Трагические страницы нашего края в творчестве Народного художника России Шабанова Магомеда Магомедовича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

Изучение творчества М. Шабанова .
Отражение истории нашего народа на полотнах знаменитого художника.
Значение культурных ценностей в воспитании подрастающего поколения.

Содержание работы

Вступление: актуальность данной темы на сегодняшний день. История темы. Экскурс в биографию
художника…………………………………………………………… стр.1
Главная часть: историческое прошлое Дагестана В творчестве народного художника России
Шабанова М.М:………………………………………………….... стр.4
а) Наша встреча с художником;
б) М.Шабанов один из авторов Герба Дагестана;
в) М.Шабанов - автор мемориального комплекса «День памяти» ;
г) Место и роль исторических картин в творчестве художника;
д) Исторические личности в работах художника;
Значение творчества Магомеда Шабанова в Дагестанской и Российской культуре.
Значение данной темы в исследовательской работе нашей школы ………………………………………………………………………...стр.9
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Научно-практическая конференция.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

               Тема: «Трагические страницы нашего края в творчестве                         

                                   Народного художника России

                  Шабанова Магомеда Магомедовича»

 

 

                      Цель исследовательской работы:

  1. Изучение творчества М. Шабанова .
  2. Отражение истории нашего народа на полотнах знаменитого художника.
  3. Значение культурных ценностей в воспитании подрастающего поколения.

 

                                    План работы:

 

  1. Вступление: актуальность данной темы на сегодняшний день. История темы. Экскурс в биографию

  художника…………………………………………………………… стр.1

  1. Главная часть: историческое прошлое Дагестана В творчестве народного художника России

Шабанова М.М:………………………………………………….... стр.4

а) Наша встреча с художником;

б) М.Шабанов один из авторов Герба Дагестана;

в) М.Шабанов - автор мемориального комплекса «День памяти» ;

г) Место и роль исторических картин в творчестве художника;

д) Исторические личности в работах художника;

  1. Значение творчества Магомеда Шабанова в Дагестанской и Российской культуре.

  Значение данной темы в исследовательской работе нашей школы ………………………………………………………………………...стр.9

  1. Использованная литература

 

                                                            О прошлых веках не расскажут скрижали.       

                                                        Потеря. Но путь не кончается наш.

                                             Ту повесть, что саблями предки писали

                                                        Я писать продолжаю, беря карандаш.

                                                                                            Р. Гамзатов

 

       Не умели горцы держать карандаш в руке, не умели выводить буквы. Про Дагестан говорили: «Как ненаписанная, нс-спетая песня лежит эта страна в каменном сундуке. Кто достанет ее, кто напишет и кто споет?»

        Буквы, слова, книги - ключи от замка, на который закрыт тот сундук. В чьих же руках ключи от тяжелых, вековых замков Дагестана?

       Разные люди подходили к этим замкам и даже иногда приоткрывали крышку, чтобы заглянуть внутрь. Сами дагестанцы еще не держали пера в руке, а многие гости, путешественники, ученые-исследователи писали уже о Дагестане на других языках: арабском, персидском, турецком, греческом, грузинском, армянском, французском, русском... Они первыми вынесли имя Дагестана за пределы наших гор. А потом сказали свое слово Пушкин, Лермонтов, Бестужев- Марлинский, Дюма... Каждый по-разному писал о моей Родине, но никто не понял ее так глубоко и проникновенно, как юноша Лермонтов и старец Толстой. Перед этими певцами мы склоняем свои головы, эти книги мы читаем, как священный Коран. Воспели Дагестан и знаменитые мастера кисти И.Айвазовский, Т. Горшельт, Ф.Рубо, Е.Лансере... Но понять Дагестан во всей глубине и сложности может только человек, рожденный в этих горах, впитавший в себя всю мудрость и строгость суровых скал. М.Горький в свое время сказал: «О состоянии дома лучше всего знают его стены».

 

1.   Историческое прошлое Дагестана имеет очень глубокие и основательные корни. Отражение их в литературе, живописи, музыке, скульптуре на сегодня особенно важно. На историческом распутье человечеству, особенно молодежи, необходимо правильно выбрать и сохранить те общепринятые ценности, которые помогут им построить светлое будущее.

       Мы больше обращаемся к материальным ценностям, экономической стабильности, забывая, что основой экономической стабильности является духовно богатая, целостная натура любящая свой народ, свою историю. В этой части большую роль играет искусство, ведь недаром говорят: «Красота спасет мир».

       На современном этапе жизни молодежь стала преклоняться перед другими, чуждыми нашей морали и логике, модными течениями.

       Здесь вспоминается и другая поговорка нашего народа: «Если в прошлое бросить камушек, то каменный дождь нахлынет из будущего».

       Понимание красоты и любовь к историческому прошлому своего

 

народа побудило нас к работе над данной темой.

       Посетив с классом картинную галерею в Национальной библиотеке, наше внимание привлекла картина «Согратль. 1877 г. Шейх Абдурахман- Хаджи провозглашает четвертым имамом Дагестана своего сына Мухаммеда

- Хаджи». Автором этой исторической картины оказался народный художник России Магомед Магомедович Шабанов. Она привлекала своей цветовой гаммой, многогранностью и объемностью.

       Просмотрев еще несколько его картин, мы пришли к выводу посетить Магомеда Магомедовича в его рабочей атмосфере и поинтересоваться причиной его столь глубинного изучения и изображения истории своего народа.

       Его картины настолько взволновали нас, что мы решили заняться изучением его творчества.

       От жены художника Патимат мы узнали, что Шабанов Магомед Магомедович родился в 1941 году в городе Буйнакске ДАССР в семье Шабанова Магомеда и депутата Верховного Совета СССР Шабановой Шахрузат, уроженцев селения Бухты Гунибского района. Учился в школе №2 г.Вуйнакса, живописи обучался в городском Доме пионеров. В 1961 году поступил в Дагестанское Художественное училище и в 1964 году с отличием окончил его.

       Со слов Патимат с теплотой и уважением вспоминает ее супруг своих первых учителей художников М.Джамала Д.Капаницына, В. Гегамяна.

       Начал профессиональную деятельность в 1963 году в Доме творчества Союза художников СССР «Горячий ключ» г.Краснодар.

       1964-1965 г.г. преподавал в ДХУ, с 1965 года работал в Дагестанских художественно-производственных мастерских художественного фонда РСФСР.

       В 1968 году принят кандидатом в члены Союза художников СССР, с 1970 года член Союза художников СССР. Неоднократно избирается членом правления Союза художников Дагестана, председателем художественного Совета, председателем профсоюзного комитета, ответственным секретарем Союза художников РД.

       Является участником всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских и зарубежных выставок. Картины Магомеда Шабанова приобретены художественным фондом РФ, министерством культуры РФ, РД, музеем Народов Востока г.Москвы, Ставропольским музеем ИЗО. картинными галереями г.Москвы и Санкт-Петербурга, а также хранятся в частных собраниях за рубежом: в США, Германии, Венгрии, Турции, Болгарии.

Является одним из авторов герба Дагестана. Удостоен почетных званий: Заслуженный художник России,

Заслуженный деятель искусств Дагестана, 

Лауреат Государственной премии РД,

Лауреат республиканской премии им. Г. Цадасы,

Лауреат премии Международного Фонда им. Шейха Абдурахмана-Хаджи аль-Сугури,

Лауреат 1-го республиканского конкурса в номинации «Лучшая художественная картина», посвященная событиям, происшедшим в Дагестане в августе-сентябре 1999 года.

Обладатель Диплома Международного «Биеннале 4-х прикаспийских республик» г. Баку 1989 г..

Обладатель Гран-при в номинации «Живопись» выставка «Золотой штрих» г. Махачкала 1999 г.

Награжден Почетными грамотами Союза художников России и

Дагестана, медалью «За доблестный труд», золотой медалью «Имам

Шамиль» за № 12.

 

       Женат, имеет двоих детей. Сын, Шабанов Магомед Магомедович (младший), тоже известный художник. Живет и работает в Санкт - Петербурге. Дочь. Шабанова Заира Магомедовна, стоматолог.

 

2А Когда мы в первый раз отправились к художнику, нам открыл дверь очень обаятельный пожилой человек. Не спросив, кто мы, он пригласил нас в мастерскую, хотя до нас у него сидели другие гости - журналисты из «Московских вестей». Нас сразу увлекла атмосфера дружелюбия и доброты. От него исходила какая-то особая теплота, располагающая к общению. Забыв о высоких гостях, мы включились в беседу.

       С особой любовью и теплотой рассказывал Шабанов о своих картинах, об исторических личностях, о наших земляках, о Дагестане. Ни один человек, слушавший Магомеда Магомедовича, не может не проникнуться гордостью за свою землю, за наш Дагестан, за наших людей.

       Магомед Магомедович рассказывал нам о своем детстве, о людях, окружавших его и ничего о трудностях, лишениях. По рассказу его жены Шабановой Патимат мы знали, какое трудное детство было у художника (как и у всех детей послевоенных лет).

       А когда мы задали вопрос об этом, он ответил с особой нежной грустью: «Так это было у всех. Не имея того, не оценили бы мы и минуты радости и счастья. Нас, детей этой эпохи, можно отличить тем, что мы умеем ценить все, в отличие от современной молодежи. Наша молодежь не знает и особо не стремится знать великое прошлое нашего народа. Я хочу сохранить в своих картинах историю, показать, какими великими корнями вскормлено оно

 

(настоящее и будущее)».

 

2Б Нам не хотелось уходить еще долго из мастерской. Магомед Магомедович рассказал нам о долгой и плодотворной работе над гербом Дагестана: «Нужно было, чтоб символ республики воплотил в себя мощь, гордость, богатство, несокрушимость моего Дагестана. Именно это я со своими друзьями смогли вложить в нашу работу. Я хотел, чтобы маленький герб рассказал о величии Дагестана.

       Положение о государственном гербе Республики Дагестан утверждено Верховным Советом республики Дагестан 2 октября 1994 года. В составе со мною работали художник Г.Р. Балиев, ученые-искусствоведы М.С. Гаджиев, А.Б. Мусаев.

       Герб республики Дагестан представляет собой круглый геральдический щит   белого цвета, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море, и в картуше- р/копожатие, с обеих сторон которых проходит зеленая геральдическая лента с надписью белыми буквами: «Республика Дагестан». В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами: слева-синим, справа-красным.

       Орел в международной символике означает власть, верховенство, государственную прозорливость. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального характера дагестанцев - национальной гордости, открытости. Миролюбия, гостеприимства. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло. Говорит о поддержке, добром приветствии «ассаламу алейкум».

       Определяя цвета герба мы исходили из того, что белый - цвет чистоты, непорочности, зеленый - надежды и религии, красный - жизни, силы, энергии, синий-вечности, золотой - цвет власти, государственности. Солнце в гербе Страны гор олицетворяет жизнь, силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана.

       Лучи восходящего солнца - символ веры в будущее, а наше будущее - Вы», - подытожил Магомед Магомедович рассказ о составляющих герба республики Дагестан.

       Он также рассказал, что входил в состав конкурсной комиссии на лучший проект герба и флага города Махачкалы в 2005 году.

 

2В На стене в мастерской мы увидели эскиз интересного памятника. Магомед Магомедович рассказал, что составил его для шангода-шитлибской школы, что находится в 17 километрах от Махачкалы по Кизилюртовской трассе рядом с барханом Сары-кум. Мы захотели увидеть этот памятник и

 

поехали в кутан Гунибского района Шангода-Шитлиб. Нас встретила директор школы Сагитова Узлипат Асхабовна.

       Она с удовольствием приняла нас и рассказала, что будучи на экскурсии в Махачкале в канун 60-летия Победы она с учениками 11 класса заехала к своему родственнику Магомеду в мастерскую, где он тогда работал над картиной «Миротворец Акушинский среди горцев». В разговоре с художником ее ученики рассказали ему, что были в Музее боевой славы, у памятника Неизвестному солдату, на кладбище, где захоронены воины ВОВ…

       Видя самоотдачу, любовь к своим корням, простоту этого великого художника, прекрасного человека они рискнули ему рассказать о том, что в честь 60-летия Победы над фашизмом хотели бы во дворе школы воздвигнуть памятник участникам Великой Отечественной воины. Рассказали о своей проблеме: без денег не можем отдать дань памяти своим дедам, хотя б в этом малом. И к нашему удивлению он сказал, что составит эскизы, подготовит документацию, одним словом, взял на себя авторство безвозмездно. Радости их не было предела. Кто мог предвидеть такой поворот дела, чтобы заслуженный художник России вызвался помочь построить памятник в кутанской школе. По их инициативе жители сел Шангода и Шитлиб собрали 80 тысяч рублей. Недостающую сумму денег в количестве 50 тысяч рублей выделил генеральный директор ДагЭнерго Гамзатов Г.М., 20 тысяч рублей выделил глава администрации Гунибского района Мачаев А.А., и с легкой руки Шабанова М.М. вместо задуманного памятника получился целый мемориальный комплекс оригинальный в своей конструкции и содержании. Впервые в истории мемориальных комплексов по предложению Шабанова одна стелла была выделена участникам трудового фронта -героям тыла.

Информация о работе Трагические страницы нашего края в творчестве Народного художника России Шабанова Магомеда Магомедовича