Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Общепринятым является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер.

Содержание работы

Культура и личность………………………………………………...3 с.
Личность как объект и субъект культуры………………………………...3 с.
Главные составляющие культуры личности……………………………...6 с.
К.-Г. Юнг об архетипах культуры………………………………….9 с.
Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии………………………………………………12 с.
Культурные традиции…………………………………………………….13 с.
Инновации………………………………………………………………....16 с.
Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева……………………20 с.
4.1. Понятие этноса………………………………………………………………20 с.
4.2. Этнос как система…………………………………………………………...21 с.
4.3. Этническая иерархия ………………………………………………………..22с.
Мифы древности и их значение для современности……………..24 с.
Список литературы…………………………………………………30 с.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

Творческим людям присущи  следующие личностные черты: 1) уверенность  в своих силах, готовность отстаивать то, во что веришь; 2) нонконформизм, т.е. опровержение мнения большинства, правда, некоторым присуща конформность, т.е. усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; 3) превосходные знания дела и его  скрытых деталей; 4) способность видеть новое, готовность поверить своим и  чужим фантазиям; 5) высокая толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению к неопределённым и  неразрешимым ситуациям); 6) готовность браться за решение проблем, кажущихся  неразрешимыми и даже опасными; 7) конструктивная активность в этих ситуациях; 8) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Таким образом, всякий большой  талант несет в себе открытость души, удивление, обворожительно простодушие. Только эти качества рождают мудрость и творчество.

Культурная модернизация. В последние десятилетия наблюдается  интеграция во многих сферах жизни  в большинстве стран, а также  рост межкультурных коммуникаций. Формируются те общие нормы, ценности, которые характерны для большинства культур. Эти процессы выступают как культурная универсализация. Одной из ее форм является культурная модернизация. В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества. В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее отставания от культур, принятых за развитые. В частности, классическим примером такой модернизации является индустриализация - переход от традиционной культуры к капиталистической.

Важной формой модернизации в межкультурной коммуникации является аккультурация (ее еще называют заимствованием или диффузией). Заимствование или  диффузия - это стихийное распространение  культуры в социальном и географическом пространстве из одного общества в  другое. Широкое и продолжительное  ареальное (территориальное) взаимодействие разных культур ведет к многовековым конвергентным процессом (например, сближению разных языков или замене двух или нескольких языков одним). Ареальное воздействие ведет  к ослаблению исконной генетической сущности, следовательно, имеет в  ней и чужеродные элементы. Постоянное или частое взаимодействие обществ  порой ведет к быстрому усвоению инородных элементов. Так люди, живущие  на национальных окраинах, или в  торговых центрах обычно быстрее  усваивают элементы других культур, чем жители глубинки. А порой условия  контактов могут привести к насильственному  навязыванию культуры, и что неизбежно  порождает реакцию отторжения, сопротивления  «оккупационной культуре». «Лучшим  примером процесса вестернизации (столкновение культур) в развитых цивилизациях служит Индия, где древняя культура, обладающая высокоосознанным философским этосом, столкнулась с агрессивным напором  Запада. Численность населения Индии  и сила индуизма не допустили быстрого краха, как это было в маленьких и примитивных культурах».

4.Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.

Яркая и принципиально новая  теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – говоря по-современному, этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.). Он создал новую науку  этнологию. Его теория долгое время  замалчивалась и искажалась официальной  наукой.

“Благодаря Гумилеву совершился переход  от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ  натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению синтеза новой историко-этнологической дисциплины, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира…”[11].

4.1. Понятие этноса

Л.Н. Гумилев показывает, что социальные и общественно-экономические категории не обязательно совпадают с этносом. Идеология, культура и язык также являются необязательными признаками этноса.

Этносы образуются разными  способами: сикхи стали этносом  на основе религии, монголы – на основе родства, швейцарцы – вследствие войны с австрийскими феодалами. Задача теории Л.Н. Гумилева уловить в этом общую закономерность.

