Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное Достижения архитектуры Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Выстраивая свою типологию культуры О. Шпенглер, так же как и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

Содержание работы

1.Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное…3

2.Достижения архитектуры Древней Греции………………………………6

Список литературы………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

кр1.docx

— 36.61 Кб (Скачать файл)

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили  обнесённые колоннадами площади  для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала  целью, в архитектуре смешивали  различные стили.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали  восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько  примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным  каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд - для сохранения равновесия. Археологи нашли много  таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие  свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная "архаическая" улыбка.

В классическую эпоху главным  делом скульпторов было создавать  статуи богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись  светские образы, например, изваяния государственных  деятелей или победителей на Олимпийских  играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей  внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и  с прекрасным лицом. Часто людей  изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого  тела.

В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по - своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются  только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам  нельзя было придать более выразительные  жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий  мрамор - сломаться. Этих опасностей можно  было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых  отливок был Мирон - создатель  знаменитого "Дискобола".

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению  Парфенона фризами и фронтонными  группами. Великолепны его бронзовая  статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную  из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма  в Олимпии - ещё одно из семи чудес  древнего мира.

Как бы ни восхищали нас  скульптуры, созданные греками в  эпоху расцвета, в наши дни они  могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё  более для нас чужды их равнодушные  и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах  статуй какие - либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную  телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные  образы, то в 4 веке до н.э. художники  склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы  их можно было разглядывать со всех сторон - это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в  скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях  показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем  многие памятники - либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные  изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н. э. Скопас. Самая  большая известная нам его  работа - участие в украшении скульптурными  рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма - рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в  начале прошлого века на острове Мелос  статуя богини Афродиты, а также  скульптурная группа "Лаокоон". Она  изображает троянского жреца и его  сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также  живопись, но от росписей храмов и жилых  домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой  живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания  деталей - они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был  неудобен и позднее стали оставлять  фигуры красными, а промежутки между  ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на красном фоне чёрными линиями.

Центром античной греческой  культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений  и перемещений ахейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических  связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселивших новые земли, благоприятствовала распространению  греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных  местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства - полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.

Демократическая форма правления  способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных  общественных учреждений, для которых  строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали  на площади (агоре), где обсуждались  важнейшие городские дела, совершались  торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный  на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов - покровителей города.

Религия занимала большое  место в общественной идеологии  древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами  и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описывающих жизнь  богов и их похождения, угадываются  бытовые сюжеты из жизни самих  греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих  жилищ. В культовой архитектуре  сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного  леса, известняка, мрамора, которые  легко поддаются обработке и  моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки  греческой архитектуры.

Народное жилище Греции и  планировочные решения общественных и культовых зданий включают открытые галереи, лоджии, портики, обеспечивающие укрытие от солнца и дождя. Стоечно - балочная конструкция этих элементов  зданий составляла основной объект конструктивных и художественных разработок древнегреческого зодчества.

 

Этапы развития древнегреческой  архитектуры:

 

XIII - XII вв. до н. э. - Гомеровский  период, живо и красочно описанный поэмами Гомера;

VII - VI вв. до н. э. - архаический  период (борьба рабовладельческой  демократиии против родовой знати,  становление городов - полисов);

V - IV вв. до н. э. - классический  период (греко - персидские войны,  эпоха расцвета культуры, разложение  союза полисов);

IV в. до н.э. - l в. н.э. - эллинистический период (создание  империи Александра Македонского, распространение греческой культуры  и ее расцвет в колониях  Малой Азии).

 

Архитектура Гомеровского периода. Архитектурой этого периода продолжаются крито - микенские традиции. Древнейшие жилые дома, сложенные из кирпича - сырца или бутового камня мегароны, имели закругленную стену, противоположную  входу. С введением каркаса, формованного кирпича и тесаных каменных блоков стандартных размеров здания становились  прямоугольными в плане.

Архитектура архаического периода. С ростом городов и формированием  полиса складывается рабовладельческая  тирания, опиравшаяся на поддержку  свободного населения. Возникают различные  формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами  и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная  композиция святилищ учитывала сложные  условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, которые  были прежде всего жизнерадостными  праздниками с торжественными процессиями. Поэтому храмы размещались с  учетом их визуального восприятия участниками шествий.

Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинистических  областях. По - прежнему сохраняется  изолированность жилища от внешней  среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном  дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны.

Греки строили хорошо оборудованные  гавани, маяки. История сохранила  описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Александрии.

Родосский маяк представлял  собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса - бога Солнца и покровителя  острова - с зажженным факелом, умазывающего вход в гавань. Статуя была сооружена  родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь  своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий  историк Филон называет цифру  «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской  скульптурной школе, достаточно упомянуть  всемирно известное произведение «Лаокоон».

Александрия - столица эллинистического Египта, части основанной Александром  Македонским державы. В конце IV в. до н. э. здесь организуется крупнейший научный центр - Мусейон, где работали видные греческие ученые: математик  Евклид (III в. до н. э.), астроном Клавдий  Птоломей (II в.), врачи, писатели, философы, художники. При Мусейоне была создана  знаменитая Александрийская библиотека. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами: он располагал крупными портовыми сооружениями, удобными бухтами.

На северной оконечности  о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н.э. был сооружен маяк в виде высокой  многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался  яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150 - 180 м.

В эпоху эллинизма греческая  культура проникает в самые отдаленные уголки цивилизованного мира. Культурному  обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского. «Высочайший  внутренний расцвет Греции совпал с  эпохой Перикла, высочайший внешний  расцвет - с эпохой Александра», - писал  К. Маркс.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве  редкой страны не использовались общие  тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Жизнеспособность принципов  древнегреческой архитектуры объясняется  прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических  конструктивных проблем архитектуры  к художественным. Единство художественного  и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой  архитектуры отличаются удивительно  гармоничным сочетанием с природном  окружением. Сделан большой вклад  в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Иконникова С.А. История культурологических теорий: учеб. пособие: в 3 ч. / С.А. Иконникова. СПб., 2001. Ч. 2.
  2. Усманова В.Л. Культура и цивилизация / В.Л. Усманова. Оренбург, 2002.
  3. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории / А.Дж. Тойнби. М., 2006.
  4. Драч Г.В. Культурология / Г.В. Драч и др. М., 2006.
  5. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек / Г.М. Тавризян. М.,2011.
  6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М., 1992
  7. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. / О. Шпенглер. М.,2003. Т.1.
  8. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. М., 2010.

Информация о работе Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное Достижения архитектуры Древней Греции