Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное Достижения архитектуры Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Выстраивая свою типологию культуры О. Шпенглер, так же как и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

Содержание работы

1.Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное…3

2.Достижения архитектуры Древней Греции………………………………6

Список литературы………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

кр1.docx

— 36.61 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное…3

 

2.Достижения архитектуры  Древней Греции………………………………6

 

Список литературы………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное.

 

ШПЕНГЛЕР, Освальд (Spengler, Oswald), (29.5.1880 - 8.5.1936) - немецкий философ, историк  и теоретик культуры, представитель "философии жизни". Родился  в городе Бланкенбург. Окончил университет  Галле, преподавал в школе. Известен благодаря своему основному произведению - "Причинность и судьба. Закат  Европы" (1918-1922), в котором он рассматривает  культуры в процессе мировой истории  как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни.  Шпенглер пытается обосновать кризисные явления  в западноевропейской культуре, сравнивая  ее с греческой культурой. Всего  выделяется восемь культурно-исторических типов: китайская, вавилонская, египетская, индийская,  античная (греко-римская, аполлоновская), арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская), майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура. Под культурой Шпенглер понимал  внешнее проявление внутреннего  строя души данного народа. Культуры подобны цветам в поле, они имеют  в своем развитии 4 этапа: детство(весна), юность (лето), зрелость (осень), старость (зима). Западная цивилизация вступила в такую стадию, на которой начинается ее неумолимая гибель. Это период цивилизации, умирания культурного организма, который  характеризуется переходом от творчества к бесплодию, распространением материалистических взглядов, вырождением искусства, ненужностью  таланта и гения. Книга имела  необыкновенный успех, пользовалась популярностью  у читателей, оказала огромное влияние  на европейскую культурологическую мысль ХХ столетия, однако была подвергнута  серьезной критике за дилетантизм  и культ фактов. В работе "Человек  и техника" (1932) Шпенглер, определяя  технику как "тактику жизни", как "душевно-духовную" символическую  необходимость, выявляя только ей присущие закономерности, впервые поставил вопрос о месте, роли и значении техники  в историко-культурном процессе.

Выстраивая свою типологию  культуры О. Шпенглер, так же как  и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный  ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря  доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности  всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

Жизненный цикл культур, по мнению Шпенглера, это жизненный  цикл любого живого организма. Смерть каждой культуры и ее изолированность  от других культур не могут обеспечить единства культурной и в целом  исторической жизни человечества. В  этом плане О. Шпенглер выделяет 8 типов  культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его  мнению, находится русско-сибирская  культура. Критерием типологизации  О. Шпенглера  выступает внутренний, психологический строй коллективной души народа. Суть культуры в этом плане, по мнению Шпенглера - это стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой коллективной душе (народу) присущ свой мир переживаний, свое мироощущение, свой психический первосимвол, из которого происходит все богатство культурных форм, на основе которых коллективная душа живет, чувствует, творит.

Арнольд Тойнби – известный  английский ученый (1889–1957). Свои взгляды  на культуру и человеческую историю  А. Тойнби подробно изложил в работе «Постижение истории», основной целью  которой является выявление "смысла человеческой истории. Поскольку мировая  история есть история человечества, человек выступает главным деятелем истории. Тойнби рассматривает историю как систему вызовов и ответов.

История культуры есть история  взаимодействия идей и мнений: нет  никакой единой истории как непрерывного линейного поступательного процесса; даже в пределах одного конкретного  общества различные группы людей  по-разному реагируют на вызов: благодаря  чему они либо выживают, либо вымирают. Правильным представлением о Всемирной  истории является дерево, корни которого – это примитивные общества, которые  были ограниченны территориально, малочисленны, и поэтому часто погибают насильственной смертью. Ветви этого дерева –  локальные цивилизации, устойчивые общности людей, объединенных духовными  традициями и территорией их проживания. Причиной неустойчивости примитивных  обществ является их ориентация на старшие поколения и авторитет  уже умерших предков. В этом Тойнби видит социальную смерть общества, которая ведет за собой распад и разложение общества.

Цивилизации разделяются  на первичные, вторичные и третичные. Критомикенская цивилизация первична по отношению к Греции, а христианская третична по отношению к античности. Вторичные и первичные цивилизации похожи на первичную, как дети на собственных родителей, т. е. наследуют некоторые признаки. Основной критерий для выделения локальных цивилизаций – общность религий. Так как Тойнби проповедовал христианские ценности, то и упор в своих теориях делал именно на них. Человеческая история началась с грехопадения, когда человек ослушался святой воли Господа и в результате этого стал смертным. Первый акт свободного выбора закончился для человека трагично, он потерял свою общность с Богом. Поэтому Тойнби считает, что в основе истории лежит именно взаимодействие мирового закона – Бога (вызова) и человека (ответа). Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существует только семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская. Остальные культуры больше не существуют, так как они прошли все стадии развития (становление, рост, надлом и распад) и потом умерли. Тойнби отвергает решающую роль в становлении цивилизации расы и внешней среды. Расовое объяснение человеческих поступков либо некорректно, либо ложно. Географические условия – лишь одна из причин зарождения самобытной культуры.

Основная причина зарождения цивилизаций – энергетический импульс, позволяющий той или иной общности ответить на вызов истории. Среди  таких импульсов Тойнби выделяет: суровые естественные условия, требующие  усилия для создания и поддержания  цивилизации; наличие неизведанных земель, стимулирующих попытки их освоения; положение народа либо на грани, либо в подавленном состоянии  также является вызовом. История  любой цивилизации представляет собой серию взаимодействий вызовов  и ответов. Исходя из этого, цивилизованное общество определяется через творческое меньшинство и пассивное большинство. Однако чрезмерно сильные вызовы тормозят развитие цивилизации. Духовное совершенство людей и дальнейшие развитие цивилизации Тойнби видит  в развитии религиозного сознания. По его Мнению, цивилизации –  это лишь этапы, преодолевая которые  человечество вступает в диалог с  Богом и постигает его волю. В этом и заключается истинная социальная история, в которой он видит единственный шанс спасения человечества и выявление своего высшего предназначения.

 

 

 

 

 

 

  1. Достижения архитектуры Древней Греции.

 

Без сомнения, самое большое  влияние на последующие поколения  оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили  образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.

Потребовалось несколько  столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три  периода в истории греческого искусства:

1) архаика, или древний  период, - примерно с 600 до 480 года  до н.э., когда греки отразили  нашествие персов и, освободив  свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить  свободно и спокойно;

2) классика, или период  расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области,  очень непохожие по своим культурам;  эта пестрота культур была  одной из причин упадка классического  греческого искусства;

3) эллинизм, или поздний  период; он закончился в 30 году  до н.э., когда римляне завоевали  находившийся под греческим влиянием  Египет.

Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию  и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением  греческого строительного искусства  были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда  вместо дерева в качестве строительного  материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило  древнее жилище греков - прямоугольное  в плане строение с двумя колоннами  перед входом. Из этой простой постройки  выросли со временем различные более  сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом  основании. Он состоял из помещения  без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или  два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении  у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное  внимание древние греки уделяли  красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре  господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который  сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой  Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению  с дорическим колонны ионического  стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль  углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда  архитектура стала стремиться к  большей пышности, чаще всего стали  использовать коринфские капители. Они  богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения  листьев аканта.

Случилось так, что время  пощадило старейшие дорические храмы  главным образом за пределами  Греции. Несколько таких храмов сохранилось  на острове Сицилия и в Южной  Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой  Греции наиболее интересен стоящий  ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном  городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры  начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля  Перикла. Во время его правления  были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное  строительство велось на древнем  укреплённом холме Акрополе.

Даже по развалинам можно  представить, как прекрасен был  в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как  драгоценная шкатулка, поставлен  небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами  посетитель попадал на площадь, в  центре которой высилась статуя покровительницы  города, богини мудрости Афины; далее  виднелся Эрехтейон, своеобразный и  сложный по плану храм. Его отличительная  черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской  фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые  города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и  Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому  царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам  света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась  каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали  называть мавзолеями и другие большие  торжественные погребальные сооружения.

Информация о работе Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное Достижения архитектуры Древней Греции