленные у помещиков Столыпина, Волконского и Демидова, составили большую часть труппы созданного в начале XIX века «императорского» театра в Москве.

Творчески крепостной театр  был близок современному ему театру и в то же время зависел от воли и вкуса помещика. Художественное развитие такого театра протекало в  непрерывной, упорной, хотя и не всегда явной борьбе: прививаемые актерам  дворянские эстетические принципы боролись с подлинно народными, реалистическими  тенденциями. С переходом крепостных театров в руки предпринимателей эти тенденции начинали преобладать. Иные крепостные актеры в одиночку или целыми труппами продавались  помещиками в ведущие театры страны, оказывая при этом серьезное влияние  на художественный облик этих театров.15

Историческое значение крепостного  театра велико. Он послужил начальным этапом в развитии русского сценического искусства, также приобщил просвещенные круги русского общества к театральным зрелищам, воспитал целое поколение актеров для государственной и частной сцены. В первые десятилетия русский вольный театр пополнял свой состав главным образом за счет крепостных актеров. Как считает исследователь Е. И. Стрельцова, крепостные актеры дали солидный контингент для образования, например, провинциальных театров. 16

 

 

    1. Крепостной театр графа Н. Шереметьева в контексте культуры второй половины XVIII века

 

Крепостной театр графа  Николая Шереметева отличался от других таких театров XVIII века в первую очередь тем, что он создавался не с коммерческой целью, а для эстетического удовлетворения самого графа.

Трудно представить себе жизнь более театральную, нежели жизнь графа Николая Шереметева. Театр был страстью всей его жизни, театру он отдал всю свою энергию, вложив в него огромные средства. Шереметев  создал лучший крепостной театр в  России, соперничавший не только с  придворным театром Санкт-Петербурга, но и с театрами Парижа, Вены, Берлина. Однако граф Шереметев был больше чем просто импресарио, и, называя  его жизнь “театральной”, я имею в виду не только то, что она была отдана театру. Сама его биография, словно бы написанная для постановки на сцене, позволяет судить о том, насколько значительна была роль театра в жизни русского дворянства XVIII века. 17

Николай Петрович Шереметев  происходил из древнего дворянского  рода.  К середине XVIII века Шереметевы были самыми богатыми людьми России, обладали огромным богатством (более 100 тысяч крепостных «душ»). Поначалу отец Николая Шереметева Петр Борисович имел небольшую музыкальную капеллу. Расширив ее за счет многочисленной дворни. Он стал с помощью приглашенных руководителей приучать своих артистов разыгрывать небольшие пьески. Постепенно из них стали набирать наиболее способных. Скоро домашний театр начал справляться со сложными оперными, драматическими и балетными постановками. И вскоре Петр Борисович  построил в поместье Кусково специальное закрытое помещение, в котором оборудовал и «воздушный театр» – под открытым небом. Позже уже его сын Николай Петрович стал внедрять революционные по тем временам идеи в области акустики театра.18

В XVIII веке артистов набирали из крепостных, соответственно и обращение  с ними было как с рабами. Например, в труппе у Шаховского за малейшую провинность актеров наказывали розгами и палками и еще этот «любитель искусства» имел обыкновение женить и выдавать замуж участников труппы по своему усмотрению. В свободное от репетиций и спектаклей время все актеры превращались у него в обычных слуг, в частности, лакеев за барским столом.19  Совсем иначе обстояло дело в Шереметьевском театре. Ко всем актерам театра обращались на «Вы» и по имени отчеству, им запрещался физический труд, кормили их тем же, что и господ, находясь на своеобразной белковой диете, а если кто-то заболевал – привозили из города лучших докторов. Шереметев считал возможным только ставить на колени и сажать на хлеб и воду провинившихся актрис, мужскую же часть труппы наказывать «смотря по достоинству». Это, конечно по тем временам было неслыханно и поражало.

Получив в свое распоряжение труппу крепостных актеров, наспех собранную отцом, Николай Шереметев, прежде всего, занялся ее совершенствованием и профессиональной подготовкой артистов. Как и в других больших крепостных театрах, регулярно дававших представления, для профессиональной подготовки труппы было создано специальное училище. К преподаванию в нем молодой Шереметев привлек известных артистов. Это был Петр Плавильщиков, ревностно пропагандировавший русскую тематику и русских людей на сцене «в их собственном виде». Славившийся естественностью игры Яков Шушерин, мастер комедии Сила Сандулов.

Талантливые крепостные музыканты и артисты Шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве. С ними занимались вокалом, актерским мастерством, игрой на музыкальных инструментах, грамотой, иностранными языками, литературой, некоторыми общими науками. Репетиции шли шесть дней в неделю, с девяти утра до восьми вечера с трехчасовым перерывом в середине дня. В итоге к середине 1790-х годов Николаю Шереметеву удалось создать высокопрофессиональную труппу, с которой не мог сравниться никакой другой крепостной театр. Эта труппа стала источником сплетен и зависти, а Майкл Меддокс, руководитель главного театра Москвы, даже жаловался местным властям, что успех Шереметевского театра грозит ему, Меддоксу, разорением.20

Крепостные художники  писали декорации, крепостные авторы сочиняли и переводили с иностранных языков драмы и комедии, либретто для  опер и балетов. Хоровой капеллой руководил крепостной Гавриил Ломакин, один из будущих создателей петербургской  бесплатной музыкальной школы для  «простого люда». Дирижером был  талантливейший музыкант Сергей Дегтярев, автор более ста произведений для хора. А скрипки, виолончели, альты, гитары изготовлял выдающийся музыкант Иван Батов, прозванный за свое мастерство «русским Страдивари».

У Шереметева был прекрасный оркестр,  спектакли всегда отличались богатыми декорациями, великолепными  костюмами. Сам театр был оборудован по последнему слову техники. А по великолепию убранства театр не уступал лучшим в Европе, в том числе парижскому и дрезденскому.

Слава об этом уникальном театре гремела по всем поместьям. В Кусково съезжался весь свет, и поэтому было построено там еще одно новое здание, где граф предполагал ставить «большие» оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты.21 Те же, кому не посчастливилось побывать на спектакле, довольствовались красочными рассказами очевидцев, увидевших новую постановку, и сокрушаться в душе, что не смогли присутствовать на прекрасном представлении.

В 1795 г. Н. П. Шереметев построил еще один театра в другом имении семьи – Останкино. Театр дошел до нас в виде бального зала «воксала» и используется для постановок старинных опер.22 Также в нем проводят концерты камерной музыки. Пожалуй, и сегодня это один из лучших по акустике залов Москвы.

В течение двух десятилетий  Шереметьев поставил порядка ста  опер, балетов и комедий. Стоило где-нибудь за границей появиться театральной новинке – она тут же выписывалась и исполнялась здесь. В труппе было около 200 актеров (труппу театра в Кусково составляли 95 актеров). Также театр обладал прекрасным оркестром и большим хором. Предпочитая ставить в своем театре итальянских и французских композиторов (Гретри, Монсиньи, Далейрака, Дуни), он не обошел вниманием и произведения ранней русской комической оперы. Крепостной театр Шереметьевых – яркое явление в истории русской театральной культуры. Многие выдающиеся театральные сочинения шли в России только в театре Шереметьевых.  23

Нет никаких сомнений, что  для Николая Шереметева театр  был не просто хобби. Он жил своим  театром и до мелочей вникал во все театральные дела. Он был директором, импресарио, художественным руководителем  и режиссером-постановщиком, наставником  и патроном. Из воспоминаний его  современников вырисовывается образ  человека, одержимого страстью держать  под контролем все, что касалось его театра, – от новейших достижений в области сценических эффектов до оттенка платья примадонны.

Похоже, что в каком-то смысле именно театр привел Николая  Шереметева к мысли, что существует мир новых возможностей, – и это придало ему смелость пойти наперекор обычаям. Театр открыл ему глаза на существование другого мира, в котором возможен брак между крестьянкой и дворянином.

 

Глава 2. Судьба актера в крепостном театре

(на примере  жизненного и творческого пути  П. И. Жемчуговой)

 

2.1. Проблема «свой–чужой» в судьбе крепостных актеров

(на примере  жизненного пути П. И. Жемчуговой)

 

Возникновение  крепостного  театра приводит к появлению уникальной социокультурной атмосферы, в которой  формируются одни из первых русских  актеров. Иллюстрацией к этому может  быть крепостная актриса П. И. Жемчугова.

Уникальность этой личности связана с тем, что она стала  официально женой графа Н. П. Шереметева, и этим был вызван конфликт Прасковьи с дворянской средой и со средой крепостных.  Не изменило холодного, враждебного  отношения  к Жемчуговой и то, что Николай Шереметев придумал легенду о «благородном» происхождении Параши Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, служившего когда-то у Шереметевых.

Светское общество было шокировано свадьбой знатного графа и крепостной актрисы. Шереметевы состояли в родственных связях с Салтыковыми, Трубецкими, Долгорукими, Лопухиными, наконец, с царской фамилией. Графиня Шереметева по своему социальному статусу должна быть представлена ко двору, встать вровень с ними. Ведь это на сцене Параша Жемчугова царила, послушать ее приезжали и Екатерина Великая, и Павел I, и Александр I.24 Потрясенный ее игрой, митрополит целовал ей руку, императрица Екатерина II подарила перстень. Но только занавес опускался, чары рассеивались и она вновь крепостная. Вот в чем трагедия сословного неравенства. Мало было доброй воли и желания графа, нужно было признание среды. Родственники были возмущены его поступком, говорили о его невменяемости, грозились объявить сумасшедшим и никогда не признали графиню Шереметеву «своей».25

Прасковья Ковалева быстро стала «жемчужиной» Шереметевского театра. Итальянец Рутини, занимающийся вокалом с шереметевскими актрисами, обнаружил у нее голос. С ней стали заниматься отдельно. Девочка за короткое время усвоила "курс светских манер". Научилась держать спину, изящно кланяться и улыбаться, красиво есть на фарфоре и серебре. Но при этом она получила хорошее образование. Говорила на трех языках, знала и любила живопись, много читала, и не только любовные романы.26

В Кусково она находилась под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. Она научила Прасковью всем манерам, которые должны знать светские дамы, помогла  раскрыть ее природный талант и уметь им пользоваться.27

Граф Николай Петрович Шереметев принимал личное участие  в воспитании и обучении Прасковьи  Жемчуговой с первых дней пребывания ее в труппе. Впоследствии Жемчугова явилась дня него постоянным источником вдохновения и творческого горения. Возникло желание строить новые театры, расширять репертуар, видеть любимую актрису и возлюбленную в разнообразных ролях.28

Информация о работе Влияние микросоциального окружения на процесс формирования личности актера (по материалам биографии П. И. Жемчуговой)