Философия культуры О.Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:03, доклад

Описание работы

Шпенглер Освальд (1880--1936), видный немецкий философ, культуролог, историк, представитель философии жизни, создатель циклической теории автор сенсационного в свое время труда "Закат Европы", который принес ему славу пророка гибели западной цивилизации.

Файлы: 1 файл

ОСВАЛЬД ШПЕНГЕР.docx

— 14.16 Кб (Скачать файл)

Биография

Шпенглер Освальд (1880--1936), видный немецкий философ, культуролог, историк, представитель философии  жизни, создатель циклической теории автор сенсационного в свое время  труда "Закат Европы", который  принес ему славу пророка гибели западной цивилизации.

Необычна творческая биография  немецкого мыслителя. Сын мелкого  почтового служащего, Шпенглер не имел университетского образования и  смог закончить лишь среднюю школу, где изучал математику и естественные науки; что касается истории, философии  и искусствознания, в овладении  которыми он превзошел многих своих  выдающихся современников, то Шпенглер занимался ими самостоятельно, став примером гениальной самоучки. В 1904 году получил докторскую степень. Сначала  работал учителем в Гамбурге, а  затем преподавал математику в Мюнхенском университете.

 

        Философия культуры О.Шпенглера. 

         Первое, что сразу же бросается  в глаза: Шпенглер отказывается  от стремления свести весь  культурно-исторический процесс  к одной стержневой логике, пронизывающей  всю историю и находящей свое  завершение в некоей высшей  точке. Для Шпенглера нет единой  мировой культуры. Есть лишь  раличные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу.

Если у Гегеля первичной  была логика, то у Шпенглера первичной  является душа культуры. В шпенглерском понимании культура - это символически выраженная система , в которой реализует себя соответствующая.

У каждой культуры есть своя собственная “душа” реализующаяся  во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и  не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому  так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований.

Шпенглер останавливается  на рассмотрении трёх исторических культур : античной, европийской и арабской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними.

Отсюда вытекает содержание каждой из культур. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека : детство, юность, возмужалость и старость. Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. Сконцентрировав своё внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно подметить своеобразие европейской души, образом которой может (как считает сам автор) являться душа гётевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей.

Смерть культуры есть исчерпание её души, когда её смыслы уже не вдохновляют  людей, обращённых теперь не к осуществлению  культурных ценностей, а к утилитарным  целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. “Цивилизация есть неизбежная фаза цивилизации, а не культуры.

В чём же различия между  культурой и цивилизацией? Культура - религиозна по своей основе, цивилизация - безрелигиозна... Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична”.


Информация о работе Философия культуры О.Шпенглера