Неверно приравнивать этнос  к биологическим таксономическим  единицам: расе или популяции. Расы отличаются по физическим признакам, не имеющим существенного значения для жизнедеятельности человека. Этносы формируются из нескольких рас. Популяция – совокупность особей одного вида, населяющая в течение  ряда поколений определенную территорию. Этнос же – не совокупность сходных  особей, а система, состоящая из особей, разнообразных как генетически, так и функционально, а также из продуктов их жизнедеятельности: техники, антропогенного ландшафта и культурной традиции. Характер этнической изоляции от соседей не связан с территорией. При образовании этноса не происходит изменения видовых характеристик. В реальном историческом процессе имеют место этнические контакты:

1. Сосуществование (не  смешиваются и не поглощают  друг друга, заимствуя нововведения);

2. Ассимиляция (поглощение  с полным забвением);

3. Метисация (сочетаются  традиции, нестойкий вариант);

4. Слияние, при котором  забываются традиции первичных  компонентов и рядом (или вместо) возникает третий этнос. Это  главный вариант этногенеза и  он встречается реже других.

4.2. Этнос как система

Наряду с разрушительными процессами внутриэтнической эволюции существуют созидательные, благодаря которым  возникают новые этнические сообщества. Общеизвестный пример социальной системы  – это семья. Реально существующим и действующим фактором системы  являются не предметы, а связи. Эта  внутренняя связь между отдельными людьми при взаимной несхожести и  является реальным проявлением системной  связи, и не может быть определена ни через какие другие показатели.

Связи в системе могут  быть как положительными, так и  отрицательными, причем некоторые связи  подсистемы на протяжении жизни особи  могут сменить знак. Например, связь  новорожденного со старшими имеет определенную направленность и “вес”. О нем  заботятся, его воспитывают и  учат. Когда он становится взрослым и отцом семейства, знак связи  меняется на противоположный: он заботится  о родителях и учит детей. И, наконец, став стариком, он опять требует  заботы и ухода. Эта закономерность показывает, что любая система  не статична, а находится либо в  динамическом равновесии (гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которого находится вне данной системы.

Мера устойчивости этноса как системы определяется не его  массой, т.е. численностью населения  и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором  связей [8, с. 137]. Резкий выход за определенные пределы влечет либо гибель, либо бурное развитие.

Этнос – не просто скопище  людей, теми или иными чертами  похожих друг на друга, а система  различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а  также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Последнее, являющееся направлением развития, особенно важно, ибо “общим для всех случаев множеств является свойство элементов обладать всеми видами активности, приводящими  к образованию статических или  динамических структур”. Применение этого  подхода к процессам этногенеза связано и с решением проблемы историзма, так как все наблюдаемые  факты укладываются в динамическую систему исторического развития, и нам только остается анализировать  ту часть Всемирной истории, которая  непосредственно связана с нашей  темой.

Таким образом, реальную этническую целостность  мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. Передача опыта потомству наблюдается  у большинства теплокровных животных. Однако наличие орудий, речи и письменности выделяет человека из числа прочих млекопитающих, а этнос – форма  коллективного бытия, присущая лишь человеку.

4.3. Этническая иерархия

Этническая классификация  может быть проведена по любому произвольно  взятому признаку: по языку, расе, религии, роду занятий, принадлежности к тому или иному государству. В любом случае это будет весьма условное деление. Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы - одной из оболочек Земли) является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов [10, с. 432]. Именно они являются этническими таксонами, наблюдаемыми непосредственно. Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут.

Принадлежность к тому или иному разделу таксономии определяется не абсолютной идентичностью  особей, чего в природе никогда  не бывает, а степенью сходства в  определенном аспекте на заданном уровне. Но как бы ни был этнос мозаичен и как бы разнообразна ни была его  структура, на заданном уровне он –  целостность.

Способ поддержания целостности  системы зависит от эпохи, точнее – от фазы этногенеза. В молодых  системах элементы контактируют весьма напряженно, можно сказать, страстно, и вызывают столкновения. Но эти  усобицы поддерживают целостность  этнической системы и государства  лучше, нежели при апатии населения  – хотя тогда жить легко, этносы распадаются и исчезают как целостности.

Л.Н. Гумилев показывает существование разной степени этнической совместимости. Чтобы стать “своим”, надо унаследовать традицию и идеалы этноса, а это возможно только в младенчестве и при условии, что ребенок не воспитывался своими истинными родителями.

Итак, изменить законы Природы нельзя, остановить природные процессы этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают цунами и землетрясения.

Теория Л.Н. Гумилева – это попытка дать ответы на наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия. Существенно были развиты научные методы и образована новая научная дисциплина. Определено место новой науки в системе знаний.

5. Мифы древности и их значение

В живописном творчестве человека каменного века значительными являются две главных функции Давнего  мифа – освоения пространства и  времени. Это значит, что от начала существования культуры, ее содержание определяется мифом, который выступает  как описание, средство познания мира. Миф органически связан с фундаментальным  стремлением человеческого творчества к овладению и преодолению  пространства и времени. Когда древний  человек покрывал стены пещеры, поверхность  скал или глиняных сосудов разными  изображениями, он в своем сознании осваивал пространство и время.

Известно, что содержание культуры являет собой продукт творческой деятельности в своих разных проявлениях. Также известно, что любая деятельность формирует систему поведения  и в то же время сама организуется этой системой.

Система ритуалов в значительной мере воспроизводит в модифицированной форме определенным языком систему  поведения. Эта этологическая система  порождает систему мифов, как  определенную универсальную систему, которая определяет ориентацию человека в природе и обществе. В системе  мифов утверждается и обосновывается представление человека об окружающем мире. С. Токарев и В. Мелетинский  пишут в «Мифах народов мира»: неспособность определить различие между естественным и сверхприродным, безразличие к противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно конкретный характер, метафорическая эмоциональность – эти и другие особенности первобытного мышления превратили миф в достаточно, своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспроизводится и описывается весь мир [15, с. 247].

В настоящее время оказывается  большой интерес к древнейшей мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских исследований Запада сегодня очутились ненаучные  формы знания и сознания. Эпистемология  и религия представляют анализ шаманизма  и магии, причем первые обращаются к  ним, чтобы предоставить науке «человеческое  лицо», путем отыскания в ней  черт ненаучного мышления и следов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию, как  своеобразный тип рациональности. В  новейшей западной философии выявляется релятивистская тенденция к сближению  науки и ненаучных форм мировоззрения.

Полностью понятен вывод  современной психологии, что у  первобытного человека не была развитой способность к рефлексии. Под  последней (рефлексия) следует понимать высокую форму теоретической  мысли, самопознания, постижения божественности бытия. Которые были достигнуты древнегреческой  и римской философией (от Сократа, Платона и Аристотеля, к Платону  и другим). Понятие рефлексии не применимо к мышлению человека каменного  возраста.

Однако мышление гомосапиенса создало образотворчество – механизм, который не только регулирует поведение  человека, но и развивает способность  к членораздельному языку, графической  деятельности, обобщению и образно  символическому отображению света, благодаря чему человек осмысливает  и выделяет свою причастность к окружающему  миру и свое место в нем. Образотворчество – вершина первобытного синтеза  человеческой деятельности. Представление  человека о цельности природы, ее «оптимуме» или «экономности», которые  в современных науках зафиксированы  общими законами, в момент появления  науки были выражены своеобразно  в изобразительной деятельности.

Эта изобразительная деятельность являет собой достаточно сложную  и глубокую специфическую форму  «удвоения мира» в исторических условиях древнекаменного века, когда  окружающая среда постигалась с  помощью символического использования  объема, линии и цвета. Следует  отметить, что наукой до сих пор  окончательно не решен вопрос происхождения  изобразительной деятельности, о  живописи, ее возникновении. В связи  с этим заслуживает внимания подход А. Д. Столяра, который анализирует  так называемые «медвежьи пещеры», где находятся собранные неандертальцами  черепа и конечности медведя, и показывает на изобразительную природу, символический  характер этих комплексов [17]. Развитие изобразительной деятельности происходило по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, которая передавала образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, которые отвечали образно абстрактному аспекту первобытного мышления. В результате анализа древнейшей изобразительной деятельности А. Д. Столяр делает вывод, что «между конкретно образным и абстрактным типами мышления словно сами собой возникают первые контуры образно абстрактного мышления, что переходное по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Важно не только то, что изобразительная деятельность дала возможность осуществить переход от конкретно образного типа мышления, но и то, что в ее основе заключается принцип пропорции, принцип ровной перемены и геометрического подобия – отображение и повторение общего принципа природы, который стал одновременно принципом познания и творчества.

Информация о работе Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева