Шпаргалка по "Культорология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:08, шпаргалка

Описание работы

1 Понятие культуры
Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово «культура» применялось как агротехнический термин – «обработка земли, возделывание почвы».

Файлы: 1 файл

1 Понятие культуры.docx

— 83.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 13. Культурные коды.  
М.К. Петров – русский философ, предлагает классификацию типов культуры по социокоду, который для нее характерен.  
Социокод (культурный код) – это способ накопления, хранения и передачи социально необходимого знания.  
Знание существует в двух формах:  
- как деятельность  
- как знак  
Выделяется три социокода:  
1) Лично-именной. Характерен для примитивных культур. Деятельность носит коллективный характер и существует как набор определенных ролей, за каждой из которых закрепляется имя (знак). Человек выполняет обязанности имени, которое передается другому человеку в другом поколении через обряд инициации – посвящение во взрослую жизнь.  
2) Профессионально-именной. Характерен для традиционных сообществ, в которых появляются профессиональные группы, и знания фрагментируются по профессиям. Оно передается уже не просто как операция, но как целый набор. Средством трансляции профессионального знания является семья.  
3) Универсально-понятийный. Характерен для современного общества. В связи с развитием науки, письменности, теоретического знания, логического мышления, знания отчуждаются от человека и существуют независимо от него в виде «текста». Таким образом, оно приобретает безличный характер, становится универсальным, границы между профессиями становятся более подвижными. средством передачи знаний становится образование.  
Г.М Маклюэн считает, что смена типов культуры в истории обусловлена сменой средств коммуникации, которые он рассматривал как продолжение человеческих органов чувств.  
Он выделяет три типа культуры, основанных на трех социокодах:  
1) Дописьменный. Характерен для архаичного общества. Господствуют устные средства коммуникации. Главный орган коммуникации – ухо.  
2) Письменный. Связан с возникновением фонетического письма, письменности. Знания передаются на основе визуальных средств коммуникации, а значит, главным органом становится глаз.  
3) Экранный. Связан с развитием электронных средств связи. Они упраздняют пространство и время, вовлекают человека во все, что происходит в мире, а сам мир превращается в «глобальную деревню». 

 

 

14. Межкультурные коммуникации.  
 
Коммуникация - это форма общения через обмен информацией посредством знаков, символов и образов, принятых внутри данной культуры. 
Межкультурные коммуникации – это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью обмена и передачи культурной информации с помощью знаковых систем. Межкультурные коммуникации – это важная часть культурной жизни общества, т.к. за счет них обеспечивается накопление и передача социального опыта.  
Условия межкультурной коммуникации:  
- наличие общего языка и субъектов коммуникации  
- наличие канала передачи информации  
- наличие правил передачи информации  
Типология межкультурных коммуникаций:  
- по характеру субъектов (межличностная, межкультурная)  
- по формам коммуникации (вербальная, невербальная)  
- по уровням протекания (на обыденном уровне, на специализированном)  
- по содержанию коммуникации (информационная, стимуляционная, ориентационная).  
Особым видом является массовая коммуникация – это распространение и регулирование информации среди огромного числа людей, независимо от их статуса и места жительства. Массовые коммуникации возникают в связи с развитием электронных средств связи, которые обеспечивают высокую скорость и массовость поиска, обработки и передачи информации. Особое значение массовая коммуникация приобретает в информационном обществе. 

 
15. Личность как субъект культуры 
Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Понятие «личность» подчеркивает в человеке его самостоятельность, значимость и прежде всего сознательно-волевое начало. Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении. 
Проблема личности – это всегда проблема свободного выбора и социальной ответственности. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений; степенью осознанности своих отношений к действительности. 
Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: 
личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия. 
Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Культура и её смыслы живут не сами по себе, а лишь через осознанную творческую активность человека. Общепризнанным является положение, что культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта (человечества) и наличный процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура – объекты коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга. В результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры. 
Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта. 
 
16. Культурная идентичность 
Термин «идентичный» (от лат. Identicus) означает «тождественный», «одинаковый». Огромную роль в культурологии играет проблема культурной идентичности. 
Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной культуры. Идеи «принадлежности» или «общности» и акт идентификации с другими оказывается фундаментом всех человеческих систем. 
Индивидуальная и групповая культурная идентичность менялась в соответствии с историческими преобразованиями. Базисные индивидуальные и групповые культурные привязанности определялись уже при рождении. Групповая идентичность обычно оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека. 
В Новое время потребность в культурной идентификации сохранилась, но ее индивидуальная и групповая природа заметно изменилась. Появились национальные и классовые формы идентификации. В нынешнюю эпоху характер культурной идентификации также меняется. 
Расовые, этнические и религиозные подгруппы в каждом обществе сегментизируются на меньшие, более разнообразные мини-группы. Различия, которые раньше считались незначительными, приобретают культурное и политическое значение. 
Кроме того, в настоящее время индивид всё менее связан контекстом своего рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются отныне и темпы социальных и культурных изменений, так что формы идентификации становятся всё более кратковременными. Новые формы самоотождествления накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные, слои расовой и этнической идентичности. 
Этническая идентификация индивида предполагает его связь с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Этнос, миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого – мифов, легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание особенности, «непохожести» на других в большей степени определяется самими представителями данного этноса. 
Национальная идентичность, основанная на исторической национальности, национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению к вершинам цивилизации.  
Современная демократия ориентируется на растворение социокультурных групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из принципа единства человеческой природы в живом многообразии её конкретных проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства 
людей различных культурных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного демократического, плюралистического и правового общежития.

 

 

 17. Инкультурация и социализация 
1) Социализацией (от лат. socialis – общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется – процесс социализации. Процесс социализации проходит фазы, которые называют стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность – начальная социализация; зрелость, старость – продолженная социализация. 
Социализацию подразделяют на два вида – первичную и вторичную. 
Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Эта сфера межличностных отношений. 
Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений. 
Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию. 
Однако не следует их отождествлять. 
Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п. 
Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. 
Социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.  
Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации. 
В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная. 
Инкультурация также, как и социализация, на индивидуальном уровне выражается в повседневном общении с представителями одной культуры. 
Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение.  
Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент. 
Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам.  
Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.

 

 
18. Исторические типы культурного человека 
Всякий человек есть человек определенной культуры, национальной, религиозной, городской, семейной, западной, восточной и т.д.. Сущ-ют модели культурного человека:  
1) античная, или платоновская модель. Согласно этой модели, культурным человеком можно считать человека образованного, умеющего владеть собой (самообладание), нравственного. Типчеловека – атлет, что включает в себя физическое и духовное совершенство. 
2) религиозное образование и религиозная мораль. Тип человека – аскет, человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божей помощью, отказывающийся от всех мирских благ. 
3) Эпоха Возрождения (XIV – XVI в.) выдвинула гуманистическую модель культурного человека, главное требование которой – широкая образованность, нравственность. Тип человека эпохи Возрождения - гуманист (Слово humanitas в переводе с латинского – человеческая природа, человеческое достоинство) 
(восприятие человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, рассматривая библейское выражение «по образу и подобию» как основание для распространения на него созидательных, творческих функций, видя его предназначение на Земле в активном созидательном действии, познании и преобразовании мира, в украшении его своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел). 
Если мы проанализируем схему исторических моделей культурного человека, то увидим, что во все времена основными требованиями к культурному человеку были образованность и нравственность.

 
19. Понятие современного культурного человека. 
XVIII век – век Просвещения. В это время рационалистические парадигмы культуры стали идейной основой в политической борьбе с феодальным, абсолютистским строем. Тип человека сформировался как просветитель. Наконец, наше время тоже явилось важной вехой на пути построения моделей культурного человека. Широкое образование, планетарное мышление, культурный плюрализм, нравственность явились основными требованиями к современному культурному человеку. 
Развитие современной культуры, основанной на небывалом росте научно-технического прогресса, потребительское отношение к природе, её неограниченная эксплуатация породили экологическую проблему, возникновение неизлечимых болезней, алкоголизм, наркоманию и другие глобальные проблемы, которые нельзя разрешить поодиночке. Поэтому современное время выдвинуло требование владения планетарным мышлением. Великие мыслители современности понимали это как осознание человечества как единого существа. Человек должен по возможности владеть комплексным знанием. Чтобы уметь подойти к проблемам со всех сторон, различных точек

зрения. Он одновременно и эколог, и политик, и психолог и юрист. Он должен знать языки, на которых говорят другие люди планеты. 
ХХ век накопил огромное количество оружия массового уничтожения. Этому способствовали две мировые войны, разделение мира на два антагонистических лагеря – капиталистический и социалистический. Поэтому важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма - стремление мирным путем разрешить все спорные вопросы. Он предусматривает компромиссы, консенсусы, диалоги, контакты, взаимодействие. Уважение прав человека, признание правомерного существования всех культур и самое главное толерантность (терпимость).

 

 

 

 

 20. Культурные ценности  и их функции.  
Существует два подхода к изучению окружающего мира:  
1) Онтологический – изучение сущности предмета  
2) Аксиологический – связан с выражением отношения человека к предмету. Выразить это отношение позволяют ценности.  
Существует более 100 определений ценностей, но самое распространенное из них следующее:  
Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей.  
Также многочисленны и типологии ценностей, осуществляемые по разным основаниям:  
- по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические)  
- по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства)  
- по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие)  
- по актуальным потребностям индивида.  
Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.  
Внешний контроль осуществляется обществом, правовыми органами.  
Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации.  
Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности.  
Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д.  
В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.  
Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам.  
Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорология"