Школьный музей как форма воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея.
Раскрыть сущность, функции школьного музея.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
1.6 Экспозиция школьного музея
1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления
Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении
2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея
2.2 Музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ"
2.3 Модель музея
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик с литературой.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

 

1.6 Экспозиция школьного  музея

 

Индивидуальным лицом  музея является экспозиция. Музейная экспозиция - это выставленные на обозрение  в определённой системе музейные предметы (экспонаты). Порядок организации  работы над музейной экспозицией  разработан в 2004 году Федеральным музеем профессионального образования. Результатом  экспозиции должно стать достижение максимальной информированности в  сочетании с образностью и  эмоциональностью. Если сравнить музей  с айсбергом, то экспозиция - это  лишь та малая его видимая часть. Поэтому с уверенностью можно  сказать о том, что создание выставки - сложный творческий и технологический  процесс, который, естественно, требует  новаторского подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников.

Проектирование экспозиции и выполнение отдельных этапов по её созданию можно представить в  следующем виде:

Замысел: научная концепция  и тематическая структура экспозиции.

Разработка расширенной  тематической структуры; составление  тематико-экспозиционного плана.

Составление художественного  проекта: предварительная раскладка  материалов.

Выполнение технического проекта; монтаж экспозиции.

По форме представления  экспозиции разделяют на стационарные и временные, а вот по принципам  структурной организации демонстрируемого материала на тематические, систематические, монографические и ансамблевые  [11,59].

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы, раскрывающие одну тему.

Систематическая экспозиция представляет собой экспозиционный ряд, созданный на основе однородных музейных предметов, в соответствие с конкретной научной дисциплиной.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому  событию.

Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы  в среде бытования: "музей под  открытым небом", "крестьянская изба".

Выбор той или иной формы  экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят  от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.

Основным принципом создания экспозиции школьного музея является её направленность на школьную аудиторию, соответствие содержания экспозиции программам обучения и воспитания. Профиль музея, определённый педагогической целесообразностью, диктует тематическую направленность экспозиции.

Основой экспозиции является музейный предмет, а её структурной  единицей служит тематико-экспозиционный комплекс. Не отдельные экспонаты, различные  по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и  иных памятников, объединённых между  собой тематически, - является основным звеном экспозиции. Для более полного  понимания отображаемых в экспозиции событий в неё вводятся научно-вспомогательные  материалы. А для усиления восприятия используются художественные произведения, фонозаписи, кинофрагменты, световые эффекты и различные цветовые решения. Чаще всего используется принцип тематического подбора экспозиционных материалов. Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определёнными явлениями и характеризуют их существенные стороны. Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления. В-третьих, размещение тематически связанных экспозиционных материалов.

Предметность и наглядность  экспозиции, эмоциональность восприятия способствуют привлечению внимания посетителей к отдельным предметам, а через них - стремление познать  событие. Достичь этого можно  с помощью различных методических приёмов. К числу их относится  выделение ведущих экспонатов (цветом, светом и размером фона), следует  учитывать и свойства самих предметов, их различную способность привлекать внимание. Сейчас наиболее востребованными  стали театрализация, инсталляция  музейной экспозиции. Последние годы привнесли в музей динамику, связанную  как с привлечением технических  средств, так и со сценографическим построением музейной среды, напоминающим театральное действо. Экспозиция становится всё более "игровой". Она должна быть, прежде всего, концептуальной, стильной, узнаваемой. Каждое время имеет свой тип "видения". Наше время характеризуется всё возрастающей тенденцией к расширению возможностей информации, к её большей доступности. Поэтому тенденция современной экспозиции - создание целостности зрительного образа благодаря включению в некое специфическое действо со своим языком, сюжетом, художественной выразительностью замысла. Но при этом экспозиция преследует традиционные цели - сохранения, экспонирования и популяризации своих коллекций.

Внимание школьников ослабевает при осмотре однообразных экспонатов. При этом важно учитывать и  психологическую сторону восприятия. Вначале нужно привлечь внимание детей. Для этого вводный комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, побуждающим интерес к осмотру  экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание школьников притупляется, они должны подойти к объекту или комплексу  необычному, вызывающему новый интерес. Здесь-то и нужны наиболее аттрактивные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, демонстрация слайдов. Такое переключение внимания нужно вызывать через 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему так, чтобы у школьника возникло желание посетить экспозицию ещё несколько раз, включиться в новый поиск.

Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен чёткий маршрут, ясные и  краткие заголовки и ведущие  тексты. Раскрыть информационный потенциал  предмета и содержание экспозиции в  целом может не только полноценный  научный комментарий. Эту роль в  музейной экспозиции выполняют ведущие, заглавные, объяснительные тексты и  этикетаж, которые представляют собой  целостную продуманную систему, максимально способствующие раскрытию  содержания экспозиции. Каждый вид  текстов выполняет свою функцию:

Ведущие тексты выражают идейную  направленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом, основные положения научной концепции  экспозиции;

Заглавные тексты отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к её осмотру;

Объяснительные тексты (аннотации) раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленных коллекций;

Этикетка или аннотация  прикрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета, изготовитель работы, место и время  изготовления, краткое описание экспоната, техническая характеристика, подлинник/копия  [18, 48].

Отобрать экспозиционные материалы, значит, определить состав экспонатов будущей экспозиции с  целью наиболее полного раскрытия  темы. Отбор осуществляется на всём протяжении процесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов фиксируется в тематико-экспозиционном плане. Планомерное собирание материалов даёт возможность отбора не разрозненных и фрагментарных предметов, а  органически взаимосвязанного экспозиционного  комплекса, отражающего конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение  их подлинности и достоверности, авторства и т.д. Важно определить типичность музейного предмета, т.е. его соответствие сущности данного  явления. Необходимо учитывать внешнюю  выразительность предмета. С одной  стороны, он должен обладать свойствами аттрактивности и эмоционального воздействия, иметь хорошую сохранность, чёткое изображение и разборчивый текст. С другой - в нём должны быть выражены черты достоверного первоисточника. На предмете должны быть сохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования.

Отбор музейных предметов  тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление. Одним из видов сопоставления  является метод контрастного показа. Так, в школьных музеях можно встретить  тематические комплексы "Наш край прежде и теперь", "Прошлое и  настоящее села". Группировка  материалов может происходить и  по систематическому принципу. Систематическая  коллекция камней и минералов, помещённая в экспозицию, даёт возможность получить наглядное представление об их значении для развития края, понять родство  между минералами, их естественную группировку. Возможна группировка  и по принципу соединения различных  предметов в логические группы так, как они находились в жизни, в  присущей им среде бытования. Это  может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами, биогруппа с растительным и животным миром в определённых климатических условиях. Подобные группировки в музейной практике называют "ансамблевой экспозицией" используют различные методы группировки, сочетая их в зависимости от поставленной задачи.

Подготовка помещения  для музея не такой уж простой  вопрос, как это кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо помещение  для экспозиций и специальная  комната для хранения фондов.

При выборе экспозиционной площади  необходимо руководствоваться следующими правилами:

Комната или зал должны располагаться на теневой стороне  здания так, чтобы прямые солнечные  лучи в неё не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы  дневного света и различные подсветки  для витрин нужно располагать  так, чтобы свет падал от зрителя  и на определённом удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной  стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелёными насаждениями.

В помещении должна быть постоянная комнатная температура. Экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления. Необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, Ёмкости с песком).

Для предотвращения запыления  экспонатов необходимо помещать их в  герметичные витрины, регулярно  проводить влажную уборку помещения.

Оборудование должно соответствовать  помещению экспозиции по стилю, габаритам  и окраске. Для школьных музеев можно  рекомендовать горизонтальные и  вертикальные витрины, закреплённые у  стены. Крупные вещи располагаются  ближе к центру, мелкие - ближе  к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются  на уровне глаз, а выше и ниже - крупные  вещи. Витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою  другие экспозиционные комплексы.

Экспонат, установленный  на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку.

Стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся  материалы приводит к её перенасыщению  и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает  значение каждого из них [18, 56].

 

1.7 Совет (актив) музея  как орган самоуправления

 

Общественным органом  самоуправления школьного музея  является Совет (актив) музея, который  создаётся для широкого привлечения  учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея. Совет музея формируется  из представителей ученических, педагогических коллективов, общественных организаций, представителей местных музейных объединений. Согласно Положению о музее образовательного учреждения Совет музея осуществляет текущую работу музея в образовательном  учреждении. Для реализации основных направлений деятельности музея  в нём создаются профильные функциональные группы:

поисково-собирательская, осуществляющая комплектование фондов;

фондовая, ведущая учёт и  хранение музейных предметов;

экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок.

культурно-образовательная  группа для проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея.

Совет музея избирает председателя Совета музея.

Одна из важнейших организационных  задач Совета музея - разработка концепции  музея [4]. Под концепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования фондов музея и их использование, экспозиционная деятельность и культурно-образовательные формы работы музея.

Концепция - это своеобразная и долговременная программа деятельности по созданию музея. Разработка научной  концепции является наиболее рациональным подходом к организации музея  образовательного учреждения. Работа над концепцией осуществляется в  три этапа:

 

Подготовка и анализ искомых  данных (в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях, литературе).

Разработка собственно концепции  музея.

Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е., перспективного плана  развития на определённый период.

Одним из важных направлений  деятельности Совета музея на начальном  этапе создания музея в образовательном  учреждении является разработка Положения  о музее (Устава) (Приложение 1). Данный внутренний документ разрабатывается  на основе Примерного положения о  музее (2003г).

В Положении (Уставе) музея  находят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направления деятельности музея, ответственность музея перед  образовательным учреждением. Большое  значение заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии, получают представление о собственных  правах и обязанностях по отношению  к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.

Положение о музее играет важную функцию: этот локальный акт, прошедший обсуждение, утверждение  позволяет регулировать отношения  не только между учителем, руководителем  музея и членами Совета музея, между руководителями образовательного учреждения и членами Совета музея, но и между самими детьми.

Совет музея также рассматривает  и утверждает перспективные и  календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и  экспозиции временных выставок, проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.

Информация о работе Школьный музей как форма воспитательной работы