Школьный музей как форма воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея.
Раскрыть сущность, функции школьного музея.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
1.6 Экспозиция школьного музея
1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления
Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении
2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея
2.2 Музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ"
2.3 Модель музея
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик с литературой.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

Совет музея является органом  самоуправления и создаётся для  широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея.

Таким образом, школьный музей - одно из ярких явлений отечественной  культуры и образования, эффективное  средство обучения и воспитания подрастающего  поколения. Школьный музей как самодеятельный общественный детский музей, созданный  при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого  труда, сочетает в себе признаки и  функции исследовательского учреждения, общественного объединения по интересам, творческой мастерской.

Раздел 2. Организация музея  в образовательном учреждении

 

2.1 Организационные принципы  деятельности по созданию музея

 

Процесс воспитания как совместная деятельность воспитанников и воспитателя  облекается в определённые организационные  формы. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания видов деятельности воспитанников и воспитателя. С  точки зрения педагогической, форма  воспитания - способы организации, существования  и выражения содержания воспитательного  процесса, в котором открыто провозглашается отношение к предметам, людям, явлениям. [12, 16] Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - развитие определённого отношения к чему-либо: книге, живописи, музыке, истории родного края, истории семьи.

Любая форма воспитательной работы выполняет определённые функции:

Организаторская (решение организаторских вопросов);

Регулирующая (регулирование отношений между педагогом и учащимися, между детьми);

Информативная (сообщение, актуализация знаний детей, обращение к их опыту);

Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего  и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается. Как известно, содержание и форма  неразрывно взаимосвязаны - изменение  содержания влечёт за собой изменение  формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного  процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально  соответствовать. История педагогики знает различные формы организации  воспитательного процесса.

Существует большое разнообразие форм воспитательной работы, поэтому  классифицировать их трудно. Автор  учебника по педагогике, Маленкова  Л.И., предложила классификацию форм воспитания. По её мнению формы воспитания бывают:

простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

кратковременные (например, "Пять минут с одним стихотворением") и длительные ("Неделя юного героя-антифашиста");

групповые (от 2 участников и  более), коллективные (класс, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные, государственные;

традиционные (апробированные и прочно вошедшие в практику школ) и творческие (исключающие шаблон, нестандартные);

спонтанно возникшие в ходе воспитательного процесса (стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех вопроса) и специально организованные, спланированные;

регулярные (ежечетвертные родительские собрания, классные часы) и эпизодические (календарные и ситуативные);

система интегрированных  форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества [6, 143].

Исходя из предложенной ей классификации, музей образовательного учреждения - это сложная, специально организованная, длительная, коллективная, традиционная, творческая, регулярная и интегрированная форма воспитания.

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы существует определённый алгоритм, некая  схема, позволяющая наиболее рационально  и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы:

Определение цели и задач. Цель - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое дело. Цель создания музея образовательного учреждения - воспитание, обучение и  социализация обучающихся [16].

Выбор формы воспитательной работы. Музей как форму выбирают при сложении определённой педагогической ситуации, обязательных условий: наличие  предметов музейного значения по направлениям (историческому, естественно-научному, этнографическому профилям) как результату поисково-исследовательской краеведческой деятельности; регистрация и научное описание музейных предметов; создание Совета (актива) музея; место для хранения музейной коллекции.

Создание психологического настроя: зажигательный рассказ  о предстоящем деле, мечты о  результатах - открытии музея, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

Проведение воспитательного  дела. Здесь важны такие элементы: начало для создания психологического настроя, содержательная часть (предметная деятельность воспитанников и педагогов); аккордно-финальная часть: открытие школьного музея, принятие решения, определённые ритуалы завершения - создаёт определённое эмоциональное  состояние, которое вызывает потребность  в дальнейшей совместной деятельности [].

Таким образом, форма воспитания - это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного  воспитательного процесса, внешнее  выражение содержания; организация  воспитательного процесса; внешнее  выражение процесса воспитания. От применяемой формы зависит эффективность  воспитательного процесса. Форма  как часть процесса воспитания зависит  от целей, содержания, методов и одновременно обуславливают их осуществление. Форма  воспитания зависит от конкретной педагогической ситуации.

Школьный музей - это мероприятие, педагогическое взаимодействие, в котором  реализуются задачи, содержание и  методы воспитательного процесса по формированию гражданственности, патриотизма, общечеловеческих ценностей; школьный музей - это внешнее выражение  содержания воспитания, гармоничного развития личности. Выбор музея как  формы воспитания зависит от конкретной педагогической ситуации.

 

2.2 Музей истории школы  в МОУ "Мосеевская ООШ"

 

Базой нашего исследования стал создаваемый в МОУ "Мосеевская ООШ" музей истории школы. Используя методы беседы, наблюдения, мы выяснили, что инициативной группой по созданию музея стал краеведческий кружок из учащихся, руководимый учителем Малиновской Галиной Ивановной, учителем начальных классов, педагогом-энтузиастом. Члены кружка в результате поисковой работы собрали краеведческий материал по истории школы (фотографии, личные вещи, воспоминания выпускников, документы). Часть письменных и вещественных источников по истории школы и деревни Мосеево находится в экспозиции на стендах: "Школа в Мосееве", "Слово об учителях", "Пионерская организация в Мосеевской школе", "Театр "Факел". Часть собранного материала систематизирована в тематических папках: "Учителя Мосеевской школы", "Ученики Мосеевской школы", "История литературного кружка", "Творческие работы учащихся по краеведению", "Наши спортивные достижения". "Судьбы, опалённые войной и сердце, отданное детям". Школьники-активисты совместно с педагогом-организатором определили проблемы и наметили пути их решения:

1. Патриотическое воспитание  подрастающего поколения: в настоящее  время среди молодёжи стала  всё более заметной тяга к  западной культуре. Свои истоки  зачастую знают недостаточно, и  поэтому ко всему российскому  многие представители молодого  поколения относятся с пренебрежением. Занятие краеведческой работой возбуждает у школьников интерес к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков. Созданием экспозиции, посвящённой истории школы, ставится задача познакомить посетителей музея со страницами истории школы и деревни.

2. Популяризация накопленных  учителями школы материалов. За  несколько лет учителями школы  накоплено мног7о интересного  материала по истории школы,  деревни. Всё это можно успешно  использовать в учебно-воспитательном  процессе, поэтому материал не  должен храниться в "дальнем  углу", нужно доступно донести  его до людей: рассказать услышанное  нами в ходе поисковой работы, показать найденные и полученные  от старожилов предметы музейного  значения. Эта проблема, на наш  взгляд, является очень острой, и  поэтому мы решили реализовать  свои замыслы в создании музея  истории школы" (Из рабочей  программы руководителя кружка).

Экспозиция музея, предметы музейного значения представлены и  хранятся в отведённом помещении - кабинете истории.

В школе на основании собранного материала по истории села, школы  создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские  работы: "Обереговая символика скатерти", "Борщевик Сосновского - экологическая беда Мосеевского сельсовета", "Сохранившиеся фрески Воскресенской Верхнекулойской церкви" участвовали в районных и областных краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы: "Легенды и предания нашего края", "Водная система Кулойской волости", "Бобровый заказник", "Тайна старой скатерти".

В создаваемом музее отсутствует  перспективный план по комплектованию фонда музея, направлениям работы музея, отсутствует процесс регистрации  музейных предметов и документы  по регистрации; отсутствуют основные нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие участников - создателей музея (Положение о музее, Положение  о Совете). Поэтому одной из задач  нашей исследовательской работы стало создание проекта организации  музея образовательного учреждения.

 

2.3 Модель музея

 

Проанализировав организацию  деятельности по созданию музея истории  школы в МОУ "Мосеевская ООШ", определив в ней сильные и слабые стороны, мы решили создать модель школьного музея как формы воспитания.

На современном этапе  развития школьного образования  вновь усилилось внимание к методу моделирования. Моделирование - это  метод познавательной или практической деятельности с помощью которого конструируется какой-либо объект, явление, процесс с целью получения новой информации. Модель в переводе с французского - это образец; условно созданный образец. Пед. словарь.

Разработка музейного  проекта всегда носит творческий характер, однако существует определённый структурный логический алгоритм, который  помогает достигнуть поставленной цели. Схема музейного проекта может  выглядеть следующим образом:

Название проекта.

Проблема (их может быть несколько), которую решает проект.

Цель (она должна быть реальна, посильна и достижима).

Задачи (иначе - тактика достижения цели). Если проект имеет несколько  целей, задачи формулируются к каждой из них.

Участники проекта и партнёры.

Содержание проекта (идея решения проблемы).

Механизм реализации - методы, этапы, календарный план.

Бюджет проекта (смета). Он должен быть реалистичным, соответствовать  целям проекта. В бюджете указываются  источники финансирования, статьи планируемых  расходов. Смета учитывает статьи расходов.

Результаты проекта (вначале - предполагаемые, а затем - реальные).

Оценка проекта. Здесь  указываются критерии оценки, параметры  учёта результатов проекта.

Создание этого проекта  позволит использовать богатую историю  школы, потенциал педагогов, детей  и общественности при организации  музея.

Своей работой хотелось бы внести свой посильный вклад в  решение актуальной и значимой проблемы создания музея, т.е. попытаемся откорректировать педагогические действия при создании музея в образовательном учреждении. Как организовать работу школьного  музея? Мы предлагаем своё решение данной проблемы. Данную модель мы представили  в виде таблицы, где определяем не только этапы, содержание и виды деятельности, но и предполагаемый результат. Этапы  деятельности могут совпадать по времени, проходить параллельно.

 

 

МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

№ п/п

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

Создание концепции музея  истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ"

 

 Концепция - это своеобразная  и долговременная программа деятельности  по созданию музея.

Определение цели, задач, факторов создания музея; - Выбор профиля и  жанра; - Определение направлений  поисково-исследовательской деятельности.

Концепция проходит процесс  обсуждения и утверждения в органах  самоуправления школы.

2

Организационно-правовая деятельность

-Разработка проекта Положения  о музее школы;

Разработка проекта Положения  о Совете музея;

Выбор помещения (класса)

для размещения экспозиции музея, для хранения фондов музея;

Разработка проекта приказа  директора школы о назначении на должность руководителя музея;

Приобретение мебели;

Приобретение канцелярских принадлежностей;

Принятие Положения о  музее, Положения о Совете музея  в органах самоуправления школы;

Приказ о назначении на должность руководителя музея, приказ о выделении отдельного помещения  для школьного музея и его  фондов;

 

3

Поисково-исследовательская  деятельность

-Составление плана комплектования  фондов музея;

Выбор направлений поиска;

Разработка заданий для  поисковых отрядов;

Организация поисковых отрядов;

Учёба членов поисковых отрядов;

Старт поисковой операции (на школьной линейке)

-План комплектования фондов  музея;

Проведение классных собраний по выбору членов поисковых отрядов;

Работа поисковых отрядов  по выполнению поисковых заданий;

Школьная линейка

4

Создание актива, совета музея

-Проведение классных собраний  по выбору Совета (актива);

Организационный сбор Совета (актива) музея;

Информация о работе Школьный музей как форма воспитательной работы