Школьный музей как форма воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея.
Раскрыть сущность, функции школьного музея.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
1.6 Экспозиция школьного музея
1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления
Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении
2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея
2.2 Музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ"
2.3 Модель музея
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик с литературой.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

Музей - лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие  состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции  естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть  их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории  и оборудование.

Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой  деятельности. Оно органично включается в работы школьного театра, становиться  основой для преподавания страноведения., изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа.

Музей - адаптационный центр. Это музей с чётко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего  руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных  семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея  велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей  специфику аудитории.

Очень кратко попытаемся очертить возможности следующих трёх жанров, деятельность которых имеет не только гуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми экономическими реалиями, поскольку может способствовать улучшению материального положения  и школ, и учащихся.

Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий  в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая  информация может стать основой  школьного экскурсионного бюро, которое  разрабатывает местную краеведческую  тематику и предлагает этот "продукт" образовательным учреждениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения в школьную программу  факультатива по "Экскурсоведению"

Музей - игротека. Это музей  игр и игрушек, часть которых  принесена из дома, но основная - изготовлена  руками детей. Музейный актив и учителя  проводят на основе этих коллекций  театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продлённого  дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским  садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и  бытования игрушки.

Музейное кафе уместнее всего  организовать в школах или ПТУ, где  готовят будущих кулинаров. Важно  развернуть эту деятельность так, чтобы  культура приготовления была связана  с историей, национальными праздниками  и обычаями того или иного народа, а музейные посетители приносили  радость неформального общения  всем участникам.

Музей - ярмарка одновременно выполняет функцию торгового  и рекреационного центра. Он может  взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися  в мастерских своей или окрестных  школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать  себя в таких актуальных ролях, как  коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу  создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям [5, 12].

При выборе профиля и жанра  школьного музея необходимо учитывать  реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем  теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его  деятельности, многочисленные актив  и интенсивнее связь со специалистами  и местным сообществом. В реальности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик профиля  и жанров.

 

1.4 Цель, задачи, обязательные  условия для создания школьного  музея

 

Музей в образовательном  учреждении создаётся "в целях  воспитания, обучения и социализации обучающихся" [16]. Школьный музей  призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых  знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории  родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой  литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может  приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного  края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в  убеждения. Этому способствует наличие  в музее подлинника истории и  культуры, в котором проявляется  феномен единства информационно-логического  и эмоционально-образного воздействия  на разум и чувства. В музее  информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным  средством преемственности культуры.

Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления  культуры и образования. Задачами школьного  музея являются:

Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием  которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его  прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

Сохранить для воспитанников  и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

Способствовать внедрению  музейного материала в учебный  процесс [20, 54].

Преобразовать музейный предмет  в средство информационного и  эмоционального восприятия минувших эпох.

Способствовать включению  учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории  малой Родины.

Способствовать формированию духовных ценностей.

Для создания школьного музея  необходим ряд условий:

собранные и зарегистрированные музейные предметы;

музейный актив;

помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

музейная экспозиция;

Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем  образовательного учреждения [16].

 

1.5 Функции школьного музея

 

В сочетании "школьный музей" является слово музей. Как и любой  другой музей, он обладает функциями, присущими  этому социальному институту. В  Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается  в целенаправленном отражении в  музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые  изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция  осуществляется в трёх формах:

Комплектование фондов;

Фондовая работа;

Создание экспозиции музея;

Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все  стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания[3]. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность музейного  предмета - рассмотрение музейного  предмета как источника информации.

Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью.

Экспрессивность - выразительность  предмета, его способность оказывать  эмоциональное воздействие.

Репрезентативность (представительность) - уникальность предмета по отношению  к подобным предметам.

Все музейные предметы делятся  на три группы:

вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

изобразительные (картины, скульптура, графика);

письменные (документы на всех носителях) [5,13].

Совокупность музейных предметов  составляют фонды музея. Комплектование фондов - один из главных видов деятельности музея в образовательном учреждении.

Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно  разделить на 4 основных этапа:

Планирование комплектования.

Поисково-собирательская работа.

Выявление и сбор памятников истории и культуры.

Включение памятников истории  и культуры в музейное собрание.

На первом этапе осуществляется выбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и  возможностей музея. Существует несколько  способов комплектования:

Тематическое комплектование - метод комплектования, связанный  с изучением какого-либо исторического  процесса, события, лица, явления природы  и сбором источников информации о  них;

Систематическое комплектование - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды;

Комплектование "по горячим  следам событий" - приём собирательской работы на месте в момент какого-либо события или сразу после него;

Текущее комплектование - получение  отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки  [4,28].

Второй этап: поисково-собирательская работа. Существуют методы поисково-исследовательской  деятельности:

сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);

переписка с людьми;

встречи с интересными  людьми;

получение даров из семейных коллекций;

работа в библиотеках, архивах;

экспедиции.

Одним из основных принципов  любой поисково-исследовательской  работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать  тему, стремиться связать изучаемые  события с общеисторическими  процессами, увидеть их характерные  черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц  в этих событиях. Каждый краевед  должен помнить об ответственности  за сохранность выявленных и собранных  памятников истории и культуры: важно  сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники  должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е., нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Комплектование фондов музея  является одной из функций музея, назначение которой - накапливать социальную информацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления или  события.

Для учёта и научного описания собранных памятников истории и  культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые  документы описания и учёта. К  ним относятся: "Акт приёма", "Полевой дневник", "Полевая  опись", "Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов", книги  учёта музейных предметов ("Инвентарная  книга") [3, 12]. Инвентарная книга является основным документом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.

В заголовочных данных на лицевой  стороне обложки на титульном  листе кроме наименования самого документа необходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе.

Все записи в инвентарной  книге делаются аккуратно, чёрными  или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в  крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея (Приложение 2).

Феномен школьного музея  состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении  направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .

Министерство образования  и науки РФ рассматривает музей  образовательного учреждения как эффективное  средство духовно-нравственного, патриотического  и гражданского воспитания детей  и молодёжи. Воспитательная функция  основывается на информативных и  экспрессивных свойствах музейного  предмета и осуществляется в различных  формах культурно-образовательной  работы музея. Музееведы выделяют следующие  музейные формы:

Лекция;

Экскурсия;

Консультация;

Научные чтения;

Кружки;

Клубы;

Исторические и литературные вечера;

Встречи с интересными  людьми;

праздники;

Концерты;

Конкурсы, викторины;

Исторические игры и т.д. .

В Положении о музее  образовательного учреждения к традиционным функциям относится:

комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;

использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического  воспитания [16]. Музеи образовательных  учреждений, как и государственные  музеи РФ, обязаны соблюдать правила  и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов.

Информация о работе Школьный музей как форма воспитательной работы