Этапы работы над созданием сценария массового праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:04, доклад

Описание работы

Основными этапами работы над сценарием праздника являются:
1. идейно-тематический замысел;
2. изучение жизненных фактов; исторических, документальных, художественных, фольклорных источников, связанных с конкретной темой праздника;
3. составление сценарного плана праздника;

Файлы: 1 файл

1.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

1. Этапы работы над созданием  сценария массового праздника

Основными этапами работы над сценарием праздника являются:

1. идейно-тематический замысел;

2. изучение жизненных фактов; исторических, документальных, художественных, фольклорных  источников, связанных с конкретной темой праздника;

3. составление сценарного плана  праздника;

4. отбор документального, художественного, местного этнографического и  фольклорного материала по теме  праздника;

5. разработка блоков и эпизодов  праздника в соответствии со  сценарным планом;

6. монтаж блоков и эпизодов сценария;

7. литературная запись сценария  праздника.

Работа над сценарием начинается с определения его темы и идеи. Это тесно связанные понятия и часто одно подменяют другим. «Тема» в широком смысле рассматривается как очерченный в произведении круг жизненных явлений, общий их характер, но без описания отдельных составляющих его частей, мотивов.

Создать сценарий при очень широком понимании темы практически невозможно. Необходимо конкретизировать тему, выбрать и ярко осветить проблемный аспект.

Определение темы и осмысливание её как проблемы помогает правильно сформулировать идею. Идея – это вывод, который органично вытекает из всего содержания сценария.

Обосновывая идейно – тематический замысел сценария, нужно помнить, что любое мероприятие рассчитано на определённую аудиторию. Поэтому надо знать социальные, профессиональные, образовательные и возрастные особенности предполагаемой аудитории. Это поможет конкретизировать идею сценария, а значит и точнее определять материал, разнообразные приёмы активизации аудитории.

Замысел сценария является схемой предстоящего мероприятия, которая включает основные блоки – эпизоды, сюжетную линию.

Поиск интересного сюжета – залог успеха. В сюжете должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории события, связанные между собой и последовательно развивающиеся. Полностью выстроить сюжет – это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, так как любой сценарий строится на конкретном отобранном и обработанном материале. Для выбора сюжета необходимо изучить жизнь людей, о которых идёт речь. Только тогда сюжетную линию можно последовательно выстроить от события к событию. Она свяжет все эпизоды в единый стержень – сюжетный ход, не позволяющий сценарию распадаться на отдельные фрагменты.

Развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта. Бесконфликтный сценарий не сможет ярко и образно раскрыть его идею. Но разрешение конфликта ещё не обуславливает развитие самого действия, так как каждый сценарий должен иметь композиционное решение.

Чёткая композиционная структура позволяет упорядочить сценарий, логично выстроить события, его составные части.

Композиция – это упорядоченное построение материала, его основных частей. Она включает: экспозицию (пролог), завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал.

Экспозиция – вступительная часть сценария. В одном случае она отображает события, жизненную обстановку, предшествующую той, о которой пойдёт речь в основном действии, превращаясь тем самым в пролог, в другом – может быть связана с основным сюжетом и не влияет на ход последующих эпизодов. Однако цель экспозиции – создать у зрителя эмоциональное состояние, психологически подготовить его к восприятию последующего действия. В качестве экспозиции используются: художественный материал (короткое стихотворение, песня, слайд, кинофрагменты), документальная запись, слово ведущего, а также театрализованное действие. К экспозиционному материалу можно отнести и афишу, программу, пригласительный билет, оформление места проведения мероприятия и прилегающей территории, зрительного зала и сцены.

Экспозиция перерастает в завязку – событие, с которого начинается действие в сценарии, влекущее за собой все последующие. Экспозиция и завязка должны быть чёткими и лаконичными. Следующая часть сценария – основные действия. Если завязка подводит зрителя к постановке проблемы, то в основном действии сосредоточены все события, о которых идёт речь, поступки героев, их взаимоотношения, развитие конфликта. Основное действие обычно состоит из ряда эпизодов, логически связанных между собой. Каждый из них имеет свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят тема и идея сценария.

Действие в сценарии должно подчиняться следующим основным методическим требованиям:

1) строгая логичность построения сюжета и развития конфликта;

2) эпизоды должны быть связаны смысловыми мостиками (однако логичность построения совсем не означает обязательную хронологическую последовательность эпизодов);

3) постепенное нарастание действия; нельзя идти от эмоционально более сильных эпизодов к слабым. Заданное экспозицией и завязкой действие должно развиваться по нарастающей кульминации к финалу.

Правильно организовать действие в сценарии помогает сценарный ход. Сценарный ход – это приём, объединяющий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного хода, связывающего все эпизоды действия. Фантазия в поисках разнообразных сценарных ходов безгранична и зависит от образного мышления, а также умения найти и интересно выстроить документальный и художественный материал.

Высшей эмоциональной ступенью развития основного действия является кульминация – выражение идеи всего мероприятия, когда поставленная для разрешения проблема крайне заостряется. Это может быть самый сильный по эмоциональному воздействию художественный фрагмент или документальный материал, церемониальное или массовое действие.

Кульминация обычно перерастает в финал, который несёт в себе особую смысловую нагрузку, подаёт идею в концентрированном виде. Поэтому финал должен превратиться в общее коллективное действие и разрушить деление аудитории на зрителей и участников.

 

В практике композиционного построения представления и зрелища применяются четыре основных принципа монтажа: 1) последовательный; 2) параллельный; 3) по контрасту; 4) по принципу контрапункта.

Главенствует среди них последовательный монтаж эпизодов, так как эпизод является формирующей единицей представления (зрелища). Он же формирует тематический цикл номеров. Это могут быть номера локального жанра (вокал, танец, акробатика, художественное чтение, пантомима и др.) либо разработанные специально для конкретного представления и являющие собой синтез разножанровых элементов. В любом случае, организованный на их основе эпизод вступает в соподчинение с идейно-тематическим замыслом и сверхзадачей будущего представления.

Эпизод – единица действия в представлении, и в самом эпизоде действие развивается по законам любой сценической формы: завязка-кульминация-развязка. Это значит, что в эпизоде неизбежна конфликтная ситуация, определяющая ход борьбы. Её разрешение (развязка) в финале эпизода 1 таит завязку эпизода 2, т.е. само по себе выявление конфликта происходит именно на стыке двух эпизодов и может выражаться в музыкальной «срезке», столкновении цветовой символики или пластических решений. Вот почему при последовательном монтаже столь важна точность расстановки эпизодов и формирующих их номеров.

В связи с движением событий от предыдущего эпизода к последующему темпоритмическая структура представления основывается на монтаже кульминаций. Кульминация может наступать раньше или позднее, что обуславливает ускорение или замедление темпа, тогда как предкульминационное напряжение борьбы в каждом эпизоде обуславливает ритмический строй в развитии действия. В большой степени это зависит от музыкальной партитуры каждого эпизода.

Параллельный монтаж диктуется, как правило, одновременным развитием действия на разных сценических планах, или же на разных площадках в открытом пространстве.

Так, на стадионе могут стать площадками одновременного (параллельного) действия: 1) беговая дорожка; 2) зелёное поле; 3) установленные в какой-либо его части сценические подмостки либо иное необходимое в ходе событий сооружение; 4) в определённые моменты может быть использовано также воздушное пространство.

Подобные параллели могут иметь место как в спортивном зрелище, так и в сюжетно-игровом, скажем, на историческую тему; при воплощении любого другого тематического действа.

Не менее характерен параллельный монтаж эпизодов для действ, проводимых в границах больших мемориальных комплексов.

Конечным результатом сценарного творчества является предназначенный для чтения и последующей режиссёрской разработки литературный сценарий, в ткань которого включены как литературно-драматический материал, так и отчасти режиссёрско-постановочный. Формой же записи всего сценарного материала является, литературное описание, аналогом которого в театре можно считать пьесу.

Определяя основные этапы работы над сценарием массового мероприятия, необходимо отметить, что, несмотря на единые законы драматургии, в каждом сценарии должны присутствовать индивидуальное авторское Я, своя нота, созвучная жизни и деятельности конкретного коллектива.


Информация о работе Этапы работы над созданием сценария массового праздника