Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Общепринятым является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер.

Содержание работы

Культура и личность………………………………………………...3 с.
Личность как объект и субъект культуры………………………………...3 с.
Главные составляющие культуры личности……………………………...6 с.
К.-Г. Юнг об архетипах культуры………………………………….9 с.
Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии………………………………………………12 с.
Культурные традиции…………………………………………………….13 с.
Инновации………………………………………………………………....16 с.
Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева……………………20 с.
4.1. Понятие этноса………………………………………………………………20 с.
4.2. Этнос как система…………………………………………………………...21 с.
4.3. Этническая иерархия ………………………………………………………..22с.
Мифы древности и их значение для современности……………..24 с.
Список литературы…………………………………………………30 с.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

Вопрос о происхождении  искусства до сих пор решается неоднозначно. Да, существует магическая концепция генезиса искусства, согласно которой источником искусства являются магические верования и обряды. С  нашей точки зрения, изложенный выше материал позволяет сделать вывод  о пользе следующей концепции, приведенной  советским ученым Д. Угриновичем  в его книге «Искусство и религия». «Хотя искусство и религия порождены принципиально разными социальными потребностями, возникли они в одночасье и реализовались сначала в единственной, не размежеванной системе духовно практической деятельности, которую являл собой первобытный мифологический обрядовый комплекс» [16, с. 153]. Существенным является то, что источником эстетичного отношения к миру, сконцентрированным в изобразительной деятельности, танцах, музыке и других, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельный звуковой язык – форма высказывания логического понятийного мышления, но общение может существовать благодаря рисунку, жесту и пению, которые часто выступают элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство является суггестивною формой существования социально значимой информации, которая существует в обществе, а также системы эстетичных ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива, ведь информация, выраженная в системе эстетичных кодов, была необходима для осуществления практических коллективных действий, которые обеспечивали, в конечном счете, существование племени.

В заключение отметим, что  в первобытном обществе функционирует  триада – родовой уклад, миф и  изобразительная деятельность. Во время  распада первобытного общества и  зарождения классового, на смену этой триаде приходит новая – государство, религия и письменность, происходит замена мифа религией, которая содержит в себе и моральный момент. Однако во всех религиозных системах, порожденных  мифами каменного века, сохраняются  идеи древнейшего мифа. Да, идея бессмертия души происходит от самого древнего в  истории человечества сюжета о жизни  и смерти, отображенного в росписях палеолитической пещеры Ляско. В  целом можно сказать, что первобытнообщинная социально-культурная система характеризуется, насколько об этом можно думать, на современном уровне знаний, удивительной однородностью социальных структур, одинаковым набором типов деятельности, высокой степенью «схожести» духовной культуры разных человеческих отношений.

Во время развития первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляются разнообразные социально-культурные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998. – 160 с.
    2. Ильенков Э.В. что же такое личность? С чего начинается личность. М., 2003. – 325 с.
    3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2006. – 389 с.
    4. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991. – 278 с.
    5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-310688.html?page=3#9795088
    6. http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-pokulturologii/ustoychivost-i-izmenchivost-kulturyi-traditsii-i-innovatsii.-mezhkulturnyie-kommunikatsii.html
    7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
    8. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 293 с.
    9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: “Товарищество Клышников, Комаров и К0”, 1992. – 302 с.
    10. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Сост и общ. ред. А.И.Куркчи. – М.: “Институт ДИ-ДИК”, 1997. – 544 с.
    11. http://otherreferats.allbest.ru/culture/d00100994.htmlРа
    12. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003. – 167 с.
    13. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 608 с.
    14. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001. – 494 с.
    15. Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 397 с.
    16. Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. – М.: Политиздат, 1982. – 287 с.
    17. http://knowledge.allbest.ru/culture/d3c0a65625a3bd68a4c43b89421216d27.html

 

 

 


Информация о работе Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева