Уровень безработицы по регионам РФ в 2010 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ структуры и динамики безработицы в России в 2005-2010гг.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия, виды, причины безработицы; показатели, характеризующие безработицу;
- провести анализ структуры и динамики безработицы в 2005-2010гг.;
- изучить сущность, принципы и виды политики занятости;
- ознакомиться с государственной службой занятости населения и ее функциями;

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Теоретические основы изучения безработицы............................................5
1.1 Понятие, причины и виды возникновения безработицы..........................5
1.2 Показатели, характеризующие безработицу............................................7
1.2.1 Уровень безработицы.............................................................................7
1.2.2 Кривая Филлипса....................................................................................9
1.2.3 Средняя продолжительность безработицы...........................................11
1.2.4 Показатели структуры безработицы.....................................................11
2. Анализ структуры и динамики безработицы в РФ за период 2005-2010гг.12
3. Государственная политика занятости........................................................15
3.1 Сущность, принципы, виды политики занятости.....................................15
3.2 Программа содействия занятости населения..........................................18
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции....................19
Заключение.......................................................................................................23
Список используемой литературы.................................................................25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Графоаналитические методы территориальных исследований.docx

— 121.83 Кб (Скачать файл)

 

      1. Средняя продолжительность безработицы

 

Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение  которого лицо ищет работу, используя  при этом любые способы.

Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает  время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной  безработицы - время с момента  начала поиска работы до рассматриваемого периода. При проведении обследований населения по проблемам занятости  изучается продолжительность незавершенной  безработицы.

Средняя продолжительность безработицы (среднее  время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для  рассматриваемого состава безработных.

 

      1. Показатели структуры безработицы

 

К показателям  структуры безработицы, то есть к  качественным показателям безработицы относятся распределение структуры безработицы по полу (мужчины и женщины), распределение структуры безработицы по возрасту ( по всему трудоспособному возрасту), структура безработицы по образованию ( начиная с начального до высшего профессионального), структура безработицы по профессии, по состоянию безработных в браке и др. То есть все показатели, от которых в какой-либо степени зависит численность безработных.

 

2. Анализ структуры и динамики  безработицы в 2005-2010гг

 

Динамика  безработицы в России за период 2006-2010гг. (в процентах к предыдущему году)

 

Таблица 1

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Численность безработных

96%

85%

125%

117%

92%


 

 

На протяжении всего исследуемого периода наблюдаются  колебания в изменении численности  безработных. Наибольший прирост численности  наблюдался в 2008 году, и составлял 25%, что произошло после наиболее низкого прироста, которое произошло, в 2007 году, и составило 15%.

Половозрастная  структура безработицы за период 2005-2010гг. (в процентах к итогу)

 

 

Таблица 2

 

2005г.

2006 г.

2007г

2008г.

2009г.

2010г.

Возраст безработных

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

До 20 лет

20-24 года

25-29 лет

30-34 года

35-39 лет

40-44 лет

45-49 лет

50-54 года

55-59 лет

60-72 года

10,3

19,5

12,7

11,5

9,0

11,8

10,9

8,1

4,1

2,1

10,8

16,0

13,4

11,1

10,1

10,4

12,5

10,0

3,0

2,8

8,8

21,9

14,4

9,1

10,7

9,3

12,5

7,9

4,1

1,4

10,4

21,3

13,3

9,6

9,2

10,7

11,9

9,0

3,6

1,1

9,4

21,1

11,7

12,2

9,6

11,3

11,1

8,3

3,8

1,5

8,6

20,0

11,8

12,5

8,3

11,6

12,4

10,0

3,2

1,8

9,1

20,6

12,5

12,8

9,3

8,2

9,6

9,4

5,3

2,5

8,4

19,8

11,9

10,5

10,6

10,3

11,5

9,9

4,8

2,3

5,2

22,3

14,3

10,8

9,4

9,2

11,4

8,0

7,1

2,2

4,5

21,2

13,5

11,4

10,6

9,0

12,1

10,5

5,5

1,5

6,3

21,6

14,9

11,6

9,5

8,3

10,4

9,3

6,2

1,9

6,1

20,8

15,0

11,3

9,2

9,1

11,4

10,6

4,3

2,1


 

Сначала проанализируем безработных мужчин. Начиная с 2006 года количество безработных  мужчин в возрасте до 20 лет, от 40 до 44 лет и от 60 до 72 лет значительно  уменьшилось к концу изучаемого периода. Количество безработных мужчин в возрасте от 20 до 39 лет, и от 44 до 59 лет за пять лет исследуемого периода  значительно увеличилось, по сравнению  с 2005 годом.

Затем проанализируем безработных женщин. Начиная с 2006 года количество безработных женщин в возрасте до 20 лет, и от 35 до 44 лет значительно уменьшилось к концу 2010 года. Количество безработных женщин в возрасте от 20 до 34 лет, и в возрасте от 45 и до 72 лет на протяжении всего исследуемого периода увеличивается по сравнению с началом изучаемого периода. Самое большое количество как безработных мужчин, так и безработных женщин находятся в возрасте от 20 до 24 лет, вероятнее всего это связано с тем, что примерно в этом возрасте большинство молодежи на протяжении 5 лет учатся в высших профессиональных учреждениях, тем самым автоматически являясь безработными.

Образовательная структура безработных за период 2005-2010гг. ( в процентах к итогу)

 

 

Таблица 3

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

Безработные – всего

В том числе имеют образование:

Высшее профессионал. Неполное высшее профессиональное Среднее профессионал. Начальное профессионал.

Среднее (полное) общее Основное общее

100

 

8,8

3,0

 

13,5

20,9

 

33,1

19,5

1.2

100

 

11,5

2,9

 

25,0

15,2

 

31,5

12,8

1,0

100

 

8,7

1,9

 

13.0

20,0

 

39,8

14,8

1,9

100

 

13,0

2,3

 

22,1

14,9

 

33,8

12,1

1,8

100

 

9,3

1,5

 

15,7

21,8

 

35,3

14,7

1,6

100

 

14,1

3,6

 

22.4

15,0

 

34,3

10,1

0,5

100

 

9,5

3,0

 

15,6

23,9

 

33,5

13,0

1,6

100

 

15,7

3,8

 

23,7

16,6

 

30,6

8,5

1,1

100

 

13,0

3,3

 

18,3

23,6

 

31,5

12,9

0,7

100

 

17,3

3,2

 

27,9

16,5

 

30,0

7,9

0,5

100

 

12,7

3,5

 

17,3

23,9

 

33,2

11,6

1,3

100

 

17,3

3,1

 

24,7

17,1

 

31,8

8.2

0,8


 

Сначала рассмотрим образовательную структуру  по мужскому полу. Начиная с 2006 года только количество мужчин, имеющих основное общее образование значительно уменьшилось к концу 2010 года. Количество остальных безработных мужчин, имеющих высшее профессиональное образование, неполное высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, среднее общее образование и не имеющие начальное образование на протяжении всего исследуемого периода имеет тенденцию к увеличению. Наибольшее количество безработных мужчин имеют среднее общее образование, и составляют примерно 1/3 от общего числа безработных мужчин. Теперь рассмотрим образовательную структуру по женскому полу. Количество безработных женщин, имеющих основное общее образование, и не имеющих начальное образование начиная с 2006 года значительно уменьшается к концу 2010 года. Остальные безработные женщины на протяжении всего исследуемого периода имеют незначительную тенденцию к повышению. Наибольшее количество безработных женщин, так же как и безработных мужчин имеют среднее полное образование, и так же составляют 1/3 от общего числа безработных женщин.

 

3. Государственная политика занятости

 

    1. Сущность, принципы и виды государственной политики

 

Политика  занятости в широком смысле охватывает систему социально-экономических  отношений по поводу вовлечения трудоспособного  населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей  характеристикой экономики и  благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан  страны, об экономической и социальной стабильности общества.

В обеспечении  полной, продуктивной и эффективной  занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную  для жизни и развития работника  и членов его семьи, заключается  суть политики занятости. Достижение и  поддержание такой занятости  является целью политики занятости.

Занятые в  экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяют потребности  членов общества и решаются экономические  и социальные задачи. Однако, экономические  законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться  и тем самым улучшить свое материальное положение. В результате некоторые  оказываются без работы и заработка, и это вызывает некоторую дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить  этого государство и правительство  стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и  вовлечению не занятого, но желающего  работать населения в процесс  трудовой деятельности.

Основные  принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретный исторический период развития общества. В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:

1) развитие  трудовых ресурсов, повышение их  мобильности, защита национального  рынка труда;

2) обеспечение  равных возможностей всем гражданам  Росси-и в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;

3) поддержка  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

4) создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека;

5) обеспечение  социальной защиты в области  занятости, проведение специальных  мероприятий, способствующих обеспечению  занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

6) сочетание  местных мер с централизованными в области занятости;

7) координация  мер по занятости с деятельностью  по другим направлениям экономической  и социальной политики, включая  социальное обеспечение, предупреждение  инфляции, регулирование роста и  распределение доходов;

8) поощрение  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места;

9) предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

10) координация  в этой области деятельности  государственных органов профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;

11) обеспечение  занятости малочисленных народов  и народностей с учетом национальных  особенностей их хозяйственной  и культурной деятельности и  исторически сложившихся видов  их занятости;

Указанные принципы государственной политики в области  занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при  правотворчестве и право применении норм по обеспечению занятости.

Существуют  два основных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную  активную и пассивную политику занятости.

Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением  и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой  политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке  труда) обеспечивает в основном сглаживание  негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении  срока его выплаты — социального  пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает  предоставление услуг по подбору  рабочего места через государственную  службу занятости. Часто применяют  термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба  этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может  оправдать себя только при высокой  гибкости рынка труда и рабочей  силы в целом, позитивных экономических  перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке  труда окажутся слабыми и могут  только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития.

 

3.2 Программа  содействия занятости населения

 

Государственная программа содействия занятости населения: 1) один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода; 2) официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости определенного уровня на очередной календарный год.

Информация о работе Уровень безработицы по регионам РФ в 2010 году