Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Общепринятым является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер.

Содержание работы

Культура и личность………………………………………………...3 с.
Личность как объект и субъект культуры………………………………...3 с.
Главные составляющие культуры личности……………………………...6 с.
К.-Г. Юнг об архетипах культуры………………………………….9 с.
Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии………………………………………………12 с.
Культурные традиции…………………………………………………….13 с.
Инновации………………………………………………………………....16 с.
Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева……………………20 с.
4.1. Понятие этноса………………………………………………………………20 с.
4.2. Этнос как система…………………………………………………………...21 с.
4.3. Этническая иерархия ………………………………………………………..22с.
Мифы древности и их значение для современности……………..24 с.
Список литературы…………………………………………………30 с.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

Кировский филиал

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

« Пермский государственный  институт искусства и культуры»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по культурологии

 

вариант 6

 

Выполнил(а) студент(ка)

группы      - МКс-1

Харюшина  Диана Павловна

ф.и.о. студента

Преподаватель:

Быкова Е. В.

ф.и.о. преподавателя

Работа поступила в  учебную часть _______________________

дата, подпись методиста

Отметка преподавателя:

_______________________________

зачтено, не зачтено

_______________________________

дата, подпись


 

Киров-2012

 

Оглавление.

  1. Культура и личность………………………………………………...3 с.
    1. Личность как объект и субъект культуры………………………………...3 с.
    2. Главные составляющие культуры личности……………………………...6 с.
  2. К.-Г. Юнг об архетипах культуры………………………………….9 с.
  3. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии………………………………………………12 с.
    1. Культурные традиции…………………………………………………….13 с.
    2. Инновации………………………………………………………………....16 с.
  4. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева……………………20 с.

4.1. Понятие этноса………………………………………………………………20 с.

4.2. Этнос как система…………………………………………………………...21 с.

4.3. Этническая иерархия ………………………………………………………..22с.

  1. Мифы древности и их значение для современности……………..24 с.
  2. Список литературы…………………………………………………30 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура и  личность.

1.1. Личность как объект и субъект культуры

На сегодняшний день в  научной литературе можно встретить  различные определения феномена "личность". Общепринятым является лишь то, что личность всегда характеризуют  интеллектуальные, морально-волевые  качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и  культуры, а также существование  глубинной, сущностной взаимосвязи  между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и  образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный  русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и  питающая личность". 
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер. Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. Даже высочайшие произведения искусства, созданные, но утраченные людьми, перестают быть феноменом культуры до тех пор, пока их вновь не коснется одухотворяющая все деятельность человека.

Человек изначально становится объектом культуры. И даже, если рассматривать  культуру как деятельность человека природы (как внутренней, так и  внешней) в соответствии с определенным планом действий, очевидным представляется то, что сам этот идеальный план не закладывается в сознание человека от рождения. Культура того или иного  социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком  смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений, нормы права и т.д. Индивид в  процессе социализации, воспитания и  саморазвития усваивает все эти идеальные нормативы[1, с. 87]. Процесс становления личности происходит уже в существующем культурном контексте, при его непосредственном воздействии на индивида. Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а вернее, мира культуры. Ребёнок учится действовать как человек, взаимодействовать с другими людьми, учится мыслить, чувствовать и выражать свои мысли и чувства словами.

Субъектом культуры ребёнок  станет лишь там и тогда, где и  когда сам начнет эту деятельность совершать. Подлинное усвоение культуры происходит лишь в том случае, когда  индивид не только обретает культурные формы, выработанные предшествующими  поколениями, но и сам как субъект  культуры производит новые идеи, формы, ценности[3, с. 276]. Как субъект культуры, человек существует с тех пор и до тех пор, пока он активно производит и воспроизводит свою реальную жизнь в формах, созданных им самим или другими людьми, в формах, принадлежащих той системе культуры, её контексту, в который она вписана. Данное условие может быть выполнено только тогда, когда индивид будет способен адекватно воспринимать смысл произведений культуры. Именно восприятие смысла, деятельность в соответствии с ним и будут актами культуры. Так обстоит дело с любым произведением культуры: вы не прочтете книгу, пока сами не научитесь читать; вы не поймёте фильм, пока не овладеете языком кино, пока не попытаетесь разобраться в идеях фильма[2, с. 243]. В том случае, когда идеальное, смысловое содержание предмета усвоено индивидом лишь формально, лишь как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи реальной с действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к идеальному образу критически. Он не может отстраниться от формы деятельности, критически осмыслить её и, возможно, изменить в соответствии с меняющейся реальностью и развивающимся человеком. В такой ситуации человек делается акультурным, становится механизмом, а не человеком, не субъектом культуры, так как он не создает культуру, а формально потребляет её, оставаясь лишь объектом культуры.

Только индивид, продуцирующий  истинно человеческие ценности, служащий человеческим целям и идеалам, и  осуществляющий их в своей жизнедеятельности, может быть субъектом культуры, а следовательно, человеком как таковым, личностью. В этом смысле, личностью может быть назван индивид, который овладел формами преобразования не только внешней природы, но и внутренней - формами деятельного развития самого себя. В процессе взаимодействия с другими людьми возникает ситуация, когда действие индивида, направленное на другого человека, отраженное возвращается обратно к нему и тем самым превращается из действия, ориентированного на другого, в действие, направленное (опосредованно через другого человека) на самого себя. Такая сложная взаимозависимость личности и социума, личности и культуры обуславливает одну из главных качеств личности - её уникальность. Неповторимость свойственна каждой личности настолько органически, что если её отнять, то исчезнет сама личность[2, с. 154]. Любой человек, являясь существом уникальным, выстраивает свой субъективный мир, имея возможность соотносить его с общечеловеческими мерками, нормами культуры. И чем больше будет соответствовать этот духовный мир индивида человеческому миру культуры, тем более значимой будет личность данного человека.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно с  уверенностью говорить о том, что "личность - "внутренняя социальность раскрывающая в себе все проявления культуры человечества". При этом пред нами всегда будет  не просто человек, а "коллективный человек" (К.Г. Юнг), не личность, - а коллективная личность[3, с. 317]. Личность как таковая существует лишь в системе реальных человеческих взаимоотношений через вещи, слова, поступки, объекты культуры, составляющие как бы единый организм. В такой "организм" может быть объединена или социальная группа, или этнос, или всё человечество. Личность и культура выступают как две принципиальных формы существования духовности. Создается своеобразный банк культурных ценностей, которые могут быть востребованы и реализованы только субъектом, их создавшим: личностью. Вне личности культурная информация мертва, без личности её просто не может быть. Чтобы познать человека - надо познать культуру, а чтобы познать культуру, надо познать человека. В итоге личность и культура соотносятся как субъект и объект. Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.

1.2. Главные составляющие культуры личности

Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что  можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно  многогранна. Она может характеризоваться  с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической  зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих  позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую  ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура  нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения. Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного  воздействия на нее как этическое  образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п. В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как  культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления  их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра  и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.

Обратимся ко второй составляющей нравственной культуры личности - культуре её нравственных чувств, эмоциональной  стороне индивидуальной нравственности. Диапазон этих чувств может быть очень  широк: от ситуативной реакции на личное оскорбление до высоких гражданских  скорбей и радостей. Они могут  быть направлены вовнутрь (чувства  стыда, раскаяния, угрызения совести  и т.п.) и вовне (чувства сострадания, ненависти, равнодушия и т.д.). Особую роль нравственные эмоции и чувства играют в человеческом общении. Общение, лишенное эмоционального тепла, не может удовлетворить одну из высших, гуманистических в своей основе, потребностей человека - в "роскоши человеческого общения" (Экзюпери) [1, с. 53]. Моральная надежность личности дает уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.

Культуру повседневного  поведения личности составляют культура поступка и этикета. Этикет представляет собой ритуализированные формы  человеческих взаимоотношений в  той или иной среде, имеющий классовую, национальную и историческую окраску. Несмотря на всё многообразие этикетных  форм, можно найти в них нечто  устойчивое, представляющее непреходящую общечеловеческую значимость, а именно: вежливость, такт, скромность, точность, простота. Гораздо более сложную  характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д.

Культуру личности можно  характеризовать и с точки  зрения эстетической культуры. Это  можно рассмотреть на примере  центрального звена в эстетическом сознании человека - эстетическом вкусе. Под вкусом обычно понимается способность  человека интуитивно постигать и  эмоционально оценивать эстетические и художественные ценности.

Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности. Выделяют три уровня развития эстетической потребности: 
1. Начальный - "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок; 
2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей; 
3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.

Еще одной относительно самостоятельной  частью характеризующей культурный облик личности, является степень  развития её интеллекта. Интеллект  каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать  в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс  отмечал, что рассудок оперирует  по строго заданной схеме, алгоритму, без  осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как  разум стремится выйти за пределы  сложившейся системы, раздвинуть его границы[1, с. 74].

Таким образом, основными  компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны  между собой и непосредственно  влияют на развитие личности.

Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально-предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности.

Итак, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры - максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому  любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история  культуры - это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или  какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.

2. К. Г. Юнг об архетипах культуры.

Психологическая теория культуры начинает свое теоретическое оформление со второй половины XIX века. Именно в  этот период в самостоятельную науку  выделяется собственно психология.

Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ Зигмунд Фрейд (1856-1939). Проблемам культуры посвящены следующие работы 3. Фрейда: «Сон и миф» (1907); «Тотем и табу» (1913); «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921); «Будущее одной иллюзии» (1927); «Недовольство культурой» (1929) и др.

Основу культурологической концепции Фрейда составляет гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют три слоя:

Информация о работе Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева